Декрет № 3: всех к участию в финансировании государственных расходов!

Автор: Алексей ПАВЛОВСКИЙ, юрист вкл. .

Разговоры о том, что государство собирается обложить налогом тех, кто может работать, но не хочет, ходили уже давно. Документ, который заставит все трудоспособное население страны участвовать в государственных расходах, был анонсирован на самым высоком уровне. Можно смело предположить, что значительная часть общества настороженно ожидала его появления. Этим «долгожданным» документом стал Декрет Президента Республики Беларусь от 02.04.2015 № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее – Декрет, Декрет № 3).

Внимание: в комментируемый документ внесены именения, ознакомится с которыми можно тут!

В преамбуле документа говорится, что принят он в целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности и обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей.

Главная «новость» заключается в пункте 1 Декрета № 3, согласно которому граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь (далее – граждане), в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде признаются плательщиками сбора на финансирование государственных расходов (далее – сбор). При этом налоговым периодом сбора признается календарный год.

В то же время от уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождаются граждане, которые:

1) в налоговом периоде:

  • являлись лицами моложе 18 лет либо достигли возраста 18 лет;
  • являлись лицами пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет), в том числе достигли в данном периоде этого возраста;
  • были признаны или являлись инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности);
  • были признаны или являлись недееспособными;
  • прибыли в Республику Беларусь для постоянного проживания после 31 марта либо убыли из Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь (при этом для целей Декрета под прибытием понимается дата регистрации по месту жительства, под убытием – дата снятия с регистрационного учета по месту жительства в связи с выдачей паспорта гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь, аннулированием разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, прекращением гражданства Республики Беларусь);
  • фактически находились на территории Республики Беларусь менее 183 календарных дней;
  • отработали в течение полного сезона на сезонных работах по списку, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь;

2) за соответствующий налоговый период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с ИП и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода. При этом пунктом 8 Декрета установлено, что при уплате налогов в размере менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода, подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на суммы уплаченных налогов;

3) в году, следующем за налоговым периодом, были признаны:

  • инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности в этом году);
  • недееспособными.

Согласно пункту 4 Декрета размер сбора за налоговый период составляет 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода, если иное не установлено Декретом № 3.

 

Что засчитывается в «участие»?

Пунктом 5 Декрета установлено, что для целей этого нормативного акта гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период:

  • работы по трудовому договору (контракту) либо на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве;
  • осуществления предпринимательской деятельности в качестве ИП при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности налогов по такой деятельности;
  • выполнения работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на сумму не менее 70 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода;
  • осуществления видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 295 Налогового кодекса Республики Беларусь[1], при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности единого налога с ИП и иных физических лиц по такой деятельности;
  • в течение которого гражданин являлся военнослужащим, сотрудником военизированной организации, имеющим специальные звания, резервистом во время прохождения занятий и учебных сборов, военнообязанным во время прохождения военных сборов и специальных сборов;
  • осуществления адвокатской или нотариальной деятельности;
  • осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма при условии уплаты сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год. При этом факт и период осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом;
  • осуществления ремесленной деятельности при условии уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год;
  • осуществления творческой деятельности в качестве творческого работника, статус которого подтверждается творческим союзом, членом которого он является, или профессиональным сертификатом, выдаваемым в соответствии с законодательством;
  • в течение которого гражданин являлся священнослужителем, церковнослужителем религиозной организации, участником (членом) монастыря, монашеской общины;
  • в течение которого гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство. Факт и период ведения личного подсобного хозяйства гражданином, которому (членам семьи которого) для этих целей предоставлен земельный участок, подтверждаются сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом (при этом для целей Декрета под членами семьи понимаются супруг (супруга), отец, мать (усыновители, удочерители), дети, в том числе усыновленные, удочеренные, а также родители супруга (супруги), проживающие совместно с ним и ведущие общее хозяйство;
  • в течение которого гражданин был зарегистрирован в качестве безработного либо проходил профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите;
  • временной нетрудоспособности, подтвержденной листком нетрудоспособности (справкой о временной нетрудоспособности) или его (ее) дубликатом;
  • воспитания в семье матерью (мачехой) или отцом (отчимом), усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей (при этом для целей Декрета в составе семьи учитываются дети, находящиеся на иждивении и воспитании в семье, в том числе усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы, дети, над которыми установлена опека (попечительство), и не учитываются дети, в отношении которых родители (единственный родитель) лишены родительских прав, отобранные из семьи, воспитываемые в приемных семьях, детских домах семейного типа, находящиеся в детских интернатных учреждениях, учреждениях образования с круглосуточным режимом пребывания);
  • получения образования в дневной форме получения образования, за исключением дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) и образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности;
  • отдыха, предоставляемого выпускникам учреждений образования, которым место работы предоставлено путем распределения или направления на работу, продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, – 45 календарных дней;
  • получения пенсии, в том числе из других государств, пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, в том числе пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособий, носящих единовременный характер);
  • получения гражданами, имеющими право на получение пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, ежемесячных страховых выплат в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • привлечения к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, нахождения в лечебно-трудовом профилактории.

Согласно пункту 6 Декрета перечисленные выше периоды суммируются, если они не совпадают по времени, а в случае совпадения по времени учитывается один из таких периодов.

Также установлено, что действие Декрета № 3 не распространяется на граждан, которые в соответствующем налоговом периоде более 183 календарных дней отбывали наказание в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, а также находились в лечебно-трудовом профилактории, содержались под стражей либо находились под домашним арестом.

 

Скидка будет

Пунктом 9 Декрета установлено, что плательщики сбора с 1 августа текущего налогового периода по 31 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом, вправе самостоятельно представить в налоговый орган по месту регистрации плательщика по месту жительства (пребывания), а при его отсутствии – по месту фактического проживания уведомление о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде (далее – уведомление) по установленной форме. В этом случае подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на 10%.

При этом сбор уплачивается на основании извещения налогового органа (далее – извещение) не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Извещение по форме, установленной Министерством по налогам и сборам, вручается плательщику (его представителю) лично под роспись или направляется ему по почте заказным письмом не позднее 15 календарных дней после получения от плательщика сбора соответствующего уведомления. В случае направления по почте заказным письмом извещение считается врученным по истечении 10 календарных дней со дня направления заказного письма. В случае вручения или направления извещения по истечении указанного выше срока уплаты сбор уплачивается не позднее тридцати календарных дней со дня вручения извещения или со дня, когда извещение считается врученным.

 

Порядок и срок уплаты сбора

Если вы не придете сами «сдаваться», сбор должен быть уплачен не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании опять же извещения. Извещение по форме, установленной Министерством по налогам и сборам, вручается плательщику (его представителю) лично под роспись или направляется ему по почте заказным письмом не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту регистрации по месту жительства (пребывания) плательщика сбора, а при его отсутствии – по месту его фактического проживания (при наличии информации о месте такого проживания). В случае направления по почте заказным письмом извещение считается врученным по истечении 10 календарных дней со дня направления заказного письма. В случае вручения или направления извещения по истечении указанного выше срока уплаты сбор уплачивается не позднее 30 календарных дней со дня вручения извещения или со дня, когда извещение считается врученным.

Пунктом 11 Декрета установлено, что гражданин, получивший извещение, вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период либо о неправильном исчислении налоговым органом суммы сбора. Указанные документы и (или) пояснения рассматриваются в месячный срок, и по ним в указанный срок принимается одно из следующих решений:

  • о подтверждении ранее врученного извещения;
  • о внесении изменений в извещение;
  • об аннулировании извещения.

На период рассмотрения документов и (или) пояснений налоговый орган приостанавливает принятие им мер по взысканию сбора. Также установлено, что в случае пропуска по уважительной причине срока представления документов и (или) пояснений этот срок по заявлению гражданина может быть восстановлен. В то же время излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

 

Ответственность

Согласно пункту 14 Декрета неуплата или неполная уплата сбора влекут наложение штрафа в размере от 2 до 4 базовых величин или административный арест. Установлено, что административно арестованные, привлеченные к административной ответственности за совершение указанных административных правонарушений, в период отбывания административного ареста обязательно привлекаются к выполнению общественно полезных работ. При этом для целей Декрета под общественно полезной работой понимается работа без оплаты, для выполнения которой не требуется наличия определенных профессиональных знаний и навыков, квалификаций, имеющая социально полезную значимость для административно-территориальной единицы.  Перечень объектов и виды общественно полезных работ для таких лиц утверждаются решениями местных исполнительных и распорядительных органов.

Протоколы о таких административных правонарушениях будут составляться уполномоченными должностными лицами налоговых органов. В свою очередь, дела о таких правонарушениях будут рассматриваться налоговыми органами или районным (городским) судом. При этом установлено, что дела об административных правонарушениях, о которых идет речь в Декрете, подлежат направлению в суд во всех случаях, если сбор не уплачен плательщиком в полном размере до направления дела об административном правонарушении в суд.

Определено, что административный арест назначается районным (городским) судом с учетом положений статьи 6.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. При этом на лиц, к которым административный арест не может применяться, налагается штраф.

Административные взыскания за правонарушения, установленные Декретом № 3, могут налагаться не позднее трех лет со дня совершения и шести месяцев со дня обнаружения административного правонарушения. Также определено, что за невыполнение установленных обязанностей по соблюдению трудовой дисциплины и (или) требований безопасности при выполнении общественно полезных работ, а также отказ от их выполнения, самовольное оставление места работы к лицу, отбывающему административное взыскание в виде административного ареста, применяются дисциплинарные взыскания, установленные в статье 18.10 Процессуально- исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В то же время, гражданин, отбывший административное взыскание в виде административного ареста, признается исполнившим обязанность по уплате сбора.

 

Контролировать будет налоговая

Согласно пункту 15 Декрета в целях установления граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов или участвующих в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде, налоговые органы вправе осуществлять контроль в сфере декларирования доходов и имущества и контроль за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся в распоряжении налоговых органов сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан без истребования декларации о доходах и имуществе (далее – контроль за соответствием расходов граждан доходам). Порядок осуществления контроля за соответствием расходов граждан доходам устанавливается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Если налоговым органом при осуществлении контроля за соответствием расходов гражданина доходам установлено, что расходы гражданина превышают его доходы, сведения о которых имеются в распоряжении налоговых органов, либо факт получения дохода не подтверждается, то этот налоговый орган направляет гражданину письменное требование о даче пояснений об источниках доходов. Пояснения в письменной форме должны быть представлены гражданином в налоговый орган в течение 30 календарных дней со дня вручения указанного требования. Письменные пояснения, представленные гражданином по истечении указанного срока, налоговым органом не учитываются.

Гражданин, получивший письменное требование о даче пояснений об источниках доходов, вправе в указанный выше срок представить в налоговый орган документы, подтверждающие данные им пояснения, а также пояснения и (или) документы о расходах и их размере, если такие расходы не понесены или понесены им в размере, отличном от размера расходов, сведения о которых имеются в распоряжении налоговых органов. Если гражданином не представлены пояснения об источниках доходов или если представленные пояснения не позволяют установить источник доходов (исключить факт несения расходов), доходы гражданина, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат налогообложению в соответствии с законодательными актами.

 

«Нормативку» приведут в порядок

В заключительных положениях Декрета № 3 предписывается Правительству и другим государственным органам определить порядок взаимодействия госорганов и организаций в целях реализации Декрета и привести в соответствие с этим документом другие нормативные акты, такие как Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Налоговый кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 года «О занятости населения Республики Беларусь», иные законодательные акты.

Везде необходимо предусмотреть систематизацию и закрепление обязанностей безработных, усиление ответственности безработных за нарушение законодательства о занятости населения, изменение порядка оказания содействия в трудоустройстве, уведомление нанимателями органов по труду, занятости и социальной защите об образовании вакансий в пятидневный срок, иные меры, направленные на создание условий мотивации безработных к активному поиску работы, усиление ответственности нанимателей за нарушение законодательства о занятости населения. Также должен быть установлен порядок привлечения административно арестованных к выполнению общественно полезных работ в части, не урегулированной Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях и Декретом № 3. Последуют и некоторые иные меры по реализации Декрета.

Остается только добавить, что Декрет № 3 вступает в силу после его официального опубликования, то есть 5 апреля 2015 г., и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2015 г.


[1] Указанной нормой установлено, что физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, уплачивают единый налог при осуществлении следующих видов деятельности:

  • оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции;
  • оказание услуг по дроблению зерна;
  • выпас скота;
  • репетиторство (консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию);
  • чистка и уборка жилых помещений;
  • уход за взрослыми и детьми; услуги, выполняемые домашними работниками: стирка и глаженье постельного белья и других вещей; выгул домашних животных и уход за ними; закупка продуктов, приготовление пищи, мытье посуды; внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги;
  • музыкальное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий; деятельность независимых актеров, конферансье, музыкантов; предоставление услуг тамадой; фотосъемка, изготовление фотографий; деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;
  • реализация котят и щенков при условии содержания домашнего животного (кошки, собаки);
  • услуги по содержанию, уходу и дрессировке домашних животных, кроме сельскохозяйственных животных;
  • предоставление секретарских услуг и услуг по переводу;
  • предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения веса, роста;
  • ремонт и переделка трикотажных, меховых, швейных изделий и головных уборов;
  • реализация на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах произведений живописи, графики, скульптуры, изделий народных промыслов (ремесел), созданных этими физическими лицами, продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, животных (за исключением котят и щенков).

Онлайн консультация врача Хотите задать вопрос врачу?