Особенности работы при повышенных и пониженных температурах

Автор: Алексей ШТЕЙНЕР, юрист, журнал "Кадровик. Управление персоналом" .

Наниматель обязан соблюдать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям по охране труда, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее — Закон об охране труда) работодатель обязан обеспечивать безопасность при эксплуатации территории, зданий (помещений), со­оружений, оборудования, ведении технологических процессов.

Работа в условиях пониженных температур воздуха влечет большие, чем обычно, потери тепла организмом. При длительной работе в таких условиях может быть нарушен тепловой баланс всего организма или отдельных конечностей, кожи и легких.

В результате при продолжительной работе в условиях пониженных температур не только понижается производительность труда, но и повышается вероятность несчастного случая на производстве.

При длительной работе в условиях повышенной температуры у работающих существенно увеличивается утомляемость, могут появиться головная боль, тошнота, головокружение, слабость.

Самым опасным последствием перегрева организма является тепловой удар, который может привести к смерти.

Пунктом 6 ст. 222 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) и ст. 11 Закона об охране труда установлено право работающих отказаться от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности.

Необходимо учитывать, что при отказе от выполнения порученной работы по указанным основаниям работник обязан незамедлительно письменно сообщить работодателю, предоставляющему работу гражданам по трудовым договорам, либо уполномоченному должностному лицу нанимателя о мотивах такого отказа, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, за исключением выполнения вышеуказанной работы.

Нанимателю необходимо соблюдать требования к микроклимату рабочих мест.

Также работодателю необходимо учитывать требования ст. 89 ТК, согласно которым наниматель обязан обеспечивать нормальные условия для выполнения работниками норм труда. Такими условиями считаются в том числе безопасные и здоровые условия труда (соблюдение требований по охране труда, необходимое освещение, отопление, вентиляция, устранение вредных последствий шума, излучений, вибрации и других факторов, отрицательно влияющих на здоровье работников, и т.д.).

Требования к оптимальным и допустимым параметрам микроклимата на рабочих местах в производственных и офисных помещениях организаций всех форм собственности установлены:

  • Санитарными нормами и правилами «Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях» (далее — Санитарные нормы и правила);
  • Гигиеническим нормативом «Показатели микроклимата производственных и офисных помещений» (далее — Гигиенический норматив).

Санитарные нормы и правила и Гигиенический норматив утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.04.2013 № 33 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях», Гигиенического норматива «Показатели микроклимата производственных и офисных помещений» и признании утратившим силу постановления Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 25 марта 1999 г. № 12» (с последующими изменениями и дополнениями).

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.12.2012 № 194 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены:

  • Санитарные нормы и правила «Требования к условиям труда женщин»;
  • Гигиенический норматив «Допустимые показатели факторов производственной среды и трудового процесса для женщин».

В п. 2 Санитарных норм и правил приводятся определения некоторых важных для нанимателя терминов:

  • допустимые значения параметров микроклимата — минимальные или максимальные значения микроклиматических показателей, установленных по критериям теплового состояния человека на период 8-часовой рабочей смены и не вызывающих повреждений или нарушений состояния здоровья, но способных приводить к возникновению общих и локальных ощущений теплового дискомфорта, напряжению механизмов терморегуляции, ухудшению самочувствия и понижению работоспособности к концу смены;
  • среднесуточная температура наружного воздуха — средняя величина температуры наружного воздуха, измеренная в определенные часы суток через одинаковые интервалы времени, которая принимается по данным метеорологической службы;
  • теплый период года — промежуток времени, характеризуемый среднесуточной температурой наружного воздуха выше +10 °C;
  • холодный период года — промежуток времени, характеризуемый среднесуточной температурой наружного воздуха, равной +10°C и ниже.

К показателям, характеризующим микроклимат, относятся:

  • температура воздуха;
  • температура поверхностей;
  • относительная влажность воздуха;
  • скорость движения воздуха;
  • интенсивность теплового облучения;
  • тепловая нагрузка среды.

В соответствии с требованиями п. 7 Санитарных норм и правил в местах пребывания работников в течение смены в зависимости от характеристики выполняемых работ по интенсивности энергозатрат, приведенной в приложении 1 к Санитарным нормам и правилам, должны поддерживаться оптимальные или допустимые значения параметров микроклимата в соответствии с таблицами 1 и 2 Гигиенического норматива.

Требования к организации работы при температуре воздуха выше или ниже допустимых величин установлены главой 3 Санитарных норм и правил.

Так, при температуре воздуха выше или ниже допустимых величин наниматель наравне с использованием мер защиты от воздействия температуры воздуха должен принимать меры организационного характера по регулированию времени пребывания работников в этих условиях в соответствии с таблицами 10 и 11 Гигиенического норматива (п. 22 Санитарных норм и правил).

Согласно п. 23 Санитарных норм и правил среднесменная температура воздуха, при которой работник находится в течение смены на рабочем месте и местах отдыха, не должна выходить за пределы допустимых значений температуры воздуха, указанных в таблице 2 Гигиенического норматива, для соответствующих категорий работ.

Среднесменная температура воздуха должна рассчитываться по формуле, которая приводится в п. 24 Санитарных норм и правил.

При температуре воздуха выше или ниже допустимых значений относительная влажность, скорость движения воздуха, интенсивность теплового облучения на рабочих местах должны соответствовать в зависимости от категории работ допустимым значениям, приведенным в таблицах 2 и 6 Гигиенического норматива.

Согласно ст. 16.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение требований санитарных норм и правил, гигиенических нормативов может повлечь наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до 200 базовых величин, а на юридическое лицо — до 500 базовых величин.

С целью обеспечения охраны труда при выполнении работ при повышенных (пониженных) температурах наниматель:

  • может установить работникам надбавки за работу в условиях повышенных или пониженных температур;
  • должен установить работникам дополнительные специальные перерывы;
  • должен обеспечить работникам наличие санитарно-бытовых помещений для обогрева и (или) отдыха от жары.

1. Надбавки за работу при повышенных или пониженных температурах.

Необходимо учитывать, что «нормальные условия труда» в большинстве случаев будет являться оценочной категорией. Трудовое законодательство не обязывает нанимателя устанавливать работникам надбавки за работу при повышенных или пониженных температурах.

Такие виды надбавок наниматель может установить в своих локальных нормативных правовых актах исходя из желания дополнительно стимулировать работников к труду и наличия возможности.

Надбавки за работу при повышенных или пониженных температурах можно закрепить в коллективном договоре, положении об оплате труда и других ЛНПА.

ПРИМЕР

В положении об оплате труда ООО «Яркий город» предусмотрено:

«…Пункт 5.12 «установить работникам, выполняющим работы по настройке, ремонту и технологическому обслуживанию оборудования вне помещений заказчика на открытом воздухе, при повышенных или пониженных температурах надбавки в следующих размерах:

— при температуре воздуха свыше +28 градусов — 0,5 базовой величины за полный рабочий день;

— при температуре воздуха ниже –20 градусов — 0,5 базовой величины за полный рабочий день.

При работе в таких условиях надбавка за неполный рабочий день рассчитывается пропорционально отработанному времени. При этом полная продолжительность рабочего дня для расчета надбавки составляет 8 часов».

Также наниматель может установить надбавку на период конкретного сезона. Например, установить надбавку работникам ремонтной бригады, выполняющим ремонтные работы, в том числе на открытом воздухе, в период с 01.12.2016 по 28.02.2017 в размере 10% от должностного оклада работника.

Такие виды надбавок наниматель также вправе установить приказом.

2. Дополнительные специальные перерывы.

В соответствии с требованиями ст. 135 ТК и ст. 29 Закона об охране труда работникам, выполняющим работы на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях зимой, а также отдельные виды работ, наряду с перерывом для отдыха и питания предоставляются дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня, включаемые в рабочее время (перерывы для обогревания, отдыха на погрузочно-разгрузочных и других работах).

Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяются правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором.

Для указанных работников наниматель обязан устанавливать режим работы, исключающий причинение вреда их жизни и здоровью при сильной жаре и сильном морозе.

Время и конкретная продолжительность таких перерывов указывается в ЛНПА нанимателя. При этом необходимо учитывать, что чем ниже температура в зимнее время или чем сильнее жара летом, тем чаще работникам должны предоставляться такие дополнительные перерывы.

Также необходимо учитывать утомляемость работников в зависимости от вида выполняемых ими работ.

При составлении такого ЛНПА нанимателю необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по определению нормативов времени на отдых и личные надобности работников в отраслях экономики, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.09.2005 № 125.

Оптимальная длительность одного перерыва на отдых составляет для работников большинства массовых профессий 5–10 мин. При меньшей длительности недостаточно восстанавливается работоспособность, а при слишком длинных перерывах — нарушается рабочая установка (рабочий динамический стереотип).

Специальные перерывы, предоставляемые работникам на основании ст. 135 ТК, включаются в рабочее время и могут использоваться работниками только по прямому назначению. Работники не вправе использовать такой вид перерыва по своему усмотрению (отлучаться с работы и др.).

3. Санитарно-бытовые помещения для обогрева и отдыха работников.

Согласно ч. 1 ст. 231 ТК нанимателями оборудуются с учетом характера производства санитарно-бытовые помещения (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогревания, отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и др.), оснащенные необходимыми устройствами и средствами, организуется питьевое водоснабжение.

Такие помещения необходимы работникам для отдыха от летнего зноя и обогрева при минусовых температурах.

В цехах с избытками тепла работники обеспечиваются подсоленной газированной или минеральной водой. Нормы обеспеченности и требования к указанным помещениям, устройствам и средствам устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, по охране труда.

Санитарно-бытовые помещения оборудуются нанимателем в зависимости от вида деятельности организации. Наниматель также обязан обеспечить надлежащее функционирование таких помещений.

Основные требования к таким помещениям содержатся в ТКП 45-3.02-209-2010 «Административные и бытовые здания. Строительные нормы проектирования», утвержденном приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 № 267 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» (с последующими изменениями и дополнениями).

Так, например, требования к территории и размещению, содержанию и эксплуатации оборудования и помещений, водоснабжению, водоотведению, освещению, микроклимату, условиям труда работников в действующих, проектируемых, строящихся и реконструируемых организациях, осуществляющих строительную деятельность, и организациях по производству строительных материалов, изделий и конструкций установлены Санитарными нормами и правилами «Требования к организациям, осуществляющим строительную деятельность, и организациям по производству строительных материалов, изделий и конструкций», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.12.2014 № 120.

Журнал "Кадровик. Управление персоналом", № 15/2017