Врачи и пациенты: враги или друзья?

.

Трудно найти сегодня человека, который всегда оставался бы доволен качеством оказанной медицинской помощи. Иногда человека обижает просто отношение врача, кого-то злят длинные, бесконечные очереди в поликлинике.

В последнее время все больше людей научилось писать жалобы на докторов, а некоторые пациенты, набравшись решительности, сразу обращаются в суд, пытаясь доказать, что проблемы с его здоровьем напрямую связаны с бездействием медицинских работников.

Скажем прямо, под горячую руку недовольного пациента попадают, порой незаслуженно, даже самые внимательные и добросовестные врачи. Им приходится выслушивать  в свой адрес не самые лестные эпитеты, которые иногда еще изложены и в письменной форме. А письменная форма, как известно, требует немедленного реагирования со стороны начальства, что само по себе уже отвлекает от выполнения непосредственных обязанностей — оказания медицинской помощи.

К адвокатам за юридической помощью обращаются как оскорбленные врачи, так и обиженные пациенты. У каждой из сторон есть своя правда, в историях скрыто человеческое горе, незаслуженные обвинения.

Будем надеяться, что наша статья поможет врачам и пациентам лучше понять друг друга, научит видеть дальше минутной эмоции, осознать свою ответственность перед самим собой. Мы расскажем о самых типичных ситуациях, которые имеют место в поликлиниках, и о способах их разрешения.

 

Пошел за здоровьем — попал под арест

Часто на дверях врачебных кабинетов, на стекле регистратуры или еще на каком-либо «лобном» месте встречается листок с распечатанной из Интернета фразой, содержание которой призывает не злить других и не злиться самому, быть вежливым. Конечно, внимание на данный призыв обратит человек, который никуда не спешит, у него есть время посидеть в очереди, обсудить с такими же, как он сам, свои болезни.

Но в большинстве своем мы, как правило, торопимся, нас все раздражает, мы не можем понять, что у врача есть какие-то инструкции Министерства здравоохранения Республики Беларусь, мы хотим именно этот препарат, желательно бесплатно, сию секунду, и нас не волнует, что в поликлинике нет офтальмолога, медосмотр нам нужен тоже прямо сейчас, не сходя с этого места. Такой  пациент знает свои права, а главное — он знает, что может написать жалобу, причем сразу в самую высокую инстанцию.

И что бы врач ни говорил, какими бы инструкциями врач ни «отбивался», он будет «награжден» самыми нелестными словами и обвинениями. Конечно, ведь врач все стерпит, ему нет времени ходить по судам, жаловаться. Зато в поликлинике станут «уважать» бойкого пациента, талон на УЗИ и прочие дефицитные виды медицинской помощи он получит по первому требованию.

Вот и не думают люди, что говорят или пишут. А между тем очень часто то, что они говорят и пишут, содержит состав административного правонарушения. Чаще всего в поликлинике можно совершить  4 административных правонарушения.

Обиделись вы, к примеру, на доктора, крепко обиделись, вышли в коридор (или в кабинете остались) и начали ругаться с использованием острого словца из богатой русской речи, а в коридоре другие пациенты сидят, слушают, головой кивают. Врач нервничает, прием срывается, или на 5 минут сбой происходит. Налицо состав правонарушения, предусмотренного ст. 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) — мелкое хулиганство. Мелкое хулиганство представляет собой нецензурную брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу. Именно это вы и делаете, устраивая скандал в поликлинике: поликлиника — место общественное, брань у вас нецензурная, а спокойствие других пациентов и медицинских работников нарушать вам никто не позволял. Если еще и прием сорвали — вот вам  и нарушение порядка деятельности организации здравоохранения. Если врач или администрация поликлиники найдет время, а главное — желание, то на вас составят протокол, который передадут в суд, где в случае установления  вашей вины и наличия состава административного правонарушения вы будете привлечены к административной ответственности в виде штрафа. Размер такого штрафа варьируется от 2 до 30 базовых величин. В санкции статьи, хотим заметить, еще предусмотрен и административный арест.

А вот и еще одна ситуация: просто обозвали доктора, сказали все, что думаете о его умственных способностях сгоряча, или соригинальничали, изощрились. У доктора свидетели есть: медсестра, пациенты из того же коридора, уборщица. Вот и еще один состав заработали — ст. 9.3 уже упомянутого нами КоАП: оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме. Санкция за оскорбление предусматривает наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.

 Случаются дни, когда мы думаем, что имеем право на все, например, имеем право просто забрать свою медицинскую карту (все с тем же скандалом) или еще какой-либо документ, который по определению и по закону должен быть в поликлинике, а у нас только с разрешения все той же поликлиники. А мы это «право» готовы осуществлять и защищать до последней капли крови.

Тут хочется всех  предупредить, что пациент имеет права, но права и порядок их осуществления прописаны в нормативных правовых актах. Если вы вежливо попросите указать вам на такой акт, где вам что-либо разрешено или, наоборот, запрещено, вам не откажут, если откажут, напишите свое заявление в письменной форме. Будьте тактичны, проконсультируйтесь у специалистов в области права, если не знаете, как и где спросить. В противном случае вы рискуете совершить самоуправство: самовольное осуществление своего действительного или предполагаемого права, совершенное с нарушением порядка, установленного законодательством Республики Беларусь. Самоуправство наказывается штрафом.

Не следует также забывать и про клевету — распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений, что влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин.

А еще доктор, как и любой другой человек, может обратиться в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Так что пациенту следует задуматься, прежде чем высказать и показать все то, что накопилось в недрах его души. В свою очередь администрациям поликлиник мы бы рекомендовали вывешивать на всеобщее обозрение распечатки из КоАП.

 

Есть цивилизованные способы

Если у вас и впрямь появились основания вести войну с докторами, вашему здоровью причинен ущерб, то в одиночку вам не справиться, советуем прибегнуть к помощи специалистов в области права, бороться за свои права необходимо цивилизованно и, безусловно, культурно.

По нашему мнению, здоровье каждый должен беречь самостоятельно, хотя бы раз в год пройти полное скрининговое обследование, контролировать анализы, читать, знать свои болезни — это ваша прямая обязанность. Врач поликлиники в силу своей загруженности и других понятных причин не сможет за вас ходить на анализы, просить направления, регулярно посещать узких специалистов, правильно питаться и не заниматься самолечением. Врач должен поставить диагноз, назначить лечение, наблюдать вас.

Если же некачественным оказанием медицинской помощи вашему здоровью причинен ущерб, вы уверены, что врач допустил некомпетентность, то ваша дорога лежит в суд. Мы сегодня не говорим о делах уголовных, скажем лишь о возмещении  вреда, причиненного здоровью, в порядке гражданского судопроизводства.

Если вы решили обратиться в суд, у вас должно быть грамотное исковое заявление, обеспеченное доказательствами. Судьи, как и другие юристы, не являются экспертами в области медицины, поэтому чтобы установить вину врачей и доказать, что печальные последствия для вашего здоровья наступили в результате действий врачей, понадобится проведение экспертизы, чему, кстати, предшествует служебное расследование. Экспертиза платная. На экспертизу можно предоставить свои вопросы, впоследствии у вас будет возможность задать вопросы и лично эксперту, который будет вызван в судебное заседание для дачи пояснений по заключению. Пациентам следует иметь в виду, что всякая экспертиза будет проводится  по медицинским документам, а не по вашим словам, и целью ее будет определение прямой причинно-следственной связи между последствием и действиями (бездействием) врача. Следует заметить, что такую связь установить не просто, ведь инфаркт, например, могут вызвать разные причины, как по одиночке, так и в комплексе.

 

В наших руках не только наше здоровье…

В заключение хочется еще раз посоветовать пациентам более внимательно относиться к своему здоровью, в первую очередь именно вы в ответе за него, вы сами. Если же ваша жизнь на определенном этапе зависит от врача, ищите специалиста, которому будете доверять на 100%. Читайте о своей болезни, интересуйтесь, получите по этому поводу несколько мнений. И в любой ситуации ведите себя культурно. Перед вежливым человеком открываются любые двери, помните, что желаемое проще получить добром.

Врачей же попросим относиться к нам с пониманием, более тщательно смотреть результаты обследований, не отказывать в советах и поддержке.

Пациент не должен воевать с доктором и, наоборот, «боевые действия» отвлекают всех нас от самого главного — заботы о нашем физическом и душевном состоянии.

Будьте здоровы!

"Личный юрист", № 8/2011