Профилактика правонарушений на новых основах

Автор: Алексей ПАВЛОВСКИЙ, юрист вкл. .

Снизить рост правонарушений в нашей стране призван новый Закон Республики Беларусь от 04.01.2013 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее — Закон).  Со вступлением в силу этого нормативного акта ранее действовавший Закон от 10.11.2008 № 453-З с точно таким же названием утратит свою силу.

Статьей 1 Закона установлено, что профилактика правонарушений — это деятельность по применению мер общей и (или) индивидуальной профилактики правонарушений субъектами профилактики правонарушений в соответствии с Законом и другими актами законодательства; правонарушение — это противоправное виновное действие (бездействие), за совершение которого предусмотрена уголовная или административная ответственность; профилактическое мероприятие — совокупность действий субъекта профилактики правонарушений, организованных и осуществляемых им в рамках общей и (или) индивидуальной профилактики правонарушений.

Что касается сферы действия Закона, то согласно ст. 2 он регулирует общественные отношения, возникающие при осуществлении профилактики правонарушений. Однако определено, что профилактика правонарушений при ведении уголовного и административного процессов, исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности осуществляется в соответствии с другими законодательными актами. В то же время подчеркивается, что профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», рассматриваемым Законом и другими актами законодательства. Также говорится о том, что граждане принимают участие в деятельности по профилактике правонарушений в соответствии с Законом Республики Беларусь от 26.06.2003 № 214-З «Об участии граждан в охране правопорядка», названным Законом и другими актами законодательства.

Таким образом, как видим, в нашей стране создана массивная правовая база для регулирования отношений, связанных с профилактикой правонарушений. Что касается рассматриваемого Закона, то обратим еще раз внимание на его название, прямо из которого следует, что он содержит в себе лишь основы деятельности в данной сфере. А в целом законодательство в сфере профилактики правонарушений основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из данного Закона и других актов законодательства, в том числе международных договоров Республики Беларусь. При этом если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международного договора.

 

Субъекты профилактики

Согласно ст. 5 Закона субъектами профилактики правонарушений являются:

  • органы внутренних дел Республики Беларусь;
  • органы прокуратуры Республики Беларусь;
  • органы государственной безопасности Республики Беларусь;
  • органы пограничной службы Республики Беларусь;
  • таможенные органы Республики Беларусь;
  • орган государственной охраны;
  • органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
  • органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
  • Вооруженные Силы Республики Беларусь, внутренние войска Министерства внутренних дел Республики Беларусь, иные государственные воинские формирования и военизированные организации;
  • местные исполнительные и распорядительные органы;
  • Министерство здравоохранения Республики Беларусь, структурные подразделения областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением других республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и подчиненных им государственных организаций здравоохранения (далее — органы управления здравоохранением);
  • государственные организации здравоохранения;
  • Министерство образования Республики Беларусь, структурные подразделения областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования (далее — органы управления образованием);
  • учреждения образования;
  • Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, структурные подразделения областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета, городских, районных исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты, структурные подразделения местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере социальной защиты (далее — органы по труду, занятости и социальной защите);
  • учреждения социального обслуживания;
  • Министерство юстиции Республики Беларусь, структурные подразделения областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере юстиции;
  • Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;
  • юридические лица, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации;
  • советы общественных пунктов охраны правопорядка;
  • добровольные дружины;
  • общественные объединения и иные организации (далее — иные организации).

Координацию деятельности по профилактике правонарушений в пределах компетенции осуществляет Генеральный прокурор Республики Беларусь и нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур, в том числе посредством организации работы координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией.

Оговорено, что деятельность субъектов профилактики правонарушений в сфере профилактики правонарушений основывается на принципах:

  • законности;
  • гуманизма;
  • плановости и системности;
  • осуществления индивидуальной профилактики правонарушений с учетом личности гражданина;
  • защиты и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций;
  • скоординированности действий и оперативного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений;
  • ответственности должностных лиц субъектов профилактики правонарушений за нарушение законодательства в сфере профилактики правонарушений.

Статьей 9 Закона установлено, что субъекты профилактики правонарушений в сфере профилактики правонарушений в пределах своей компетенции в соответствии с Законом и другими актами законодательства:

  • принимают участие в реализации государственной политики;
  • выявляют причины правонарушений и условия, способствующие их совершению, и принимают меры по их устранению;
  • разрабатывают и проводят профилактические мероприятия;
  • принимают участие в реализации государственных программ по борьбе с преступностью и коррупцией и региональных комплексных программ по профилактике правонарушений;
  • представляют в соответствии с законодательством информацию о проводимых и проведенных профилактических мероприятиях;
  • размещают в общественных местах, зданиях (помещениях) организаций, государственных средствах массовой информации, в том числе распространяемых с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, на официальных сайтах субъектов профилактики правонарушений информацию о формировании правопослушного поведения, здорового образа жизни, навыков по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан;
  • проводят систематический мониторинг законодательства и вносят в установленном порядке предложения по его совершенствованию;
  • осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом и другими актами законодательства.

Организации в сфере профилактики правонарушений проводят профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений среди работников этих организаций, в том числе в целях обеспечения безопасных условий труда и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на принадлежащих (подведомственных) им территориях и объектах, предоставляют на основании обращений других субъектов профилактики правонарушений площадь на информационных стендах для размещения информации о формировании правопослушного поведения, здорового образа жизни, навыков по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан, осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом и другими актами законодательства.

Юридические лица, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации, в сфере профилактики правонарушений в пределах своей компетенции в соответствии с Законом и другими актами законодательства:

  • пропагандируют участие граждан и организаций в деятельности по профилактике правонарушений;
  • распространяют информацию о деятельности субъектов профилактики правонарушений, аналитические и другие материалы о профилактике правонарушений, защите прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, в том числе демонстрирующие на конкретных примерах неотвратимость наказания за совершенные преступления;
  • осуществляют деятельность по размещению (распространению) социальной рекламы, а также информируют граждан о формах и методах самозащиты от преступных посягательств;
  • осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом и другими актами законодательства.

 

Общая профилактика правонарушений

Закон подразделяет профилактику правонарушений на общую и индивидуальную. Общая профилактика правонарушений — это деятельность субъектов профилактики правонарушений по выявлению причин правонарушений и условий, способствующих их совершению, и принятию мер по их устранению, воздействию на социальные процессы и явления в целях недопущения противоправного поведения граждан, осуществляемая в соответствии с Законом и другими актами законодательства.

Мерами общей профилактики согласно ст. 10 Закона являются:

  • разработка и утверждение региональных комплексных программ по профилактике правонарушений и проведение профилактических мероприятий;
  • правовое просвещение граждан;
  • внесение представлений, вынесение предписаний;
  • иные меры, предусмотренные Законом и другими законодательными актами.

Установлено, что региональными комплексными программами по профилактике правонарушений должно обеспечиваться проведение профилактических мероприятий по предупреждению:

  • преступлений против государства и порядка осуществления власти и управления;
  • правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;
  • правонарушений против жизни и здоровья, общественного порядка и общественной нравственности;
  • правонарушений, способствующих возникновению чрезвычайных ситуаций и гибели людей от них;
  • правонарушений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
  • насилия в семье;
  • правонарушений, совершаемых гражданами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
  • правонарушений, совершаемых гражданами, освобожденными из исправительных учреждений, исправительных учреждений открытого типа, арестных домов, а также гражданами, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений;
  • иных правонарушений.

В Законе предусмотрены основные профилактические мероприятия по предупреждению каждого из перечисленных видов преступлений и правонарушений.

В частности, что касается преступлений против государства и порядка осуществления власти и управления, то в целях их предупреждения органы внутренних дел, органы государственной безопасности, органы пограничной службы, орган государственной охраны, внутренние войска, иные государственные воинские формирования и военизированные организации в пределах своей компетенции проводят профилактические мероприятия по предупреждению создания и деятельности незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп и преступных организаций, по предупреждению экстремистской деятельности, организации незаконной миграции и других преступлений против государства и порядка осуществления власти и управления.

Органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, органы Комитета государственного контроля, другие государственные органы, иные государственные организации в пределах своей компетенции принимают меры по выявлению и пресечению правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, устранению их последствий, а также предпосылок и причин коррупции. Местные исполнительные и распорядительные органы, другие государственные органы, иные государственные организации планируют и проводят профилактические мероприятия по противодействию коррупции, в том числе осуществляют контроль за подбором и расстановкой кадров, системную работу по соблюдению ограничений и специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных лиц.

Основные профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений против жизни и здоровья, общественного порядка и общественной нравственности осуществляют органы внутренних дел, органы государственной безопасности, органы пограничной службы, таможенные органы. В пределах своей компетенции они выявляют и устраняют причины и условия, способствующие незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. Эти государственные органы во взаимодействии с юридическими лицами, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации, разъясняют гражданам необходимость добровольной сдачи незаконно хранящихся оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. Органы внутренних дел, органы пограничной службы, таможенные органы в пределах своей компетенции выявляют владельцев оружия, подвергавшихся административным взысканиям за совершение административных правонарушений, являющихся основаниями для аннулирования разрешений на хранение и ношение оружия. Органы внутренних дел во взаимодействии с учреждениями образования, юридическими лицами, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации, разъясняют гражданам возможные негативные последствия трудоустройства за границей без участия юридических лиц или ИП, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан за пределами Республики Беларусь. Органы внутренних дел, подразделения и организации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают организационные и иные меры, обеспечивающие безопасность перевозок пассажиров. Органы внутренних дел во взаимодействии с учреждениями образования, юридическими лицами, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации, организуют проведение разъяснительной работы по профилактике заведомо ложных сообщений об опасности. Местные исполнительные и распорядительные органы принимают меры по организации надлежащей освещенности улиц и дворовых территорий населенных пунктов, по предложению органов внутренних дел принимают меры по оборудованию общественных мест массового пребывания граждан, общественных мест, где наиболее часто совершаются правонарушения, системами видеонаблюдения и устройствами экстренной связи, контролируемыми органами внутренних дел.

Статьей 17 Закона предусмотрены и основные профилактические мероприятия по предупреждению насилия в семье. При этом для целей Закона под насилием в семье понимается умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания. Установлено, в частности, что местные исполнительные и распорядительные органы во взаимодействии с органами внутренних дел, органами управления здравоохранением, государственными организациями здравоохранения, органами управления образованием, учреждениями образования, органами по труду, занятости и социальной защите, учреждениями социального обслуживания, иными организациями принимают меры по выявлению и устранению причин насилия в семье и условий, ему способствующих, организуют деятельность по оказанию помощи жертвам насилия. Местные исполнительные и распорядительные органы во взаимодействии с органами внутренних дел, органами управления образованием, учреждениями образования, органами по труду, занятости и социальной защите, иными организациями обеспечивают проведение информационно-просветительской работы по предупреждению насилия в семье, организуют деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов по вопросам профилактики насилия в семье. Учреждения социального обслуживания, иные государственные организации, их структурные подразделения, оказывающие социальные услуги гражданам, пострадавшим от насилия в семье, осуществляют учет данных об оказании помощи гражданам, пострадавшим от насилия в семье, обобщают, систематизируют и анализируют полученную информацию. Органы внутренних дел во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания, иными государственными организациями, их структурными подразделениями, оказывающими социальные услуги гражданам, пострадавшим от насилия в семье, государственными организациями здравоохранения, учреждениями образования, организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, в пределах своей компетенции проводят профилактические мероприятия по выявлению фактов насилия в семье и граждан, совершающих насилие в семье. Государственные организации здравоохранения оказывают медицинскую и психологическую помощь гражданам, пострадавшим от насилия в семье, уведомляют о совершенном насилии в семье другие субъекты профилактики правонарушений согласно их компетенции, представляют в установленном порядке информацию о гражданах, пострадавших от насилия в семье, и гражданах, совершивших насилие в семье, которым оказана медицинская помощь.

Основным профилактическим мероприятиям по предупреждению правонарушений, совершаемых гражданами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, посвящена ст. 18 Закона. В частности, указано, что органы внутренних дел, органы государственной безопасности, органы пограничной службы, таможенные органы, государственные организации здравоохранения в пределах своей компетенции выявляют причины и условия, способствующие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов. Эти государственные органы и государственные организации во взаимодействии с юридическими лицами, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации, разъясняют гражданам необходимость добровольной сдачи незаконно хранящихся наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов. Местные исполнительные и распорядительные органы во взаимодействии с органами внутренних дел, органами управления здравоохранением, государственными организациями здравоохранения, органами управления образованием, учреждениями образования, иными организациями обеспечивают проведение информационно-просветительской работы по предупреждению распространения и употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ. Государственные организации здравоохранения в установленном порядке обеспечивают оказание медицинской помощи гражданам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. Органы внутренних дел, органы государственной безопасности, органы пограничной службы, таможенные органы в пределах своей компетенции выявляют места незаконного производства и хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов. Органы по труду, занятости и социальной защите в порядке, установленном законодательством о занятости населения, оказывают содействие гражданам, прекратившим нахождение в лечебно-трудовых профилакториях, а также гражданам, к которым по решению суда применялись принудительные меры безопасности и лечения, в подборе работы и трудоустройстве.

Отдельное внимание уделено и основным профилактическим мероприятия по предупреждению правонарушений, совершаемых гражданами, освобожденными из исправительных учреждений, исправительных учреждений открытого типа, арестных домов, а также гражданами, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений (ст. 19 Закона).

 

Просвещение, представление, предписание

По замыслу авторов Закона, надо понимать, отдельную роль в профилактике правонарушений должно играть правовое просвещение граждан — формирование и повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан, осуществляемые субъектами профилактики правонарушений в пределах своей компетенции. В ст. 20 Закона установлено, что правовое просвещение граждан осуществляется путем:

  • проведения конференций, круглых столов, семинаров, лекций и выступлений по вопросам профилактики правонарушений;
  • размещения в общественных местах, зданиях (помещениях) организаций, государственных средствах массовой информации, в том числе распространяемых с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, на официальных сайтах субъектов профилактики правонарушений информации о формировании правопослушного поведения, здорового образа жизни, навыков по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан;
  • в иных формах в соответствии с актами законодательства.

Одним из рычагов воздействия на ситуацию должно быть представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, — письменное требование компетентного государственного органа об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Представление вносится руководителем субъекта профилактики правонарушений либо его заместителем должностному лицу, организации или ИП, которые правомочны принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению с принятием необходимых мер по выполнению содержащихся в нем требований. О принятых мерах соответствующие организация, должностное лицо, ИП, которым внесено представление, в месячный срок со дня его получения в письменной форме информируют субъект профилактики правонарушений, внесший представление. При рассмотрении представления коллегиальным органом субъекту профилактики правонарушений, внесшему его, заранее сообщается о дате, времени и месте рассмотрения представления. Субъект профилактики правонарушений вправе направить своего представителя для участия в рассмотрении представления.

Еще один способ воздействия на правонарушителей, предусмотренный Законом, — это предписание об устранении нарушений законодательства — письменное требование уполномоченного государственного органа о безотлагательном устранении нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам, свободам и законным интересам граждан, в том числе ИП, правам и законным интересам организаций, государственным или общественным интересам, если оно не будет немедленно устранено. Предписание направляется руководителем субъекта профилактики правонарушений либо его заместителем должностному лицу, организации или ИП, допустившим нарушение законодательства, либо вышестоящим государственному органу, должностному лицу, иной организации, правомочным устранить такое нарушение. Предписание должно содержать указание на акт законодательства, который нарушен, характер правонарушения и конкретные предложения о мерах по его устранению. Предписание подлежит немедленному исполнению. О результатах исполнения предписания безотлагательно сообщается субъекту профилактики правонарушений, вынесшему предписание.

Статьей 22 Закона предусмотрены и иные меры общей профилактики правонарушений, к таковым отнесены:

  • информирование о проводимых и проведенных профилактических мероприятиях;
  • организация проведения опросов общественного мнения о деятельности субъектов профилактики правонарушений и освещения их результатов в государственных средствах массовой информации, в том числе распространяемых с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, на официальных сайтах субъектов профилактики правонарушений;
  • обеспечение стимулирования граждан за представление достоверной информации о подготавливаемых или совершенных правонарушениях;
  • проведение криминологической экспертизы проектов правовых актов и правовых актов в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь;
  • другие меры, предусмотренные законодательными актами.

(Окончание)

Онлайн консультация врача Хотите задать вопрос врачу?