Изменения в порядке привлечения к административной ответственности ИП и юрлиц

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист - .

Законом Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З (далее – Закон № 95-З) в новой редакции изложена статья 4.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) «Ответственность индивидуального предпринимателя и юридического лица».

Как и было ранее, в новой редакции ст. 4.8 КоАП определено, что физическое лицо несет административную ответственность как индивидуальный предприниматель (ИП) за совершение административного правонарушения, связанного с осуществляемой им предпринимательской деятельностью, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части КоАП. Но теперь устанавливается, что за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования физическое лицо несет административную ответственность как ИП при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1) совершенным деянием причинен вред жизни или здоровью людей либо создана угроза причинения вреда жизни или здоровью людей;

2) совершенным деянием причинен имущественный вред охраняемым КоАП правам и интересам в размере свыше сорока базовых величин;

3) стоимость предмета административного правонарушения превышает 40 базовых величин;

4) сумма сделки, внешнеторговой операции либо дохода в совокупности превышает 40 базовых величин – в случаях, когда в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части КоАП предусмотрено определение штрафа в процентном либо кратном отношении к сумме сделки, внешнеторговой операции либо дохода;

5) сумма дохода превышает 40 БВ – в случаях, когда в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части КоАП предусмотрена конфискация дохода, полученного в результате противоправной деятельности;

6) в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части КоАП предусмотрена обязательная конфискация.

Базовая величина для целей этой статьи принимается в размере, установленном на день совершения административного правонарушения, а если такой день установить невозможно, – на день его обнаружения.

Сохраняется прежняя норма о том, что привлечение ИП к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица.

Относительно юридического лица также установлено, что оно несет административную ответственность, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части КоАП. При этом за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования юрлицо несет административную ответственность при наличии хотя бы одного из условий, указанных выше относительно ИП.

В то же время, оговорено, что независимо от перечисленных выше условий ИП и юрлица несут административную ответственность за совершение административных правонарушений, предусмотренных следующими нормами КоАП:

  • частями 1– 3 ст. 11.16 «Нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг)»;
  • статьей 11.21 «Нарушение установленных порядка и условий образования страховых резервов, осуществления инвестиций, размещения и использования средств страховых резервов, формирования, размещения и использования гарантийных фондов, фондов предупредительных (превентивных) мероприятий либо несоздание таких резервов и фондов»;
  • статьей 11.43 «Нарушение установленного порядка проведения внешнеторговых операций»;
  • статьей 11.64 «Нарушение порядка осуществления страховой деятельности»;
  • статьей 11.65 «Невыполнение требований о заключении договора обязательного страхования»;
  • статьей 11.70 «Предоставление льготных условий инсайдерам или работникам банка или небанковской кредитно-финансовой организации»;
  • частью 1 статьи 11.72 «Невыполнение мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения»;
  • статьей 11.79 «Совершение финансовой операции, повлекшей легализацию доходов, полученных преступным путем»;
  • статьей 11.80 «Финансирование террористической деятельности»;
  • частью 5 ст. 12.10 «Нарушение установленного порядка заключения и исполнения договоров на приобретение, строительство, реконструкцию жилых помещений»;
  • частями 2–6 ст. 12.11 «Нарушение законодательства в сфере игорного бизнеса»;
  • статьей 12.28 «Нарушение требований к оптовой торговле алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией, непищевым этиловым спиртом, табачным сырьем и табачными изделиями, порядка отпуска (получения) и использования этилового спирта»;
  • статьей 12.36 «Неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение правил осуществления риэлтерской деятельности»;
  • статьей 12.47 «Нарушение законодательства об аккумулировании денежных средств в сфере строительства (реконструкции)»;
  • частями 1 и 9 ст. 13.6 «Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа»;
  • частями 1 и 2 ст. 13.7 «Невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины)»;
  • частями 1 и 2 ст. 13.10 «Нарушение порядка и (или) сроков исполнения поручений, решений органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о перечислении, взыскании налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, а равно неисполнение указанных документов»;
  • частью 1 ст. 13.11 «Неисполнение решения органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица».

Относительно реорганизации будет по-прежнему установлено, что:

  • при слиянии нескольких юрлиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юрлицо;
  • при присоединении юрлица к другому юрлицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юрлицо;
  • при разделении юрлица или при выделении из состава юрлица одного или нескольких юрлиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юрлицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение;
  • при преобразовании юрлица одного вида в юрлицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юрлицо.

Также по-прежнему оговорено, что наложение административного взыскания на юрлицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юрлица, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юрлица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юрлицо.

Правда, ранее данная норма содержала исключение – случай, предусмотренный в ст. 8.8 КоАП «Освобождение от административной ответственности за правонарушение, не связанное с получением выгоды имущественного характера». Но теперь Законом № 95-З эта статья из КоАП вовсе исключается. Напомним, что согласно ей юридическое лицо освобождается от административной ответственности за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования, экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, порядка использования топливно-энергетических ресурсов, если совершенное должностным лицом или иным работником юридического лица административное правонарушение не повлекло причинение ущерба государственной собственности и не связано с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера, за исключением случаев, предусмотренных ст. 11.36, 11.37, 11.70 и 20.1 КоАП.

Закон № 95-З вступает в силу с 31 января 2018 г.