Антикоррупционные ограничения для лиц, занимающих руководящие должности в госорганизациях

Автор: Алексей ПАВЛОВСКИЙ, юрист.

Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон) субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции, определяет государственных должностных лиц, к которым отнесены и лица, занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства или его административно-территориальных единиц. То есть, речь в данном случае идет о руководителях всех государственных организаций, будь то крупное промышленное предприятие или сельский клуб.

 

Что изменилось для данной категории лиц со вступлением Закона в силу?

В первую очередь, отметим, что и ранее действовавший Закон Республики Беларусь от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» также относил представителей этого социального класса к государственным должностным лицам. Более того, так уж совпало, что, как и в старом, в новом Законе ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к ним лиц, прописаны в ст. 17. Анализ данной нормы показывает, что список этих ограничений существенно расширился.

Как и раньше, данной категории лиц не разрешается заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение. Как и раньше, не вправе гражданин, относящийся к данной категории, быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью госоргана, иной организации, служащим (работником) которого (которой) оно является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) госоргана, иной организации. Остались без изменений в этом списке и запреты:

  • принимать участие лично или через иных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных Законом и иными законодательными актами;
  • иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами.

В то же время претерпел некоторые несущественные изменения запрет совершать от имени организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, в нарушение порядка, установленного законодательными актами о хозобществах, сделки с юрлицами, собственниками имущества которых или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозобществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с ИП, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать совершение таких сделок иным должностным лицам.

Также несколько видоизмененным представлен запрет выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания, депутатов местных Советов депутатов), использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также физических лиц, если это расходится с интересами госслужбы.

А вот норма, которой данным лицам не разрешалось выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией, претерпела существенные изменения. В новом Законе конкретизируется, что руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией и иными законодательными актами.

Кроме того, ст. 17 нового Закона вводит для данной категории лиц и новые ограничения, в числе которых запреты:

  • использовать во внеслужебных целях средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа, организации и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученные при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;
  • принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;
  • осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров.

При этом последние два запрета касаются также непосредственно супруга (супруги) государственного должностного или приравненного к нему лица, близких родственников или свойственников, совместно проживающих и ведущих общее хозяйство с государственным должностным или приравненным к нему лицом.

Законом устанавливается, что государственное должностное лицо, нарушившее письменное обязательство по соблюдению перечисленных выше ограничений, привлекается к ответственности в соответствии с законодательными актами (при этом слова «в том числе освобождается от занимаемой должности» теперь в данной норме не содержатся).

Кроме того, указывается, что законодательными актами для государственных должностных и приравненных к ним лиц могут быть установлены иные ограничения.

В заключение отметим, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2016 № 45 утверждено Положение о порядке сдачи, учета, хранения, оценки и реализации имущества, в том числе подарков, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей. Данным документом установлено, что государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано письменно в виде заявления уведомлять госорган, иную организацию, в которых указанные лица проходят службу или осуществляют трудовую деятельность, обо всех случаях получения имущества с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей и безвозмездно сдавать его по месту службы (работы).

Напомним, что Закон вступил в силу 24 января 2016 г.