Правила профессиональной этики регистраторов недвижимости

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист - .

Постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 10.07.2018 № 28 (далее — Постановление № 28) утверждены Правила профессиональной этики регистратора (далее — Правила). Документ принят во исполнение норм вступившего в силу 22 июля текущего года Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 96-З, которым были внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее — Закон № 133-З).

 

Статус регистратора

Всоответствии со ст. 16 Закона № 133-З регистраторы — это работники соответствующих республиканской и территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, которые обладают исключительным правом:

  • принимать в установленном порядке документы, представленные для осуществления государственной регистрации;
  • совершать регистрационные действия, такие как осуществление государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования недвижимого имущества; осуществление государственной регистрации возникновения, перехода, прекращения прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество; осуществление государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом;
  • присваивать кадастровый, инвентарный номер объекту недвижимого имущества;
  • вносить записи в регистрационную ­книгу;
  • вносить документы в регистрационные дела, записи в опись заявлений и документов, содержащихся в регистрационном деле;
  • вносить информацию в журнал регистрации заявлений.

С 22 июля 2018 г. приведенный выше перечень дополнен еще одним пунктом, наделяющим регистратора правом производить аннулирование записей, внесенных в регистрационную книгу, в соответствии со ст. 281 Закона № 133-З.

Кроме того, ст. 16 Закона № 133-З дополнена еще и п. 11, согласно которому регистратор имеет право:

  • удостоверять документы, являющиеся основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, из которых явствует волеизъявление гражданина или ИП;
  • свидетельствовать верность копии, изготовленной с копии документа, содержащегося в регистрационном деле;
  • удостоверять форму внешнего представления электронного документа на бумажном носителе;
  • совершать иные действия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

По-прежнему в ст. 16 Закона № 133-З определено, что регистратором может быть назначен гражданин Республики Беларусь, прошедший аттестацию на регистратора.

Регистратор должен иметь высшее юридическое образование, или высшее образование по специальности «Земельный кадастр», или высшее образование и опыт осуществления регистрационных действий не менее трех лет.

 

Правила профессиональной этики

Претерпела изменения и ст. 12 Закона № ­133-З, определяющая компетенцию специально уполномоченного органа госуправления, которым является Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь, в том числе этот орган наделен полномочием утверждать правила профессиональной этики регистраторов. Во исполнение данной нормы и принято Постановление № 28.

Правила представляют собой совокупность положений, определяющих требования, предъявляемые к регистраторам при выполнении ими профессиональных обязанностей, в том числе во взаимоотношениях с гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, организациями (далее — заявители), коллегами, госорганами. Они основаны на законодательстве Республики Беларусь и традициях в сфере госрегистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, общепринятых нормах этики и морали и содержат общие нормы профессиональной этики, вытекающие из специфики профессии регистратора.

Определено, в частности, что в своей служебной деятельности регистратор обязан:

  • руководствоваться Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства, Правилами, а также общепринятыми нормами этики и морали;
  • проявлять уважение к заявителям, представителям госорганов;
  • быть пунктуальным, корректным, ответственным;
  • исполнять свои обязанности честно, добросовестно, квалифицированно и своевременно;
  • эффективно решать поставленные задачи, связанные с исполнением должностных функций, не допуская формализма и бюрократизма.

Согласно п. 8 Правил в профессиональной деятельности регистратор обязан:

  • квалифицированно и своевременно совершать регистрационные и иные действия, входящие в компетенцию регистратора в соответствии с законодательством;
  • осуществлять самоконтроль за правильностью совершения регистрационных и иных действий;
  • постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, в том числе путем самообразования, изучать законодательство, анализировать практику совершения регистрационных и иных действий, участвовать в мероприятиях по обучению и обмену опытом;
  • соблюдать требования антикоррупционного законодательства, не допускать использования занимаемого служебного положения в личных корыстных целях, а также в интересах близких родственников или свойственников. При возникновении в процессе производственной деятельности предпосылок, которые могут привести к коррупционным правонарушениям или правонарушениям, создающим условия для коррупции, принимать меры по их недопущению;
  • незамедлительно сообщать непосредственному или вышестоящему руководителю, а также в правоохранительные органы о готовящемся преступлении, о котором стало известно в связи с исполнением служебных обязанностей;
  • не принимать участие в деятельности, которая способна дискредитировать его самого или организацию, в которой он работает;
  • не влиять или пытаться оказать влияние на процесс исполнения служебных обязанностей другими регистраторами, а также в процессе своей деятельности не предпринимать действия в частных интересах других лиц либо создавать впечатление о том, что это возможно;
  • не совершать регистрационные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своего супруга (супруги), его и своих родственников (родителей, детей, внуков, деда, бабки, родных братьев и сестер);
  • не заниматься предпринимательской деятельностью лично или через посредников, а также не быть поверенным у третьих лиц по вопросам, связанным с государственной регистрацией недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
  • не оказывать профессиональные услуги, выходящие за пределы его компетенции, а также не соответствующие его квалификации;
  • обеспечивать в своей деятельности высокие критерии и требования культуры общения с заявителями, представителями государственных органов, проявляя терпение, вежливость, тактичность, в любой ситуации стремиться сохранять выдержку и личное достоинство;
  • не допускать, чтобы личные, семейные, общественные или другие отношения отрицательно влияли на его поведение на работе и на качество профессиональной деятельности;
  • соблюдать деловой стиль одежды.

Также определено, что в отношениях с заявителями регистратор:

  • проявляет к ним уважение;
  • терпеливо, вежливо, тактично, доброжелательно и доступно разъясняет их права и обязанности, нормы действующего законодательства;
  • не допускает фактов формального отношения к ним;
  • использует только законные средства, способы и методы осуществления регистрационных и иных действий;
  • предпринимает необходимые меры к уведомлению заявителей в установленные законодательством сроки об обстоятельствах, препятствующих или исключающих возможность совершения регистрационных и иных действий;
  • подготавливает документы с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии;
  • разъясняет им порядок и сроки обжалования принятых решений.

Согласно п. 10 Правил регистратор не вправе:

  • необоснованно отказывать заявителю в совершении регистрационных и иных действий;
  • совершать регистрационные и иные действия, результаты которых представляют для него имущественный или иной личный интерес;
  • советовать заявителю предпринимать какие-либо действия, связанные с нарушением действующего законодательства;
  • допускать грубое и нетактичное отношение к заявителям;
  • принимать вознаграждения, пользоваться услугами и льготами в личных целях за оказание гражданам, ИП и юридическим лицам любого содействия с использованием своего служебного положения.

Отдельные главы Правил также посвящены вопросам отношений регистратора с коллегами и госорганами.

В частности, установлено, что регистратор строит свои отношения с коллегами на принципах профессиональной этики, взаимоуважения и доверия и с пониманием и уважением относится к праву своих коллег иметь собственные профессиональные суждения, помогает коллегам своими знаниями и опытом. Согласно п. 14 Правил регистратор не вправе:

  • употреблять выражения, умаляющие честь, достоинство или деловую репутацию коллег;
  • комментировать или обсуждать, в том числе в ходе судебных заседаний, профессиональные качества других коллег или профессиональный уровень исполнения ими служебных обязанностей.

Регистратор также вправе в тактичной форме обратить внимание коллеги на допущенное им нарушение норм Правил, а в случае нарушения коллегой таких норм — сообщить об этом непосредственному руководителю.

Относительно госорганов определено, что регистратор обязан:

  • во взаимоотношениях с представителями госорганов быть корректным, ответственным, вежливым и пунктуальным;
  • не препятствовать уполномоченным должностным лицам госорганов в осуществлении ими действий, предусмотренных законодательством, выполнять законные распоряжения или требования указанных должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей;
  • представлять госорганам достоверную информацию о своей деятельности.

Установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей регистратор несет ответственность согласно законодательству Республики Беларусь, а соблюдение регистратором Правил при исполнении им служебных обязанностей учитывается при подготовке характеризующих материалов при назначении на иную должность, проведении аттестации, поощрении за успехи в работе либо привлечении к ответственности.

Постановление № 28 вступило в силу 22 июля 2018 г.