Административная ответственность по требованию потерпевшего

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист - .

Законом Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З в новой редакции изложена статья 4.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях «Деяния, влекущие административную ответственность по требованию».

Указанной нормой устанавливается, что влекут административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП) порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности следующие деяния, содержащие признаки административных правонарушений:

  • умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 9.1);
  • клевета (статья 9.2);
  • оскорбление (статья 9.3);
  • отказ в предоставлении гражданину информации (статья 9.6);
  • нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности (статья 9.21);
  • присвоение найденного имущества (статья 10.6);
  • причинение имущественного ущерба (статья 10.7);
  • уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений (статья 10.8);
  • умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);
  • незаконное использование деловой репутации конкурента (статья 11.26);
  • нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения (часть 1 статьи 18.17);
  • нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения (часть 4 статьи 18.23) в случае причинения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждения транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества;
  • разглашение коммерческой или иной тайны (статья 22.13).

Ранее указанная статья КоАП содержала 11 оснований для привлечение виновного лица к административной ответственности по требованию потерпевшего либо его представителей. Теперь к ним добавилось еще два основания (выделены в тексте).

Согласно ст. 9.4 ПИКоАП административный процесс по делам об административных правонарушениях, указанных в ст. 4.5 КоАП, начинается только по требованию потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности, выраженному в форме заявления, и подлежит прекращению в случае примирения с лицом, в отношении которого ведется административный процесс. В случае совершения деяний, предусмотренных ст. 9.1 КоАП (Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия), административный процесс может быть начат прокурором при отсутствии указанного требования и не подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего либо законного представителя с лицом, в отношении которого ведется административный процесс. Примирение по делам об административных правонарушениях, указанным в ст. 4.5 КоАП, допускается до объявления постановления по делу об административном правонарушении.

Закон № 95-З вступает в силу с 31 января 2018 г.