Государственная регистрация недвижимого имущества: порядок обжалования

Автор: Виталий ОВЕЧКО, юрист.

В силу ст. 43 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее — Закон № 133-З) заинтересованное лицо, считающее, что регистратор своими действиями (бездействием) нарушил его гражданские права, имеет право подать жалобу на действия (бездействия) регистратора в суд либо в течение года обратиться с заявлением (жалобой) в соответствующую территориальную или республиканскую организацию по государственной регистрации.

При разрешении вопросов, связанных с регистрацией недвижимого имущества, граждане и ИП руководствуются:

  • Указом Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее — Указ № 498);
  • Гражданским кодексом Республики Беларусь;
  • Законом № 133-З;
  • Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон № 300-З)[1];
  • Положением о государственной регистрации создания эксплуатируемых капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и машино-мест, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.06.2004 № 689;
  • Перечнем административных процедур, совершаемых государственным комитетом по имуществу и подчиненными ему организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2007 № 1578 и действующим сегодня в редакции постановления от 23.09.2011 № 1285;
  • постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2009 № 800 «О мерах по государственной регистрации объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности»;
  • другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Общие требования к жалобе

В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона № 300-З обращения, в том числе жалобы, подаются заявителями в письменной или электронной форме, а также излагаются в устной форме. Письменные обращения подаются нарочным (курьером), по почте, в ходе личного приема, путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений. Устные обращения излагаются в ходе личного приема.

Действующее законодательство Республики Беларусь устанавливает определенные требования к содержанию и форме письменных жалоб, предъявляемых гражданами и/или ИП (далее — заинтересованные лица), в соответствующую территориальную или республиканскую организацию по государственной регистрации. Так, согласно п. 2 ст. 12 Закона № 300-З письменные обращения граждан, за исключением замечаний и/или предложений, которые вносятся в книгу замечаний и предложений, должны содержать:

  • наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
  • фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы);
  • изложение сути обращения;
  • личную подпись гражданина (граждан).

В жалобах должна содержаться информация о результатах их предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) подтверждающих эту информацию документов.

К жалобам могут быть приложены копии решений (ответов), принятых ранее по данным вопросам должностными лицами государственных органов, иных организаций, другие документы, необходимые для рассмотрения жалобы.

Исходя из требований п. 3 ст. 25 Закона № 300-З электронные обращения (жалобы) должны соответствовать требованиям, а именно: они должны излагаться на белорусском или русском языке, в них должна быть изложена суть проблемы с указанием:

  • наименования и (или) адреса организации либо должность лица, которым направляется обращение;
  • фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) либо инициалов гражданина, адреса его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы).

Электронные обращения также должны содержать адрес электронной почты заявителя.

Следует отметить, что на электронные обращения даются письменные ответы (письменные уведомления) в случаях, если заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ (письменное уведомление) либо в электронном обращении отсутствует адрес электронной почты, а также в случае, когда решение о направлении письменного ответа (письменного уведомления) принято руководителем государственного органа или иной государственной организации, рассматривающих электронные обращения, или уполномоченным им лицом. Ответы на электронные обращения, направляемые на адрес электронной почты заявителя, должны соответствовать требованиям, установленным п. 1 ст. 18 Закона № 300-З, а также содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя государственного органа или иной государственной организации или лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы на обращения.

Порядок рассмотрения жалобы

Пунктом 19 Перечня государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения, утвержденного Указом № 498, определено, что жалобы заинтересованных лиц по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним подлежат рассмотрению территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее — территориальные организации по госрегистрации). Вышестоящими инстанциями являются научно-производственное государственное республиканское унитарное предприятие «Национальное кадастровое агентство», Государственный комитет по имуществу.

Решение организации по жалобе может быть обжаловано в вышестоящую по отношению к ней в соответствии с ее подчиненностью организацию, наименование, место нахождения и режим работы которой должны размещаться в организациях «первого уровня» в общедоступных местах, таких как информационное табло, стенды, вывески и т.п. В соответствии с п. 2 ст. 200 Закона № 300 вышестоящая организация при поступлении жалобы проверяет содержащиеся в ней сведения и при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращении вопросов рассматривает обращение по существу либо выдает соответствующим организациям, рассматривавшим обращение по существу, обязательное для исполнения предписание о надлежащем решении этих вопросов, о чем сообщает заявителю. При этом организация, получившая такое предписание, должна исполнить его в указанный в предписании срок, но не позднее 1 месяца, и в течение 3 дней сообщить об этом в вышестоящую организацию, а также уведомить заявителя. Таким образом, жалобы на незаконные действия (бездействие) регистрирующего органа и его должностного лица (регистратора) первоначально подлежит рассмотрению по существу в территориальных организациях по госрегистрации.

В случае поступления жалобы, содержащей вопросы, касающиеся государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, в государственный орган, иную организацию, разрешение которых не относится к их компетенции, в 5-дневный срок со дня регистрации жалобы обязаны направить ее для рассмотрения в территориальную организацию по госрегистрации с уведомлением об этом автора жалобы.

Необходимо отметить, что нормативными правовыми актами Республики Беларусь установлены случаи, когда письменные обращения (жалобы) могут быть оставлены соответствующими организациями по госрегистрации без рассмотрения по существу. Согласно ст. 15 Закона № 300 к ним относятся случаи, когда:

  • обращения не соответствуют требованиям, установленным ч. 2 п. 3 Указа № 498 и п.1– 6 ст. 12 Закона № 300;
  • в жалобах содержатся нецензурные либо оскорбительные слова или выражения;
  • текст жалобы не поддается прочтению;
  • обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;
  • обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую они поступили, в том числе если замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, не относятся к деятельности этой организации, индивидуального предпринимателя, не касаются качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;
  • заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, если оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;
  • с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.

Устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:

  • не предъявлены документы, удостоверяющие личность заявителей, их представителей, а также документы, подтверждающие полномочия представителей заявителей;
  • обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которой проводится личный прием;
  • заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена;
  • заявитель в ходе личного приема допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

Права и обязанности сторон

При обращении с жалобами на незаконные действия (бездействие) организации по госрегистрации заинтересованные лица обладают предоставленными законодательством Республики Беларусь правами, а на организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним возложены соответствующие обязанности.

Так, в частности, при рассмотрении жалоб заинтересованные лица имеют право:

  • знакомиться с материалами, связанными с ее рассмотрением, делать из них выписки в той мере, в какой это не затрагивает права других граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и не противоречит требованиям законодательства Республики Беларусь об охране государственных секретов, коммерческой и/или иной охраняемой законом тайны;
  • получать разъяснение своих прав и обязанностей;
  • отказаться от направленных ими письменных обращений до принятия по ним решений государственными органами, иными органами, направив соответствующее письменное заявление в государственные органы, иные организации;
  • получать мотивированные ответы на свои жалобы;
  • обжаловать решения организации в вышестоящую организацию и/или в судебные органы;
  • осуществлять другие права, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее — Закон № 433-З), Законом № 300-З, другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

В свою очередь, организации по госрегистрации при рассмотрении жалобы обязаны:

  • соблюдать требования, установленные законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан, ИП;
  • принимать меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения жалобы;
  • выносить (принимать) только законные и обоснованные решения;
  • письменно информировать заинтересованных лиц о решениях, принятых по результатам рассмотрения письменных жалоб, аргументировав их принятие;
  • разъяснять порядок обжалования вынесенных решений в вышестоящие инстанции;
  • обеспечивать контроль за исполнением решений, принятых по жалобам;
  • принимать в пределах своей компетенции меры по восстановлению нарушенных прав, свобод и/или законных интересов заинтересованных лиц;
  • решать в установленном порядке вопросы о привлечении к ответственности лиц, по вине которых были допущены нарушения прав, свобод и/или законных интересов заинтересованных лиц;
  • нести другие обязанности, установленные Законом № 433-З, Законом № 300-З, другими актами законодательства Республики Беларусь.

Результаты рассмотрения обращений и жалоб

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 300-З и п. 4 Указа № 498 жалобы считаются рассмотренными по существу, если решены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы. При этом письменные ответы могут не направляться заявителям, если для решения изложенных в обращениях вопросов совершены определенные действия (выполнены работы, оказаны услуги) в присутствии заявителей. Результаты рассмотрения указанных обращений по существу оформляются посредством совершения заявителями соответствующих записей на обращениях либо в книге замечаний и предложений, заверяемых подписями заявителей, или составления отдельного документа, подтверждающего совершение этих действий (выполнение работ, оказание услуг).

Необходимо упомянуть, что согласно п. 17, 18 Инструкции о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в Государственном комитете по имуществу Республики Беларусь, утвержденной постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 18.03.2008 № 16, срок хранения обращений, в том числе жалоб, материалов, связанных с их рассмотрением, составляет 5 лет (в случае неоднократного обращения — 5 лет с даты последнего рассмотрения). В необходимых случаях в установленном порядке Председателем Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь может быть принято решение об увеличении срока хранения или о постоянном хранении соответствующих жалоб. Дела по жалобам передаются в архив через год после завершения делопроизводств по ним. При истечении установленных сроков хранения жалоб материалы, связанные с их рассмотрением, подлежат уничтожению в порядке, устанавливаемом республиканским органом государственного управления по архивам и делопроизводству.

Судебный порядок обжалования

Как указывалось в начале статьи, заинтересованное лицо, считающее, что регистратор своими действиями (бездействием) нарушил его гражданские права, также имеет право подать жалобу на действия (бездействия) регистратора в суд. Более того, ч. 3 п. 1.3 Указа № 498, п. 4 ст. 20 Закона № 300 определено, что решение вышестоящего органа по обращению (жалобе) может быть обжаловано в суд.

Лицам, которые имеют статус ИП, по спорам о недвижимости, задействованной в коммерческой деятельности, следует обращаться в хозяйственный суд.  Согласно п. 3 постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 17.12.2007 № 82 «Об отдельных вопросах практики применения хозяйственными судами законодательства о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее — постановление № 82), жалобы на действия (бездействие) регистрирующего органа и его должностных лиц (регистратора), в том числе заявления о признании незаконным отказа в совершении регистрационных действий и/или о понуждении к совершению регистрационных действий, в случаях, предусмотренных Законом № 133-З, рассматриваются в соответствии с нормами гл. 25 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

Простыми гражданами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, обжалование действий (бездействия) организации по госрегистрации и должностного лица осуществляется в судебных органах общей юрисдикции в порядке, установленном параграфом 6 гл. 29 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ГПК). Порядок и процедура обжалования кроме ГПК регламентированы также постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24.12.2009 № 11 «О применении судами законодательства, регулирующего защиту прав и законных интересов граждан при рассмотрении жалоб на неправомерные действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц» и другим законодательством Республики Беларусь.[2]

В заключение добавим, что заинтересованные лица также имеют право обратиться за защитой своих нарушенных прав и законных интересов в сфере государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, сообщить о нарушениях ответственными должностными лицами законодательства в этой области, в органы местных органов государственной власти и управления, органы внутренних дел, органы прокуратуры, Комитет государственного контроля, Совет Министров Республики Беларусь и Администрацию Президента Республики Беларусь в соответствии с их компетенцией, определенной законодательными актами Республики Беларусь.



[1] Подробный комментарий см.: Подгруша В. Если жаловаться — то по правилам. // Личный юрист. — № 11, 12. — 2011. — Здесь и далее примеч. ред.

[2] Более подробно о порядке рассмотрения дел общими судами см.: Кеник К. Что нужно знать, обращаясь в суд. // Личный юрист, № 10, 11. — 2011.

"Личный юрист", № 3/2012

Наш telegram-канал