Порядок въезда и выезда: всех впускать и некоторых не выпускать!

Автор: Алексей Павловский, юрист.

Статья 30 Конституции Республики Беларусь гласит, что граждане нашей страны имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно. Более подробно эти отношения регулирует Закон Республики Беларусь от 20.09.2009 № 49-З «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» (далее — Закон).

 

Сфера действия Закона

В преамбуле Законе закреплено, что данный нормативный правовой акт  направлен на обеспечение конституционного права граждан свободно покидать Республику Беларусь и беспрепятственно возвращаться обратно.

Обратите внимание: даже из названия этого нормативного акта следует, что он распространяется только на граждан Республики Беларусь. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, в том числе порядок их въезда в Республику Беларусь, пребывания в Республике Беларусь и выезда из нее регулируется Законом Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь». Это, однако, тема для отдельного разговора.

Анализируемый нами Закон устанавливает:

  • общие правила выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан;
  • основания и порядок временного ограничения права граждан на выезд из Республики Беларусь;
  • особенности выезда из Республики Беларусь отдельных категорий граждан;
  • определяет общие вопросы оформления постоянного проживания граждан за пределами Республики Беларусь.

В Законе установлено, что законодательство Республики Беларусь о порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит не только из национальных нормативных правовых актов, но и из международных договоров Республики Беларусь. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международного договора. Кроме того, при поездках за рубеж следует помнить о странах, с которыми Беларусь имеет соглашения, регулирующие режим поездок.

 

Выезд из Республики Беларусь

Закон устанавливает, что каждый гражданин имеет право выезжать из Республики Беларусь и въезжать в нее. Гражданин не может быть лишен указанных прав (ст. 3).Однако право гражданина на выезд из Республики Беларусь может быть временно ограничено в соответствии с положениями Закона и иными законодательными актами Республики Беларусь в интересах:

  • национальной безопасности;
  • общественного порядка;
  • защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Что касается права гражданина на въезд в Республику Беларусь, то такое право не может быть ограничено, то есть домой обязаны пустить каждого.

Согласно ст. 6 Закона въезд и выезд осуществляется по следующим действительным документам:

  • паспорт гражданина Республики Беларусь;
  • дипломатический паспорт гражданина Республики Беларусь;
  • служебный паспорт гражданина Республики Беларусь;
  • национальное удостоверение личности моряка Республики Беларусь.

Однократный въезд граждан может осуществляться по свидетельству на возвращение в Республику Беларусь.

Вопрос же о возможности временного ограничения права гражданина на выезд всегда волновал многих и вызывал бурное обсуждение среди специалистов и простых граждан. Согласно ст. 7 Закона право гражданина на выезд из Республики Беларусь может быть временно ограничено, если:

  • он осведомлен о государственной тайне, – на срок, установленный в решении о временном ограничении его права на выезд из Республики Беларусь;
  • он является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;
  • он осужден за совершение преступления, за исключением осужденных без назначения наказания или к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, – на срок, установленный органом или учреждением, исполняющими наказание или иные меры уголовной ответственности, но не более чем до отбытия наказания или освобождения от наказания либо до истечения срока отсрочки исполнения наказания или испытательного срока;
  • за ним установлен превентивный надзор, – до прекращения превентивного надзора;
  • он не исполняет без уважительных причин имущественные, налоговые или иные обязательства перед Республикой Беларусь, ее административно-территориальными единицами, физическими и юридическими лицами, установленные вступившими в законную силу судебными постановлениями или исполнительными документами;
  • ему предъявлен гражданский иск в суде;
  • он является должником по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) или заинтересованным лицом в отношении должника – юридического лица;
  • он уклоняется от явки на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве, – до явки на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве;
  • он состоит на профилактическом учете в органах государственной безопасности Республики Беларусь, – до снятия с профилактического учета.

Отметим, что все эти условия являются факультативными, и, даже если на вас распространяется одно или несколько из них, то это еще не значит, что ваше право на выезд будет ограничено. В каждом случае компетентный орган должен принимать отдельное решение по каждому гражданину.

 

Органы, компетентные выносить решения

В ст. 8 Закона определены государственные органы Республики Беларусь и иные юридические лица, принимающие решения о временном ограничении права граждан на выезд из Республики Беларусь. В отношении граждан, осведомленных об информации, составляющей государственную тайну, решения принимают государственные органы Республики Беларусь и иные юридические лица, заключившие с гражданами договоры о допуске к государственным секретам. Органы уголовного преследования принимают решения в отношении граждан, подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам. Если гражданин осужден за совершение преступления, то решать его вопрос будут органы и учреждения, исполняющие наказание или иные меры уголовной ответственности. Суды же компетентны принимать решения в отношении граждан:

  • за которыми установлен превентивный надзор;
  • не исполняющих без уважительных причин имущественные, налоговые или иные обязательства перед Республикой Беларусь, ее административно-территориальными единицами, физическими и юридическими лицами, установленные вступившими в законную силу судебными постановлениями или исполнительными документами;
  • которым предъявлен гражданский иск в суде;
  • являющихся должниками по делам о банкротстве или заинтересованными лицами в отношении должника — юридического лица.

Военные комиссариаты уполномочены принимать решения  в отношении граждан, уклоняющихся от явки на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве, органы госбезопасности – в отношении граждан, состоящих на профилактическом учете в этих органах.

Однако временное ограничение права гражданина на выезд за пределы Республики Беларусь в некоторых случаях не является препятствием к такому выезду. Так, согласно ст. 9 Закона гражданину, право на выезд которого из Республики Беларусь временно ограничено, в связи с необходимостью его срочного лечения или участия в уголовном процессе за пределами Республики Беларусь либо в связи с тяжелой болезнью или смертью близкого родственника, проживающего за пределами Республики Беларусь, может быть разрешен выезд из Республики Беларусь на определенный срок. Подобное решение принимается теми же органами или юридическими лицами, которые приняли решение о временном ограничении права гражданина на выезд. Исключение здесь составляют граждане, за которыми установлен превентивный надзор. В отношении таких лиц подобное решение принимается органами или учреждениями, исполняющими наказание или иные меры уголовной ответственности.

Истечение сроков и отпадение оснований, указанных в ст. 7 Закона, влекут снятие временного ограничения права граждан на выезд, которое оформляется соответствующим решением. Решения о снятии временного ограничения права граждан на выезд принимаются государственными органами и юридическими лицами, принявшими решения о временном ограничении права граждан на выезд из Республики Беларусь.

 

Исполнение решений

Особое внимание следует уделить исполнению решений о временном ограничении права гражданина на выезд и о снятии подобного ограничения.

Для начала отметим, что государственный орган или юридическое лицо принявшие решение о временном ограничении права гражданина на выезд (или решение о снятии такого ограничения), обязаны не позднее 1 дня с даты принятия такого решения направить гражданину соответствующее извещение. Подобный срок представляется весьма положительной мерой и развеивает опасения граждан на тот счет, что их будут снимать с рейсов и разворачивать обратно на границе в случае временного ограничения их права на выезд, о котором они ничего не знали. Проблема здесь состоит только в том, что не всегда граждане проживают по месту своей регистрации, куда будет направлено соответствующее уведомление. Ответственность же за неуведомление граждан в установленный срок несет государственный орган (или иное юридическое лицо), принявший обсуждаемые решения.

Согласно ст. 9 Закона сведения о гражданах, в отношении которых приняты решения о временном ограничении их права на выезд из Республики Беларусь, а также сведения о принятии в отношении таких граждан решений о разрешении выезда из Республики Беларусь на определенный срок и о приостановлении временного ограничения права таких граждан на выезд из Республики Беларусь включаются в банк данных о гражданах, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено. Порядок ведения банка данных о гражданах, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено, определяется Президентом Республики Беларусь.

Кстати, гражданин при необходимости может самостоятельно взять соответствующую справку из банка данных в местных отделениях по гражданству и миграции.

 

Выезд несовершеннолетних граждан

Выезд несовершеннолетних всегда представлял собой трудности. Раньше было установлено, что несовершеннолетние граждане могут выезжать из Республики Беларусь с письменного согласия законных представителей или в их сопровождении. При отсутствии письменного согласия одного из законных представителей выезд несовершеннолетнего мог быть разрешен на основании решения суда. Но, как известно, бывают ситуации, когда бывшие супруги находятся в разводе в плохих отношениях или же один из них проживает, например, в другой стране и связь с ним утеряна. В таком случае ребенок с одним из законных представителей не мог выехать за границу из-за того, что второй законный представитель не давал свое согласие либо же получить это согласие было не так просто. В этом случае путь один —  суд. С момента вступления в силу Закона этот порядок ушел в прошлое.

Статья 12 Закона устанавливает, что несовершеннолетние могут выезжать по своим документам для выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь:

  • в сопровождении обоих законных представителей при предъявлении ими сотруднику органа пограничной службы документов, подтверждающих статус законных представителей несовершеннолетнего;
  • в сопровождении одного из законных представителей при предъявлении им сотруднику органа пограничной службы документа, подтверждающего статус законного представителя несовершеннолетнего;
  • без сопровождения законных представителей при предъявлении несовершеннолетним или сопровождающим его лицом сотруднику органа пограничной службы письменного согласия обоих законных представителей, кроме случаев, предусмотренных в ст. 13-16 Закона. То есть если ребенок едет за границу, например, с бабушкой, то в этом случае необходимо согласие двух законных представителей.

Документы, подтверждающие статус законного представителя несовершеннолетнего, перечислены в ст. 17 Закона, ими являются:

  • документ для выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь законного представителя, в котором имеется отметка о несовершеннолетнем, законным представителем которого является владелец документа;
  • свидетельство о рождении несовершеннолетнего;
  • свидетельство об усыновлении (удочерении) или копия решения суда об усыновлении (удочерении) несовершеннолетнего – в случае, если усыновитель не записан в книге записей актов о рождении в качестве родителя усыновленного (удочеренного) им несовершеннолетнего;
  • удостоверение на право представления интересов подопечного;
  • договор о передаче несовершеннолетнего на воспитание в приемную семью;
  • договор об условиях воспитания и обеспечения несовершеннолетнего в детском доме семейного типа;
  • копия решения органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства над несовершеннолетним и назначении гражданина опекуном или попечителем несовершеннолетнего.

Кстати, в случае, если один из законных представителей не согласен с порядком выезда из Республики Беларусь несовершеннолетнего, предусмотренным Законом, он имеет право обратиться в суд с заявлением об определении иного порядка выезда из Республики Беларусь несовершеннолетнего. На основании решения суда об определении порядка выезда из Республики Беларусь несовершеннолетнего, отличного от порядка, предусмотренного Законом, сведения о несовершеннолетнем и об установленном порядке его выезда из Республики Беларусь включаются в банк данных о гражданах, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено.

Письменное согласие законного представителя на выезд несовершеннолетнего из Республики Беларусь должно быть удостоверено:

  • нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие;
  • либо должностным лицом подразделения по гражданству и миграции органа внутренних дел Республики Беларусь по месту жительства законного представителя или несовершеннолетнего;
  • либо компетентным органом или должностным лицом иностранного государства.

При отсутствии одного из законных представителей или невозможности получения его согласия несовершеннолетний может выезжать по своему документу для выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь без сопровождения законных представителей с письменного согласия одного законного представителя. Однако в этом случае требуется предъявление несовершеннолетним или сопровождающим его лицом сотруднику органа пограничной службы одного из документов, указанных в ст. 13 Закона, а именно:

  • копии решения суда о возможности выезда из Республики Беларусь несовершеннолетнего без согласия другого законного представителя;
  • копии решения суда о признании другого законного представителя недееспособным;
  • копии решения суда о лишении другого законного представителя родительских прав;
  • справки о нахождении в розыске другого законного представителя, выданной органом, ведущим уголовный процесс;
  • Брачного договора или Соглашения о детях, в которых предусмотрена возможность выезда из Республики Беларусь несовершеннолетнего без согласия другого законного представителя, либо их копии;
  • свидетельства о смерти другого законного представителя или его копии;
  • копии решения суда об объявлении другого законного представителя умершим;
  • копии решения суда о признании другого законного представителя безвестно отсутствующим;
  • справки органа, регистрирующего акты гражданского состояния, о том, что запись об отце ребенка в книге записей актов о рождении произведена на основании заявления матери, не состоящей в браке, в соответствии со ст. 55 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, или ее копии.

Копии документов, необходимых для выезда из Республики Беларусь несовершеннолетних, принимаются при условии, что их верность засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, либо органом, выдавшим соответствующий документ. Для документов, выданных компетентными органами других государств, предъявляются стандартные требования:

  • легализация или апостиль, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь;
  • засвидетельствованный нотариусом перевод на один из государственных языков Республики Беларусь.

Закон затрагивает также и другие аспекты выезда несовершеннолетних за рубеж. Например, порядок выезда из Республики Беларусь несовершеннолетних для оздоровления, лечения или консультации.

В заключение отметим, что если вы решили оформить постоянное проживание за пределами Республики Беларусь, то до его оформления вы обязаны в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь:

  • исполнить налоговые обязательства;
  • прекратить деятельность индивидуального предпринимателя, если осуществляли таковую на территории Республики Беларусь;
  • получить согласие военного комиссариата на оформление постоянного проживания за пределами Республики Беларусь, если вы призывник;
  • исполнить алиментные обязательства;
  • возместить расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Граждане имеют право на обжалование действий (бездействия) государственных органов и иных юридических лиц (должностных лиц), связанных с исполнением Закона, в том числе решений о временном ограничении права граждан на выезд из Республики Беларусь, в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу) и (или) суд.