Качество товара: правовые азы для потребителя

Автор: Татьяна МАНЦЕВИЧ, юрист.

Давно ушли в прошлое те времена, когда многие необходимые товары приходилось «доставать по блату», отстаивать за ними длиннющие очереди. Сегодня с этим проще — в магазинах и на рынках есть, пожалуй, все, чего душа пожелает, были бы деньги. Вопрос лишь в качестве предлагаемого нам товара. 

И тут, увы, проблем не перечесть. Но что нужно в первую очередь знать потребителю, чтобы обезопасить себя, каковы правила поведения при покупке некачественного товара и какими законодательными актами они подкрепляются? В настоящей статье поговорим только о непродовольственных товарах.

 

Что такое качество?

Чтобы разобраться в том, что такое качество товара и чем оно определяется, обратимся к Закону Республики Беларусь «О защите прав потребителей», который сегодня действует в редакции Закона от 08.07.2008 № 366-З (далее — Закон о защите прав потребителей). Как определено в абзаце 11 ст. 1 этого нормативного акта, недостаток товара (работы, услуги) — это несоответствие товара (работы, услуги) нормативным документам, устанавливающим требования к качеству товара (работы, услуги), иному законодательству или условиям договора.

В свою очередь, согласно абзацу 2 п. 30 Положения о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 № 1290, скрытыми недостатками товаров признаются недостатки (дефекты), которые не могли быть обнаружены при проверке по качеству, обычно применяемой в процессе приемки данного вида товара.

 Как видим из приведенных определений, некачественная вещь — это, прежде всего, несоответствие товара (работы, услуги) надлежащим требованиям нормативных документов, которыми определяется качество товара. Такие требования, как правило, содержатся в соответствующих государственных стандартах, а также в иных технических нормативных правовых актах.

Государственный стандарт Республики Беларусь согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (далее — Закон о стандартизации) представляет собой стандарт, утвержденный Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь. В силу ст. 19 Закона о стандартизации государственные стандарты разрабатываются, как правило, техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии — любыми заинтересованными лицами.

Государственные стандарты основываются на современных достижениях науки, техники, международных и межгосударственных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных стандартах других государств, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения:

  • национальной безопасности;
  • защиты жизни, здоровья и наследственности человека;
  • охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.

Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат:

  • требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг;
  • требования к правилам приемки и методикам контроля продукции;
  • требования к технической и информационной совместимости;
  • правила оформления технической документации;
  • общие правила обеспечения качества продукции (услуг), сохранения и рационального использования ресурсов;
  • требования к энергоэффективности и снижению энерго- и материалоемкости продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг;
  • термины и определения, условные обозначения, метрологические и другие общие технические и организационно-методические правила и нормы.

Утвержденный государственный стандарт вводится в действие после его государственной регистрации. Срок введения в действие государственного стандарта — не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации о его государственной регистрации. Право официального издания государственных стандартов принадлежит Государственному комитету по стандартизации Республики Беларусь. Государственные стандарты не должны противоречить требованиям технических регламентов.

Есть еще стандарты организаций, которые разрабатывают и утверждают юридические лица или индивидуальные предприниматели самостоятельно и распоряжаются ими по собственному усмотрению. Порядок разработки, утверждения, введения в действие, учета, изменения, отмены и издания стандартов организаций, а также опубликования информации о них устанавливаются юридическим лицом или ИП, их утвердившими. Технические требования стандартов организаций распространяются только на юридическое лицо или ИП, их утвердивших. При этом такие стандарты также не должны противоречить требованиям технических регламентов. Стандарты организаций не разрабатываются на продукцию, реализуемую иным юридическим или физическим лицам, или на оказываемые им услуги.

Таким образом, качество товара — это прежде всего соответствие товара требованиям технических нормативных правовых актов, а именно государственным стандартам, классификаторам, санитарным нормам и правилам и иным, техническим регламентам.

 

Правило 1: смотрите, что покупаете

Следует отметить, что количество технических нормативных правовых актов значительно и используются они, как правило, при проведении экспертиз экспертными организациями, иными уполномоченными органами на соответствие товара их требованиям. Граждане не используют и не применяют их в своей обычной деятельности при покупке товара. Обычному покупателю сложно разобраться в таких документах, Поэтому и возникает вопрос: как же при покупке определить качество? Считается ли, к примеру, некачественной обувь, одежда (иной товар), если покупатель ею пользовался, а у нее через какое-то время отклеилась подошва или оторвался рукав? Что делать и как правильно себя вести, чтобы защититься от некачественной покупки или вернуть уплаченные за нее деньги?

Прежде всего при покупке товара необходимо обращать внимание на внешние, явные признаки ненадлежащего качества: неровные швы, разорванные строчки, отличие, например, в паре обуви по оттенку окраски. В отношении бытовой техники — это могут быть вмятины, царапины, неровная покраска. При этом технические товары согласно требованиям Закона о защите прав потребителей следует непосредственно у продавца проверять на их работоспособность, то есть продавцом должно быть продемонстрировано, как работает тот или иной товар. В результате тщательного подхода к выбору товара можно обнаружить его явные недостатки и тем самым обезопасить себя от такой покупки или получить на этот товар скидку, если обнаруженный недостаток для вас не играет принципиального значения.

 

Правило 2: уточняйте возможности гарантийного обслуживания

Следует проверять оформление гарантии в документах на приобретаемый товар. Помните, что в отношении техники продавец обязан проставить штамп о гарантийном обслуживании и дату реализации товара. Если у товара имеются недостатки, на них должен указать сам продавец, такая информация должна содержаться на ценнике.

Важно знать, что гарантийный срок на товары ненадлежащего качества существует и тогда, когда об этом вам не сказал продавец, в таком случае он составляет 2 года. Но есть элементы товара, гарантия на которые не распространяется. Например, вам не заменят ботинки по гарантии, если у них испортился замок, так как гарантия на замки не предоставляется.

Если вы приобрели товар надлежащего качества, но он вам не подходит по цвету, размеру и т.п., срок возврата, замены такого товара (не бывшего в употреблении!) составляет 14 дней, срок возврата уплаченных за него денежных средств — 7 дней.

Существует перечень товаров надлежащего качества, право возврата, замены на которое не распространяется. Так, не подлежит возврату белье, изделия из драгметаллов и иные вещи, список которых определен Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 № 778 в редакции постановления от 14.01.2009 № 26.                                                       

И главное — всегда сохраняйте чек, он упростит вам взаимоотношения с продавцом. Однако отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении справедливой претензии покупателя.

 

Правило 3: обнаружили недостатки — предъявляйте претензию

Покупатель имеет право в течение гарантийного срок, вне зависимости от использования или неиспользования товара, на:

- замену недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

- соразмерное уменьшение покупной цены товара (то есть предоставление скидки);

- незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара;

- возмещение расходов по устранению недостатков товара;

- расторжение договора розничной купли-продажи и возврата уплаченной за некачественный товар денежной суммы.

Указанные требования подлежат удовлетворению продавцом незамедлительно, или в течение 7 дней (при заявлении требований об уменьшении покупной цены, возмещении расходов по устранению недостатков товара, возврате денег), или в течение 14 дней (при заявлении требований о замене недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, безвозмездном устранении недостатков, а также при необходимости проведения экспертизы).

Кстати, потребитель вправе возвратить товар ненадлежащего качества без потребительской тары (упаковки).

Это, пожалуй, основные правила совершения покупок, придерживаясь которых, вы сможете избежать неприятностей и защитить свои права. Удачных вам покупок!