Как заявить о нарушении закона

Автор: Игорь БУЕВИЧ, юрист.

Для некоторых доносить, «стучать» в правоохранительные органы — дело непристойное. Иные, наоборот, считают, что заявить «куда следует» об известном им случае нарушения закона — это их гражданский долг. И совсем по-другому для обеих категорий выглядит ситуация, когда эти нарушения касаются непосредственно их прав и свобод, а то еще хуже — безопасности или имущества. Поэтому не лишним будет знать хотя бы общий порядок заявлений и сообщений об административных правонарушениях и преступлениях. 

 

Заявление и сообщение об административном правонарушении

Заявление физического лица и сообщение должностного лица организации об административных правонарушениях являются поводами для начала административного процесса. В заявлении и сообщении должны содержаться достаточные данные, указывающие на признаки административных правонарушений, предусмотренных статьями Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). Письменное заявление (сообщение) должно содержать:

  • наименование государственного органа и (или) должность, фамилию, имя, отчество должностного лица, которому подается заявление;
  • фамилию, имя, отчество гражданина (полное наименование организации), место жительства гражданина (место нахождения организации);
  • изложение сути заявления (сообщения): сведения о лице, совершившем по мнению заявителя административное правонарушение; сведения о действиях (бездействии), содержащих признаки административного правонарушения, и их последствиях; указание на документы и иные доказательства, подтверждающие совершение административного правонарушения; указание (по возможности) на нарушенную норму КоАП;
  • личную подпись гражданина (подпись должностного лица организации, заверенную печатью этой организации).

К заявлению (сообщению) прилагаются документы, подтверждающие совершение административного правонарушения, если они, конечно, имеются.

Заявление физического лица об административном правонарушении может быть устным или письменным. Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Протокол устного заявления должен содержать сведения о заявителе. Если заявитель не может представить документ, удостоверяющий его личность, должны быть приняты меры для проверки сведений о его личности. Заявитель предупреждается об административной ответственности за заведомо ложное заявление, о чем расписывается в протоколе. Письменное заявление физического лица об административном правонарушении должно быть подписано заявителем, при этом следует иметь в виду, что анонимное заявление не может служить поводом к началу административного процесса.

При передаче дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, заявитель письменно уведомляется об этом.

Сообщение должностного лица организации об административном правонарушении должно быть сделано в письменной форме и подписано руководителем. К нему могут прилагаться документы и иные материалы, подтверждающие достоверность сообщения.

Важно знать, что подобного рода заявления и сообщения государственной пошлиной не облагаются.

Письменное заявление (сообщение) об административном правонарушении направляется в государственный орган, который уполномочен составлять протокол о таком административном правонарушении. Перечень государственных органов и административных правонарушений, по которым должностные лица этих органов вправе составлять протоколы, предусмотрен ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП).

Административный процесс считается начатым с момента составления уполномоченным государственным органом протокола об административном правонарушении или о процессуальном действии, вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса или о наложении административного взыскания (в случаях, когда протокол об административном правонарушении не составляется).

Правила оформления и подачи заявлений и сообщений об административных правонарушениях регулируются ст. 9.1–9.6 ПИКоАП.

 

Заявления и сообщения о преступлениях

Заявления граждан и сообщения должностных лиц государственных органов и иных организаций о преступлении являются поводами к возбуждению уголовного дела.

Письменное заявление (сообщение) о преступлении также должно содержать:

  • должность, фамилию, имя, отчество должностного лица, которому подается заявление;
  • фамилию, имя, отчество гражданина (полное наименование организации), место жительства гражданина (место нахождения организации);
  • изложение сути заявления: сведения о лице, совершившем, по мнению заявителя, противоправный поступок; сведения о действиях (бездействии), содержащих признаки преступления, и их последствиях; указание на документы и иные доказательства, подтверждающие совершение преступления; указание (по возможности) на нарушенную норму Уголовного кодекса Республики Беларусь;
  • личную подпись гражданина (подпись должностного лица организации, заверенную печатью этой организации).

К заявлению (сообщению) прилагаются документы, подтверждающие совершение преступления.

Заявление (сообщение) подается непосредственно в орган уголовного преследования в соответствии с правилами подследственности, установленными ст. 182 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК). Направление заявления (сообщения) в государственный орган (должностному лицу) по почте не препятствует его принятию и рассмотрению существу.

Заявления граждан о преступлении могут быть устными и письменными. Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом органа дознания, дознавателем, следователем или прокурором, принявшими заявление. Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем в заявлении или протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Анонимные заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела. Однако анонимные заявления, содержащие сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, подлежат рассмотрению.

В случае, когда имеются основания полагать, что заявителю, членам его семьи, близким родственникам и иным лицам, которых он обоснованно считает своими близкими, могут угрожать убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества и применением других противоправных действий, в заявлении не указываются анкетные данные заявителя и не ставится его подпись.

Сообщение должностных лиц государственных органов, а также иных организаций о преступлении должно быть сделано в письменной форме.

Заявления и сообщения о преступлении государственной пошлиной также не облагаются.

Орган уголовного преследования обязан принять, зарегистрировать и рассмотреть заявление (сообщение) о любом совершенном или готовящемся преступлении. Заявителю выдается документ о регистрации принятого заявления (сообщения) о преступлении с указанием должностного лица, принявшего заявление (сообщение), и времени их регистрации.

Необоснованный отказ в приеме заявления (сообщения) о преступлении может быть обжалован прокурору.

Решение по заявлению (сообщению) должно быть принято в срок не позднее 3 суток, а при необходимости проверки достаточности наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела — не позднее 10 суток. В случае невозможности принятия решения в такой срок, этот срок может быть продлен прокурором по мотивированному постановлению органа дознания или следователя до 1 месяца, а вышестоящим прокурором — до 3 месяцев.

До возбуждения уголовного дела могут быть получены объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребованы дополнительные документы, произведены иные необходимые действия.

По поступившему заявлению (сообщению) о преступлении либо при непосредственном обнаружении признаков преступления орган дознания, следователь или прокурор принимают одно из следующих решений:

  • о возбуждении уголовного дела;
  • об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • о передаче заявления, сообщения по подследственности;
  • о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде в соответствии со ст. 426 УПК уголовное дело частного обвинения.

О принятом решении сообщается заявителю, одновременно ему разъясняется право на обжалование решения.

Правила оформления, подачи и рассмотрения заявлений (сообщений) о преступлении регулируются ст. 168, 170, 172–174 УПК.

"Личный юрист", № 7/2012