Утилизация транспортных средств без согласия собственника

Автор: Елена ШЕЛКОВИЧ, юрист.

С 1 января 2012 г. вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 09.08.2011 № 348 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации» (далее — Указ № 348).

Ранее правовое регулирование указанных вопросов ограничивалось актами местных исполнительных и распорядительных органов, например, в городе Минске — решением Минского городского исполнительного комитета от 26.10.2006 № 2129 «Об организации работ по установлению собственников брошенных или иным образом оставленных ими транспортных средств и признании транспортных средств бесхозяйными» (далее — решение № 2129). Однако такое регулирование не носило системного характера. Например, в названном решении отсутствует определение брошенных транспортных средств, администрациям районов и организациям коммунальной собственности города Минска п. 1.4 предписывается при установлении собственника брошенного транспортного средства обеспечить получение его волеизъявления по вопросу отказа от собственности.

Право собственника отказаться от собственности закреплено в ст. 237 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК). Оно реализуется посредством объявления об этом либо совершением собственником каких-либо действий, определенно свидетельствующих о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Очевидно, что не всегда удавалось получить отказ граждан от права собственности на транспортное средство, поскольку это все-таки их право, а не обязанность. Далеко не все обладатели машин «не на ходу» готовы расстаться со своим, пусть даже и не нужным, имуществом. Ведь из-за спущенного колеса или разбитого стекла автомобиль не перестает быть транспортным средством, а стоянка таковых с соблюдением правил дорожного движения не запрещается. К тому же согласно п. 4.2 решения № 2129 собственнику при наличии соответствующей заявки оказывается только содействие в транспортировке транспортного средства на накопительные площадки металлолома, а все остальные действия по утилизации автомобиля он должен был произвести самостоятельно и за собственные средства. Поэтому органы местной власти, сотрудники жилищно-эксплуатационных служб и государственной автомобильной инспекции оказывались бессильны перед решительным «Нет!» собственника машины в ответ на предложение отказаться от права собственности.

Безусловно, назрела острая потребность в принятии нормативного акта, системно регулирующего вопросы, связанные с необходимостью освобождения улиц и дворов от неэксплуатируемых транспортных средств и последующей их утилизации. Таким актом и стал Указ № 348.

Пункт 1 Указа № 348 запрещает размещение неэксплуатируемых транспортных средств вне охраняемых мест для хранения, за исключением дворов и придомовых территорий одноквартирных и блокированных жилых домов.

Под неэксплуатируемым транспортным средством понимается транспортное средство, на котором отсутствуют элементы, предусмотренные его конструкцией (стекла салона, колеса, элементы кузова), а равно имеется их деформация либо внешне видимые повреждения, при наличии которых запрещается его участие в дорожном движении и (или) исключается возможность его эксплуатации, а также транспортное средство, которое не эксплуатируется более 6 месяцев со дня истечения срока действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении и не поддерживается в надлежащем состоянии, допускающем возможность его участия в дорожном движении и (или) эксплуатации (далее — надлежащее состояние). Перечень неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их участие в дорожном движении, содержится в приложении 4 к Правилам дорожного движения, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551.

 Указом № 348 установлен следующий порядок действий по сбору, хранению неэксплуатируемых транспортных средств и их утилизации.

При установлении собственника (владельца) неэксплуатируемого транспортного средства местным исполнительным и распорядительным органом ему направляется извещение о необходимости в течение 30 календарных дней переместить транспортное средство на охраняемую стоянку, привести его в надлежащее состояние либо утилизировать. Если по истечении 30 дней со дня получения собственником (владельцем) этого уведомления им не предпринято ни одно из указанных действий либо собственник не установлен, местный исполнительный и распорядительный орган перемещает транспортное средство на охраняемую стоянку, перед чем производит осмотр неэксплуатируемого транспортного средства в присутствии не менее двух дееспособных совершеннолетних лиц. Один экземпляр составленного по результатам осмотра акта вместе с информацией о расположении охраняемой стоянки, дате принудительного перемещения на нее транспортного средства, условиях его возврата и последствиях непредъявления требования о возврате этого транспортного средства направляется в течение 3 календарных дней со дня составления акта собственнику (владельцу) заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении.

С 1 января 2012 г. собственник (владелец) неэксплуатируемого транспортного средства вправе в течение 3 месяцев со дня помещения автомобиля на охраняемую стоянку подать в местный исполнительный и распорядительный орган письменное требование о его возврате. Неподача требования о возврате неэксплуатируемого транспортного средства в течение 3 месяцев со дня вручения акта осмотра данного транспортного средства, а при отсутствии сведений о собственнике (владельце) такого транспортного средства — 3 месяцев со дня принудительного перемещения указанного транспортного средства признается отказом от права собственности на него.

В любом случае собственник (владелец) обязан возместить затраты, связанные с принудительным перемещением и хранением транспортного средства. В случае отказа от их возмещения такие затраты взыскиваются в судебном порядке.

Таким образом, местным органам уже не требуется обеспечивать совершение лицом активных действий, направленных на отказ от права собственности. Об отказе от такого права будет свидетельствовать и бездействие собственника транспортного средства.

В соответствии со ст. 227 ГК брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными. Дела о признании имущества бесхозяйным рассматриваются судами в порядке особого производства. О подаче в суд заявления о признании неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным собственник (владелец) этого транспортного средства извещается местным исполнительным и распорядительным органом в течение 3 календарных дней со дня подачи такого заявления. На основании решения суда местный исполнительный и распорядительный орган в течение 10 календарных дней со дня приобретения такого права собственности на транспортное средство снимает его с учета в государственной автомобильной инспекции и осуществляет его утилизацию.

"Личный юрист". № 12/2011