«Добровольный» школьный взнос — пожертвования или поборы?

Автор: Надежда ШВЕД, юрист.

Заканчивается лето, а с ним и школьные каникулы. Впереди очередной учебный год. Подготовка детей к школе для многих родителей становится настоящим финансовым испытанием — собрать ребенка в школу сегодня обходится в кругленькую сумму. Но только ли этим все и ограничивается?

Не секрет, что в учреждениях образования, главным образом, общеобразовательных и дошкольных, существует такое явление, как «добровольная» помощь родителей, именуемое в народе попросту «поборами».Финансовые отношения подобного рода между учреждением образования и родителями вызывают немало нареканий, хотя и сторонники у них имеются. На сформировавшуюся порочную систему «вымогательства» у родителей денежных средств и материальных ценностей на нужды школы обращалось внимание и на шестом заседании Республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, состоявшегося в Генеральной прокуратуре Беларуси 6 ноября 2009 г.

Достаточно часто родители, зная о недостаточном финансировании в системе образования, не против помочь в пределах своих возможностей учебному заведению, которые посещает ребенок, — будь то школа или детский сад. Редкий родитель в силах устоять против фразы «Вы же хотите, чтобы вашему ребенку в школе было хорошо?» Правда, у каждой школы и каждой семьи свое понимание того, что значит «хорошо». Некоторые довольствуются косметическим ремонтом класса, другие не против потратиться и на оснащение кабинетов, где обучаются их чада, самой современной техникой. Да и запросы у школ разные, зависящие среди прочего от уровня и статуса учебного заведения.

Сегодняшние реалии таковы, что школа либо детский сад нормально прожить только на бюджетные деньги не в состоянии. И родители должны отдавать себе в этом отчет. Соответственно учебные заведения должны зарабатывать и иными законными способами, а также привлекать внебюджетные деньги, в том числе родительские. Вопрос в том, чтобы это делать юридически правильно. Попробуем разобраться в данном явлении с точки зрения правового регулирования.

 

Жертвовать не запрещается

Если в обществе существуют какие-то отношения, значит, должно существовать и какое-то их законодательное регулирование.

В первую очередь отметим, что ни один нормативный акт не предписывает собирать деньги с родителей на нужды школы. Имеется постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.10.2002 № 1376 «Об утверждении Перечня платных образовательных услуг, оказываемых государственными учреждениями образования». Согласно этому документу оказание дополнительных платных образовательных услуг осуществляется с согласия родителей или лиц, их заменяющих. Таким образом, школа не имеет права не только требовать, но даже собирать деньги с родителей. Вместе с тем добровольные пожертвования, взносы и иные добровольные поступления в фонд школы (на расчетный счет школы или управления образования) законодательством не запрещены.

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК) в п. 1 ст. 553 предусматривает, что пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным, религиозным и иным некоммерческим организациям, а также Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам. Пожертвование является разновидностью договора дарения и отличается от обычного дарения целью, ради которой совершается дар. При этом законодатель наряду с целью дарения как признаком, характеризующим договор пожертвования, указывает и на особый субъектный состав одаряемых в рамках договора пожертвования.

У нас в стране действует также Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее — Указ). Однако он не регулирует случаи, когда безвозмездную помощь предоставляют физические лица. Указом предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь вправе оказывать организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам республики безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, на условиях, определяемых этим Указом.

Таким образом, граждане осуществляют дарение (пожертвование) по правилам, предусмотренным главой 32 ГК.

 

От кого должна исходить инициатива?

Сбор денежных средств зачастую преподносится как инициатива самих родителей. В этих целях в учреждениях образования создаются и функционируют попечительские советы и родительские комитеты. Эти структуры действуют на основании Положения о попечительском совете учреждения образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2002 № 20 (далее — Положение).

Основной целью деятельности попечительского совета согласно Положению является содействие учреждению образования в осуществлении его уставных функций, объединение усилий государственных и общественных организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан, направленных на укрепление учебно-материальной базы, охрану здоровья, развитие способностей и талантов воспитываемых и обучающихся в учреждении образования, создание благоприятных условий для воспитания, учебы, труда и отдыха детей, учащихся, студентов, преподавательского состава и других работников. В соответствии с п. 10 Положения попечительский совет:

— содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития учреждения образования;

— содействует укреплению и совершенствованию материально-технической базы учреждения образования, благоустройству его помещений и территории;

— определяет направления, формы, размеры и порядок использования средств попечительского совета, в том числе на развитие учебно-материальной базы, оказание помощи детям, учащейся и студенческой молодежи из малообеспеченных семей, из числа сирот, на поддержку и стимулирование одаренных детей, учащейся и студенческой молодежи, а также осуществляет контроль за их целевым использованием.

Финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных взносов и пожертвований от физических и юридических лиц, других поступлений, не запрещенных законодательством. Они зачисляются на счета учреждения образования и используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета. Процедура, как правило, такова. На заседании члены попечительского совета принимают решение об оказании поддержки в улучшении материально-технической базы и о размере такой поддержки. Данная информация доводится до сведения остальных родителей. Все средства перечисляются ислючительно добровольно во внебюджетный фонд школы на отдельный расчетный счет.

 

Право, а не обязанность

Следует иметь в виду два очень важных момента. Во-первых, в соответствии с п. 1 ст. 391 ГК граждане и юридические лица свободны в заключении договора, то есть понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством. Во-вторых, в п. 7 Положения указано, что решения попечительского совета вне его исключительной компетенции носят консультативный и рекомендательный характер.

Важное место в этой системе занимает отчет о проделанной работе и потраченных суммах. В целях усиления прозрачности данного процесса и снижения недовольства родителей необходимо обязательно доводить до сведения пап и мам учащихся информацию о том, как, куда, в каких размерах были потрачены деньги, причем не только на словах, но также документально, путем предъявления соответствующих чеков и счетов, и наглядно, например демонстрируя новые шкафы в учебном кабинете, приобретенную технику и т.п.

Что касается административного давления — будь то со стороны школы или попечительского совета — на родителей, которые не сдают деньги в «добровольно-принудительном» порядке, либо на их детей, то это действие абсолютно противозаконное. И уж тем более недопустимы и противозаконны требования администрации об уплате «добровольных взносов», подкрепленные заявлениями, например, об отказе в приеме документов в учреждение образования либо угрозами и нелицеприятными высказываниями в отношении ребенка.

Во многих школах также практикуют и иные формы участия родителей в материальном обеспечении школы. На родительском собрании выясняется необходимость покупки определенных вещей либо проведения ремонта, составляется список с суммами и оформляется официально как договор дарения/пожертвования для конкретной школы от имени одного из родителей. Затем на очередном родительском собрании предоставляется полный отчет об использовании денег с демонстрацией квитанций и счетов, а также результатов проделанной работы. При этом опять же предложение сделать (приобрести) что-либо не тождественно требованиям.

Таким образом, требовать деньги с родителей школьная администрация и учителя не имеют права. Помощь школе со стороны родителей — дело сугубо добровольное, а никак не обязанность. Инициатива попечительского совета или родительского комитета об оказании помощи учебному заведению носит исключительно рекомендательный характер.

При этом благотворительная деятельность родителей, естественно, должна быть законной, схемы ее оказания должны быть максимально прозрачными. Оптимальный путь — внесение денежных средств на расчетный счет, а не передача их из рук в руки, и уж тем более не передача в руки администрации либо учителя. В последнем случае вопросы к школьному руководству могут возникнуть не только у родителей, но и у контролирующих и правохранительных органов.