Медиация — дело нужное и хорошее!

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист вкл. .

Белорусские граждане из российских телепрограмм давно уже знают, что такое медиация. Многие из наших читателей интересовались даже, возможно ли в нашей стране проведение между спорящими сторонами примирительной процедуры, есть ли у нас такие специалисты и структуры. Поэтому мы без преувеличения и с уверенностью можем сказать, что общество было не просто готово к законодательному закреплению процедур медиации в гражданских спорах, общество этого уже жаждало.

И это свершилось — в конце января текущего года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 58-З «О медиации» (далее — Закон), который направлен на определение правовых и организационных основ применения медиации, создание благоприятных условий для ее развития. В один день с Законом и в развитие его норм вступили в силу также многочисленные постановления Совета Министров и Министерства юстиции Республики Беларусь, которые будут рассмотрены нами попутно и в связке с нормами Закона.

Слова, вынесенные в заголовок, не просто лозунг, мы действительно считаем, что важность медиации сложно переоценить, этот правовой институт должен твердо закрепиться в сознании людей, поскольку призван он помогать не только государственным структурам (разгрузить от лишних гражданских споров те же суды), но и гражданам, даже в первую очередь им. Поэтому наш обзор будет подробным и детальным.

 

Общие положения

Хотя мы, взяв на себя смелость, в самом начале стали утверждать, что белорусские граждане о медиации хорошо знали еще до появления Закона, думаем, будет не лишним привести основные термины из этой сферы и их определения. Итак, согласно статье 1 Закона:

  • медиация — это переговоры сторон с участием медиатора в целях урегулирования спора (споров) сторон путем выработки ими взаимоприемлемого соглашения;
  • медиатор — физическое лицо, отвечающее требованиям Закона, участвующее в переговорах сторон в качестве незаинтересованного лица в целях содействия им в урегулировании спора (споров);
  • медиативное соглашение — это соглашение, заключенное сторонами по результатам переговоров, проведенных в порядке, предусмотренном Законом, в целях урегулирования спора (споров);
  • соглашение о применении медиации — соглашение сторон о проведении переговоров с участием медиатора в целях урегулирования спора (споров) сторон в порядке, предусмотренном Законом.

Что касается сферы применения Закона, то в статье 2 указано, что он регулирует отношения, связанные с применением медиации в целях урегулирования споров, возникающих из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также споров, возникающих из трудовых и семейных правоотношений, если иное не предусмотрено законодательными актами или не вытекает из существа соответствующих отношений. При этом установлено, что медиация может быть проведена как до обращения сторон в суд в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства, так и после возбуждения производства по делу в суде. Особенности проведения медиации после возбуждения производства по делу в суде будут уже определяться процессуальным законодательством. Отдельно оговорено, что действие Закона распространяется также на медиацию, которая проводится в рамках иных видов судопроизводства в случаях, предусмотренных законодательными актами. Однако медиацию следует отличать от примирения сторон в ходе судебного разбирательства, когда судья в процессе оказываетсторонам такое содействие, об этом тоже четко сказано в Законе.

Согласно статье 3 Закона основными принципами медиации являются:

  • добровольность;
  • добросовестность, равноправие и сотрудничество сторон;
  • беспристрастность и независимость медиатора;
  • конфиденциальность.

Подчеркивается, что медиация основывается на доверии, которое стороны оказывают медиатору как лицу, способному обеспечить эффективное ведение переговоров.

 

Деятельность медиаторов

Если на протяжении многих веков общество будоражит вопрос «А судьи кто?», то вполне оправданно будет предположить, что таким же вопросом граждане вправе задаться и по отношению к медиаторам. Законом и постановлениями, принятыми в его развитие, если не все, то почти все на этот счет предусмотрено.

Требования, предъявляемые к медиатору, содержатся в статье 4 Закона. В ней указано, что медиатором может быть физическое лицо, имеющее высшее юридическое или иное высшее образование, прошедшее подготовку в сфере медиации в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Республики Беларусь (далее — Минюст), либо имеющее опыт работы в качестве примирителя в соответствии с процессуальным законодательством, получившее свидетельство медиатора, выдаваемое Минюстом на основании решения Квалификационной комиссии по вопросам медиации. Однако соглашением о применении медиации могут устанавливаться и дополнительные требования, предъявляемые к медиатору.

Пунктом 2 данной статьи установлено, что медиатором не может быть физическое лицо:

  • являющееся государственным служащим, в том числе осуществляющее полномочия судьи в суде, если иное не предусмотрено законодательными актами;
  • признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • имеющее судимость;
  • полномочия которого в качестве судьи суда, прокурорского работника, сотрудника Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, работника органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налоговых, таможенных органов, иного государственного служащего, нотариуса, частного нотариуса, адвоката были прекращены в порядке, установленном законодательными актами, по основаниям, связанным с совершением проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью, — в течение 3 лет со дня принятия соответствующего решения, если иное не предусмотрено законодательными актами;
  • в отношении которого принято решение о прекращении действия свидетельства медиатора в связи с нарушением Правил этики медиатора, утверждаемых Минюстом.

И раз уж зашел разговор об этике, то попутно упомянем, что Правила этики медиатора утверждены постановлением Минюста от 17.01.2014 № 15. В них, в частности говорится, что медиатор при проведении медиации обязан соблюдать следующие требования:

  • способствовать созданию в ходе переговоров атмосферы доверия, уверенности, безопасности и равноправия сторон, взаимного уважения;
  • воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать его самого, дискредитировать институт медиации и его основные принципы;
  • проявлять терпение, уважение и вежливость в отношении сторон, их представителей, иных участников медиации;
  • внимательно и активно слушать стороны, анализировать и обобщать информацию, управлять переговорным процессом, мотивировать стороны на поиск взаимоприемлемых вариантов урегулирования спора;
  • не выражать каким-либо способом (словом, жестом, мимикой, эмоциональным состоянием) свое отношение к сторонам;
  • проявлять добросовестное отношение к исполнению своих обязанностей, обязательность и пунктуальность, обеспечивать оптимальную организацию своего труда;
  • при исполнении обязанностей соблюдать деловую манеру в общении, деловой стиль одежды.

Указано, что медиатор в целях оказания содействия сторонам в урегулировании спора вправе:

  • знакомиться с материалами спора;
  • изучать документы, представленные сторонами. При исполнении соглашения о проведении медиации медиатор в своих действиях исходит из презумпции достоверности документов и информации, представленных сторонами соглашения о проведении медиации;
  • предлагать сторонам в случае необходимости представить дополнительные документы;
  • получать необходимые консультации у специалистов;
  • содействовать сторонам в последовательном обмене документами, сведениями и сообщениями по обсуждаемым вопросам;
  • проводить индивидуальные переговоры с каждой из сторон;
  • предлагать сторонам выработать и обсудить несколько вариантов урегулирования спора (наилучший, приемлемый, нежелательный);
  • при завершении медиации разъяснить сторонам последствия заключения медиативного соглашения, а также недостижения соглашения;
  • отказаться от проведения медиации, если сторона (стороны) соглашения не выполняет (не выполняют) своих обязательств.

В то же время, медиатор обязан:

  • проводить медиацию в порядке и на условиях, определенных сторонами по соглашению с медиатором, а также в соответствии с законодательством;
  • удостоверяться в полномочиях представителей сторон на участие в проведении медиации и заключение медиативного соглашения;
  • сообщить сторонам обо всех известных ему имеющихся или потенциальных конфликтах интересов в этом деле. Конфликт интересов — это действия или отношения, которые могут создать впечатление возможной расположенности медиатора к одной из сторон.

Медиатор не вправе:

  • вносить сторонам свои предложения об урегулировании спора, а также, если стороны не договорились об ином, выступать третейским судьей по спору, который являлся или является предметом медиации;
  • проводить медиацию, если прекращено действие свидетельства медиатора и в иных случаях, предусмотренных Законом, иными законодательными актами либо Правилами проведения медиации.

Оговорено, что действия медиатора, противоречащие законодательству и нарушающие права и законные интересы третьих лиц, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Кстати, если у кого-то после просмотра телепередач сложилось впечатление, что медиатор — это представитель одной из спорящих сторон (в частности, той стороны, которая к нему обратилась), то он сильно заблуждается, поскольку в Законе отдельно подчеркивается, что медиатор не вправе быть представителем какой-либо стороны. Это посредник.

Статьей 6 Закона установлено, что медиаторы осуществляют деятельность самостоятельно на основании выданного Минюстом свидетельства медиатора. Подчеркивается, что деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью. Любое лицо, являющееся медиатором, вправе осуществлять иную деятельность, не запрещенную законодательством, то есть этот человек может еще где-то работать, являться, к примеру, ИП, продающим бананы и т.д.

В то же время для обеспечения материальных, организационно-правовых и иных условий осуществления деятельности медиаторов могут быть созданы организации, обеспечивающие проведение медиации. Они могут создаваться только в качестве некоммерческой организации в форме учреждения либо в качестве обособленного подразделения юридического лица. Такое учреждение действует на основании устава, утвержденного его учредителем, а обособленное подразделение юридического лица действует на основании положения, утвержденного руководителем этого юридического лица. Правила деятельности организации, обеспечивающей проведение медиации, утверждаются указанными организациями на основании типовых правил, утвержденных Правительством.

Типовые правила деятельности организаций, обеспечивающих проведение медиации, утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1184. В них, в частности, говорится и о том, что деятельность таких организации является возмездной. В этих целях организация вправе заключать с медиаторами, а также физическими лицами, обладающими полной дееспособностью, и (или) юридическими лицами договор на возмездное оказание услуг по вопросам подготовки проведения процедуры медиации. И раз уже затронули эту тему, то добавим, что согласно статье 17 Закона медиатор имеет право на получение вознаграждения, размер которого устанавливается по соглашению со сторонами. Расходы на выплату вознаграждения распределяются между сторонами в равном объеме, если соглашением сторон не определен иной порядок.

Теперь в самый раз рассказать о самой процедуре медиации и о порядке ее проведения. Но об этом будет уже в следующей части статьи.

См. окончание.

 

Онлайн консультация врача Хотите задать вопрос врачу?