Адресные субсидии в жилищном строительстве в вопросах и ответах

Автор: Виктор САВИЦКИЙ, член отделения Межрегиональной общественной организации «АЖКХ» (Академия жилищно-коммунального хозяйства), NEG.BY .

Указом Президента от 4.07.2017 № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений» (далее – Указ № 240) введены новые формы государственной поддержки – адресные субсидии на уплату части процентов за пользование нельготными кредитами, предоставляемыми на строительство (реконструкцию) жилых помещений на условиях, определяемых банками, и на погашение основного долга по этим кредитам.

 

Причем одним категориям граждан, определенным в Указе № 240, одновременно предоставляются и субсидии на погашение основного долга по нельготным кредитам, и субсидии на уплату части процентов за пользование такими кредитами, другим – только субсидии на уплату части процентов.

В развитие Указа № 240, вступившего в силу 6.08.2017 г., принято постановление Совмина от 4.08.2017 № 582, которым утвержден порядок предоставления адресных субсидий. Рассмотрим некоторые вопросы, связанные с новой формой господдержки.

 

Чем вызвано принятие Указа № 240 при наличии уже действующей системы льготного кредитования при строительстве жилья? Не получится ли так, что одни и те же лица смогут претендовать и на «старые» льготы, и на новые?

Рассчитывать на двойные льготы одна и та же семья не может. Согласно Указу № 240 граждане, имеющие право на получение «новых субсидий», могут воспользоваться по своему выбору либо им, либо господдержкой в соответствии с Указом Президента от 6.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее – Указ № 13). Напомним, что последняя включает льготные кредиты и (или) одноразовые субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья.

Ожидается, что Указ № 240 будет стимулировать увеличение спроса на нельготные кредиты – это поможет расширить объемы кредитования жилищного строительства.

 

Кто может рассчитывать на получение новых субсидий?

Согласно подп. 1.2 п. 1 Указа № 240 право на получение субсидии на уплату части процентов за пользование нельготными кредитами имеют состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (за исключением принятых на такой учет по месту работы по дополнительным основаниям, предусмотренным организациями в коллективных договорах):

  • граждане, имеющие право на получение господдержки в соответствии с подп. 1.1 п. 1 Указа № 13;
  • прокурорские работники, граждане из числа прокурорских работников, уволенных со службы в органах прокуратуры по возрасту, состоянию здоровья, в связи с сокращением численности или штата работников, имеющие не менее 5 календарных лет выслуги на службе в органах прокуратуры;
  • малообеспеченные граждане, осуществляющим строительство (реконструкцию) жилых помещений в населенных пунктах на территории юго-восточного региона Могилевской области.

При этом некоторые категории таких граждан (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, многодетные семьи, граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы и т.д.) будут иметь внеочередное право на получение субсидии на уплату части процентов за пользование нельготными кредитами (подп. 1.3 п. 1 Указа № 240).

Отдельным категориям граждан предоставлено право на получение субсидии на погашение основного долга по кредитам совместно с получением субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами. К ним отнесены многодетные семьи, имеющие троих и более несовершеннолетних детей, некоторые категории молодых семей, а также граждане, перечисленные в абз. 4 и 5 подп. 1.4 п. 1 Указа № 240 (касаются детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

 

В каком порядке предоставляются субсидии на погашение нельготных кредитов?

Решения о предоставлении субсидий принимаются районными, городскими исполнительными и распорядительными органами, местными администрациями с учетом даты постановки граждан на квартирный учет. А в отношении граждан, состоящих на квартирном учете по месту работы (службы), а также по месту военной службы (службы, работы) в госорганах и организациях, – районными, городскими исполнительными и распорядительными органами, местными администрациями по месту нахождения соответствующих госорганов (организаций), в которых они состоят на таком учете.

Субсидия на уплату части процентов за пользование кредитами предоставляется гражданам начиная со следующего месяца после выдачи банком кредита (его части) ежемесячно в течение всего срока погашения кредита, установленного кредитным договором.

Субсидия на погашение основного долга по кредиту предоставляется начиная с месяца начала погашения основного долга ежемесячно в течение установленного кредитным договором всего срока его погашения.

Граждане могут рассчитывать на получение субсидий только при строительстве жилых помещений в экономичных многоквартирных и блокированных жилых домах типовых потребительских качеств (перечень проектов (серий) которых утвержден постановлением Минстройархитектуры от 4.09.2017 № 25), в многоквартирных и блокированных жилых домах иных проектов (серий), проектная документация на строительство которых утверждена в установленном порядке до 1.06.2013 г., а также при строительстве (реконструкции) одноквартирных жилых домов и реконструкции жилых помещений. 

 

От чего зависит размер субсидий?

Размеры предоставляемых субсидий на уплату части процентов за пользование кредитами определены по соответствующим категориям граждан (подп. 1.8 п. 1 Указа № 240).

Так, многодетным семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей на дату подачи заявления о предоставлении субсидий (заявления о включении в списки на получение субсидий в случае утверждения указанных списков), субсидия предоставляется в размере ставки рефинансирования Нацбанка, увеличенной на 2 процентных пункта (п.п.), но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором.

Многодетным семьям, имеющим четверых и более несовершеннолетних детей на дату подачи заявления о предоставлении субсидий – в размере ставки рефинансирования Нацбанка, увеличенной на 3 п.п., но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором.

Многодетным семьям, имеющим не менее троих детей в возрасте до 23 лет (см. абз. 3 пункта 3 Указа № 240) на дату подачи заявления о предоставлении субсидии – в размере ставки рефинансирования Нацбанка, увеличенной на 2 п.п., но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором. На такой же размер субсидии могут рассчитывать и граждане, перечисленные в абз. 4 и 5 подп. 1.4 п. 1 Указа № 240, а также иные граждане, перечисленные в подп. 1.2 п. 1 Указа № 240.

Многодетным семьям субсидия на погашение основного долга по кредиту предоставляется в соответствии с количеством несовершеннолетних детей в семье на дату подачи заявления о предоставлении субсидий (заявления о включении в списки на получение субсидий в случае утверждения указанных списков) в следующих размерах:

  • при наличии троих несовершеннолетних детей – 95% от суммы основного долга по кредиту;
  • при наличии четверых и более несовершеннолетних детей – 100% от суммы основного долга по кредиту.

Молодым семьям, указанным в абз. 3 подп. 1.4 п.1 Указа № 240, субсидия на погашение основного долга предоставляется в следующих размерах:

  • при рождении (усыновлении, удочерении) первого ребенка – в размере 10% от суммы основного долга по кредиту;
  • при рождении (усыновлении, удочерении) второго ребенка – в размере 20% от суммы основного долга.

Субсидия на погашение основного долга в размере 35% от суммы основного долга по кредиту предоставляется гражданам, перечисленным в абз. 4 и 5 подп. 1.4 п. 1 Указа № 240.

При расчете размера предоставляемых субсидий учитывается и максимальная нормируемая стоимость строящегося (реконструируемого) жилого помещения. Она определяется по нормируемым размерам общей площади жилого помещения, устанавливаемым в порядке, предусмотренном в ч.ч. 1– 6 подп. 1.6 п. 1 Указа № 13, с учетом нормативов общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения, установленных в подп. 1.5 п. 1 Указа № 13, и по стоимости 1 м2 общей площади, но не превышающей предельный норматив стоимости 1 м2 общей площади жилого помещения, определяемый Совмином, и не должна превышать 90% (для многодетных семей – 100%) принимаемой в расчет стоимости строительства (реконструкции) нормируемых размеров общей площади жилого помещения.

При строительстве жилых помещений в сельских населенных пунктах гражданами, постоянно там проживающими и работающими, а также при строительстве многодетными семьями жилья в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, населенных пунктах на территории юго-восточного региона Могилевской области и городах-спутниках максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидий определяется с учетом стоимости возведения предусмотренных проектной документацией хозяйственных построек в размере до 20% максимальной нормируемой стоимости жилого помещения, рассчитанной в соответствии с ч. 1 подп. 1.13 п.1 Указа № 240.

 

Что еще следует учитывать при предоставлении субсидий в соответствии с Указом № 240?

На строящееся (реконструируемое), а также построенное (реконструированное) с использованием субсидий жилье, распространяются ограничения по распоряжению им, предусмотренные Указом № 13 (подп. 1.16, 1.18 – 1.20 п.1).

Такие жилые помещения будут находиться в залоге (ипотеке) у банка, выдавшего нельготный кредит. Их продажа до полного погашения кредита не допускается, а в течение 5 лет со дня досрочного погашения этого кредита (но не более периода, оставшегося до наступления срока его полного погашения, установленного кредитным договором) она может осуществляться только соответствующему районному, городскому исполнительному и распорядительному органу, местной администрации в порядке, установленном законодательством.

Такое жилье до полного погашения кредита нельзя сдать по договору найма жилого помещения частного жилфонда или по договору аренды, а в исключительных случаях (переезд в другую местность, расторжение брака, смерть собственника жилья или члена его семьи, материальное положение и иных) – лишь с разрешения соответствующего районного, городского исполнительного и распорядительного органа, местной администрации без согласия залогодержателей.

Напомним, что со вступлением в силу Указа № 240 утратил силу Указ Президента от 22.11.2007 № 585 «О предоставлении молодым и многодетным семьям финансовой поддержки государства» (далее – Указ № 585). В связи с этим с 6.08.2017 г. финансовая поддержка, предусмотренная Указом № 585 для молодых и многодетных семей, заменяется субсидиями, которые будут в установленном порядке предоставляться не после ввода дома в эксплуатацию, а в процессе его строительства, начиная со следующего месяца после выдачи банком кредита.

Вместе с тем п. 13 Указа № 240 (в редакции Указа от 2.08.2017 № 274) предусмотрено, что подача и рассмотрение заявлений о предоставлении финансовой поддержки в соответствии с Указом № 585 в погашении задолженности по кредитам, предоставленным по заключенным до вступления в силу п. 13 Указа № 240 кредитным договорам, принятие по таким заявлениям решений и их исполнение осуществляются в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

NEG.BY