Что нужно знать пассажирам городского электротранспорта и метрополитена?

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист.

Как уже сообщалось ранее, недавно отечественное законодательство пополнилось Законом Республики Беларусь от 05.05.2014 № 141-З «О городском электрическом транспорте и метрополитене» (далее – Закон).  Этот нормативный акт регулирует отношения, возникающие при организации и выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном, а также при организации, выполнении работ и оказании услуг, связанных с такими перевозками.

Ознакомим наших читателей с некоторыми положениями Закона, которые будет не лишним знать им как пассажирам. Кстати, согласно Закону:

  • пассажир – это физическое лицо, не причастное к управлению транспортным средством городского электрического транспорта или транспортным средством метрополитена и перевозимое в них на основании договора перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении или договора фрахтования для перевозки пассажиров городским электрическим транспортом либо договора перевозки пассажира метрополитеном;
  • билет – это проездной документ на бумажном носителе, используемый в городском электрическом транспорте и (или) метрополитене;
  • городской электрический транспорт – вид транспорта, представляющий собой совокупность троллейбусов, трамваев (далее – транспортные средства городского электрического транспорта) и коммуникаций городского электрического транспорта;
  • жетон – проездной документ, используемый в метрополитене;
  • метрополитен – вид транспорта, представляющий собой совокупность транспортных средств метрополитена и коммуникаций метрополитена;
  • оператор перевозок пассажиров городским электрическим транспортом – государственное юридическое лицо, оказывающее услуги по организации перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении, но не выполняющее такие перевозки;
  • оператор перевозок пассажиров метрополитеном – государственное юридическое лицо, оказывающее услуги по организации перевозок пассажиров метрополитеном, но не выполняющее такие перевозки;
  • перевозчик пассажиров городским электрическим транспортом – юридическое лицо, выполняющее перевозки пассажиров городским электрическим транспортом;
  • перевозчик пассажиров метрополитеном – юридическое лицо, выполняющее перевозки пассажиров метрополитеном;
  • проездной документ – документ (предмет) установленной формы (образца), используемый для удостоверения заключения договора перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и (или) договора перевозки пассажира метрополитеном и подтверждения оплаты пассажиром проезда;
  • ручная кладь – имущество пассажира, не запрещенное в соответствии с законодательством по своим свойствам, габаритным размерам и (или) массе к перевозке в салоне транспортного средства городского электрического транспорта или транспортного средства метрополитена;
  • электронный билет – проездной документ, выполненный в виде пластиковой карты или иного материального носителя и содержащий информацию о поездке в электронно-цифровой форме, включая информацию об оплате пассажиром проезда.

Это те термины и определения, которые всем нам не помешает знать.

 

Организация перевозок пассажиров

Статьей 10 Закона установлено, что перевозки пассажиров городским электрическим транспортом подразделяются на городские и пригородные. Перевозки пассажиров метрополитеном являются только городскими. Городскими перевозками пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном являются перевозки пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном, выполняемые в пределах города (населенного пункта) и за его пределы до пунктов, установленных решениями местных исполнительных и распорядительных органов. Пригородными перевозками пассажиров городским электрическим транспортом являются перевозки пассажиров городским электрическим транспортом, которые не относятся к городским перевозкам пассажиров городским электрическим транспортом и выполняются в пределах административных границ района или за его пределы с протяженностью маршрута не более 50 километров, измеряемого от границ города (населенного пункта).

Определено, что перевозки пассажиров городским электрическим транспортом могут выполняться в регулярном или нерегулярном сообщении. Перевозки пассажиров метрополитеном выполняются в регулярном сообщении. Перевозками пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и метрополитеном являются систематические перевозки пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном, выполняемые согласно расписаниям либо интервалам движения транспортных средств городского электрического транспорта и транспортных средств метрополитена с установленными началом, окончанием работы по определенным маршрутам и местами посадки, высадки пассажиров, оборудованными в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов. Перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и метрополитеном относятся к перевозкам транспортом общего пользования. В свою очередь, перевозками пассажиров городским электрическим транспортом в нерегулярном сообщении являются перевозки пассажиров городским электрическим транспортом, которые не относятся к перевозкам пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении.

Согласно статьи 11 Закона организация перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и метрополитеном осуществляется заказчиком перевозок пассажиров. Заказчик перевозок пассажиров может определить государственное юридическое лицо в качестве оператора перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и (или) оператора перевозок пассажиров метрополитеном путем принятия решения, согласованного с этим государственным юридическим лицом. Заказчик перевозок пассажиров обязан:

  • обеспечивать обустройство, оформление и содержание остановочных пунктов на маршрутах перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении;
  • обеспечивать содержание дорог, улиц и проездов городов (населенных пунктов), по территории которых проходят маршруты перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении, в состоянии, пригодном для выполнения таких перевозок;
  • производить оператору перевозок пассажиров городским электрическим транспортом оплату услуг по организации перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении;
  • производить оператору перевозок пассажиров метрополитеном оплату услуг по организации перевозок пассажиров метрополитеном.

 

Договор перевозки пассажира

Статьей 14 Закона установлено, что по договору перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и договору перевозки пассажира метрополитеном перевозчик пассажиров городским электрическим транспортом и перевозчик пассажиров метрополитеном обязуютсяперевезти пассажира и его ручную кладь (при ее наличии) в пункт назначения; в свою очередь, пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, если иное не предусмотрено законами и актами Президента Республики Беларусь, а при провозе ручной клади, количество и (или) размер которой превышают нормы бесплатного провоза, установленные Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правилами перевозок пассажиров метрополитеном, – за провоз ручной клади. Порядок заключения договора перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и порядок заключения договора перевозки пассажира метрополитеном устанавливаются Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правилами перевозок пассажиров метрополитеном, иными актами законодательства.

Здесь же говорится, что договор перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и договор перевозки пассажира метрополитеном являются публичными. В силу статьи 336 Гражданского кодекса Республики Беларусь публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, обязательное страхование и т.п.). При этом коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается.

В свою очередь, статьей 24 Закона установлено, что заключение договора перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении удостоверяется проездным документом и (или) документом, подтверждающим право на льготы по оплате проезда либо на бесплатный проезд. Заключение договора перевозки пассажира метрополитеном удостоверяется оплатой проезда с использованием жетона или электронного билета в автоматическом контрольном пункте либо предъявлением билета и (или) документа, подтверждающего право на льготы по оплате проезда либо на бесплатный проезд, лицам, имеющим право на осуществление контроля за оплатой проезда. Реквизиты электронного билета устанавливаются Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и Правилами перевозок пассажиров метрополитеном. Формы (образцы) проездных документов устанавливаются в соответствии с Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правилами перевозок пассажиров метрополитеном.

 

Права и обязанности пассажира

Статьей 15 Закона определено, что пассажир согласно договору перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и договору перевозки пассажира метрополитеном имеет право:

  • получить информацию о порядке и условиях выполнения перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и метрополитеном;
  • совершить поездку в соответствии с условиями договора;
  • провозить бесплатно ручную кладь, количество и (или) размер которой не превышают нормы бесплатного провоза, установленные Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правилами перевозок пассажиров метрополитеном;
  • получить в соответствии с законодательством возмещение за вред, причиненный его жизни, здоровью или имуществу.

Пассажир может иметь другие права, установленные в соответствии с настоящим Законом, Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правилами перевозок пассажиров метрополитеном, иными актами законодательства.

В то же время, в силу статьи 16 Закона пассажир согласно договору перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и договору перевозки пассажира метрополитеном обязан:

  • своевременно и в полном объеме уплатить установленную плату за проезд, если иное не предусмотрено законами и актами Президента Республики Беларусь;
  • иметь во время поездки в городском электрическом транспорте проездной документ и (или) документ, подтверждающий право на льготы по оплате проезда либо на бесплатный проезд;
  • оплатить провоз ручной клади, количество и (или) размер которой превышают нормы бесплатного провоза, установленные Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правилами перевозок пассажиров метрополитеном;
  • предъявлять по требованию лиц, имеющих право на осуществление контроля за оплатой проезда, проездной документ и (или) документ, подтверждающий право на льготы по оплате проезда либо на бесплатный проезд;
  • предоставлять для досмотра, в том числе с помощью технических средств, в метрополитене ручную кладь по требованию представителей органов внутренних дел либо должностных лиц метрополитена, имеющих в соответствии с законодательными актами право осуществлять досмотр;
  • выполнять требования Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правил перевозок пассажиров метрополитеном.

На пассажира могут быть возложены другие обязанности, установленные в соответствии с настоящим Законом, Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правилами перевозок пассажиров метрополитеном, иными актами законодательства.

 

Права и обязанности перевозчика

Согласно статье 17 Закона перевозчик пассажиров городским электрическим транспортом и перевозчик пассажиров метрополитеном согласно договору перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и договору перевозки пассажира метрополитеном имеют право:

  • требовать от пассажира соблюдения условий договора, выполнения требований Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правил перевозок пассажиров метрополитеном, иных актов законодательства;
  • получать установленную плату за перевозку пассажира, если иное не предусмотрено законами и актами Президента Республики Беларусь;
  • отказаться от перевозки пассажира по основаниям, предусмотренным статьей 18 настоящего Закона.

Перевозчик пассажиров городским электрическим транспортом и перевозчик пассажиров метрополитеном могут иметь другие права, установленные в соответствии с настоящим Законом, Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правилами перевозок пассажиров метрополитеном, иными актами законодательства.

Статья 18 Закона устанавливает, что основаниями для отказа перевозчика пассажиров городским электрическим транспортом от перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и перевозчика пассажиров метрополитеном от перевозки пассажиров метрополитеном являются:

  • прекращение или ограничение перевозок пассажиров на определенных маршрутах вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
  • намерение пассажира провезти в качестве ручной клади предметы или вещества, запрещенные к перевозке в городском электрическом транспорте или метрополитене Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правилами перевозок пассажиров метрополитеном;
  • несоответствие проездного документа и (или) документа, подтверждающего право на льготы по оплате проезда либо на бесплатный проезд, имеющихся у пассажира, выполняемой перевозке пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении или метрополитеном;
  • неуплата или уплата не полностью установленной платы за проезд в случае, когда оплата проезда предусмотрена в процессе выполнения перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении, если иное не предусмотрено законами и актами Президента Республики Беларусь;
  • неоплата провоза ручной клади, количество и (или) размер которой превышают нормы бесплатного провоза, установленные Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правилами перевозок пассажиров метрополитеном;
  • отказ пассажира от предоставления для досмотра, в том числе с помощью технических средств, в метрополитене ручной клади;
  • отказ пассажира от соблюдения условий договора перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении или договора перевозки пассажира метрополитеном, выполнения требований Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правил перевозок пассажиров метрополитеном.

Обязанности перевозчика установлены в статье 19 Закона, согласно данной норме перевозчик пассажиров городским электрическим транспортом при выполнении перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и перевозчик пассажиров метрополитеном при выполнении перевозки пассажиров метрополитеном обязаны:

  • выполнять перевозку пассажиров городским электрическим транспортом или метрополитеном в соответствии с условиями договора, требованиями Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правил перевозок пассажиров метрополитеном, иных актов законодательства;
  • предоставлять пассажирам информацию о порядке и условиях выполнения перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и метрополитеном;
  • возмещать в соответствии с законодательством причиненный вред;
  • обеспечивать безопасность транспортной деятельности, в том числе создавать в метрополитене подразделения по обеспечению его безопасности.

На перевозчика пассажиров городским электрическим транспортом и перевозчика пассажиров метрополитеном могут быть возложены другие обязанности, установленные в соответствии с настоящим Законом, Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правилами перевозок пассажиров метрополитеном, иными актами законодательства.

 

Обеспечение безопасности перевозок

Вопросам обеспечения безопасности перевозок пассажиров посвящена глава 7 Закона. В частности, установлено, что для технического обеспечения безопасности транспортной деятельности при выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном перевозчик пассажиров городским электрическим транспортом и перевозчик пассажиров метрополитеном должны поддерживать в технически исправном состоянии транспортные средства городского электрического транспорта и транспортные средства метрополитена, коммуникации городского электрического транспорта и коммуникации метрополитена в соответствии с требованиями, установленными техническими нормативными правовыми актами.

Согласно статьи 27 Закона защита пассажиров и работников перевозчика пассажиров городским электрическим транспортом и перевозчика пассажиров метрополитеном от актов терроризма или иных противоправных действий обеспечивается посредством:

  • предотвращения несанкционированного доступа граждан к коммуникациям городского электрического транспорта и коммуникациям метрополитена;
  • охраны метрополитена;
  • осуществления досмотра ручной клади пассажиров для предотвращения незаконного провоза в транспортных средствах метрополитена предметов или веществ, запрещенных к перевозке в метрополитене Правилами перевозок пассажиров метрополитеном и (или) которые могут быть использованы для совершения акта терроризма или иного противоправного действия;
  • принятия иных мер по предупреждению, предотвращению и пресечению актов терроризма или иных противоправных действий, а также мер по минимизации их последствий.

Досмотр ручной клади пассажиров метрополитена в соответствии со статьей 28 Закона осуществляется в целях обеспечения безопасности граждан и транспортной деятельности в пределах, необходимых для выявления предметов или веществ, запрещенных к перевозке в метрополитене Правилами перевозок пассажиров метрополитеном и (или) которые могут быть использованы для совершения акта терроризма или иного противоправного действия. Досмотр ручной клади пассажиров метрополитена, в том числе с помощью технических средств, осуществляется представителями органов внутренних дел либо должностными лицами метрополитена, имеющими в соответствии с законодательными актами право осуществлять досмотр. Порядок осуществления досмотра ручной клади пассажиров метрополитена устанавливается Правилами перевозок пассажиров метрополитеном и иными актами законодательства.

Установлено также, что перевозчик пассажиров городским электрическим транспортом и перевозчик пассажиров метрополитеном принимают меры по обеспечению пожарной безопасности, охраны окружающей среды и осуществляют действия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном посредством:

  • выполнения требований законодательства о пожарной безопасности и законодательства об охране окружающей среды;
  • осуществления мониторинга пожарной безопасности;
  • разработки мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также планов действий при возникновении таких чрезвычайных ситуаций;
  • осуществления подготовки работников городского электрического транспорта и метрополитена к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • создания систем обнаружения и оповещения о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, содержания этих систем в состоянии готовности;
  • принятия иных мер по обеспечению пожарной безопасности, охраны окружающей среды и осуществления иных действий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

В заключение отметим, что согласно статьи 31 Закона за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору об организации перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении, договору об организации перевозок пассажиров метрополитеном, договору перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении, договору перевозки пассажира метрополитеном, договору фрахтования для перевозки пассажиров городским электрическим транспортом, договору об оказании услуг оператора стороны несут ответственность, установленную настоящим Законом, иными актами законодательства, а также соглашением сторон. Соглашения сторон об ограничении или устранении установленной законодательством ответственности недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений предусмотрена законодательством.

Также обратим внимание читателей на то, что статья 30 Закона запрещает проведение забастовок работниками городского электрического транспорта и метрополитена.

 

Закон вступает в силу 16 ноября 2014 года.