Защита прав потребителей платных медицинских услуг

С развитием медицинских технологий, методов и способов организации медицинской деятельности у каждого из нас появилась возможность выбирать, в какое медицинское учреждение обратиться и «скреплять» ли отношения по оказанию медицинской помощи договором возмездного оказания услуг.

Но переступая порог медицинского учреждения, мы приобретаем статус пациента, а в случае непосредственной оплаты услуг также и потребителя медицинских услуг. Что же нужно знать о своих правах, оплачивая медицинские услуги из своего кармана?

В соответствии с законодательством платные медицинские услуги могут предоставляться  сверх установленных государством минимальных социальных стандартов в области здравоохранения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.07.2002 № 963, и оказываться на основании письменных договоров возмездного оказания медицинских услуг. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения потребителя (заказчика) и исполнителя платных медицинских услуг являются:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК);
  • Закон Республики Беларусь «О здравоохранении», действующий сегодня в редакции Закона от 20.06.2008 № 363-З (далее — Закон о здравоохранении);
  • Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»  в редакции Закона от 08.07.2008 № 366-З (далее  — Закон о защите прав потребителей);
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.2009  № 26 «О некоторых вопросах защиты прав потребителей»;
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2009 № 182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения»;
  • постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24.06.2010 № 4 «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей»;
  • постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.09.2000 № 7 «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда» (далее — постановление Пленума ВС № 7).

 

Способов защиты много

Заключив договор с организацией здравоохранения (ИП) на оказание платных медицинских услуг гражданин становится обладателем широкого спектра прав, связанных с реализацией услуг по возмездному договору, приобретая тем самым статус потребителя. Среди таких прав потребителя, как право на информацию об услугах, об исполнителях услуг, право на свободный выбор услуг, право на надлежащее качество услуг, в том числе на их безопасность, одним из ключевых является право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного вследствие недостатков услуги, в том числе на компенсацию морального вреда.  

Ненадлежащее исполнение медицинской услуги может быть как связано, так и не связано с причинением вреда жизни или здоровью потребителя. Подробнее рассмотрим последний случай. Так, если оказанная медицинская услуга имеет недостатки, в том числе если исполнитель медицинской услуги отступил от условий договора, ухудшив тем самым результат услуги, то в соответствии со ст. 31 Закона о защите прав потребителей заказчик медицинской услуги вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков выполненной оказанной услуги (например, замены выпавшей пломбы, дополнительных процедур);
  • либо соразмерного уменьшения установленной цены оказанной услуги;
  • либо безвозмездного повторного оказания услуги, если это возможно;
  • либо возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами (например, в случае долечивания или исправления недостатков в другой организации здравоохранения).

Упомянутая ст. 31 Закона о защите прав потребителей предусматривает также право потребителя (заказчика) потребовать расторжения договора возмездного оказания медицинских услуг и возврата уплаченной за оказанную медицинскую услугу денежной суммы. Данное право может быть реализовано в случае, если:

  • во-первых, исполнителем не устранены недостатки медицинской услуги в срок, указанный в договоре, или в течение 14 дней;
  • во-вторых, заказчиком обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или отступления от условий договора, ухудшившие медицинскую услугу.

Самостоятельными основаниями для расторжения договора также являются нарушение сроков оказания медицинской услуги, отдельных этапов ее оказания, а также иных сроков, предусмотренных договором, или если во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет выполнена в срок. По этим же основаниям заказчик также вправе по своему выбору назначить исполнителю новый срок, либо поручить оказание медицинской услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов, либо потребовать соразмерного уменьшения установленной цены за услуги.

 

Убытки и неустойка

 Заказчик также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной медицинской услуги и (или) расторжением договора и возвратом уплаченной за услугу денежной суммы. В соответствии со ст. 14 ГК под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Похожее правило касается и неустойки. Так, заказчик медицинской услуги вправе требовать уплаты неустойки, если отступления от условий договора, ухудшившие услугу, или иные недостатки оказанной услуги в установленный договором срок не были устранены, либо являются существенными, а также в случае нарушения исполнителем сроков устранения недостатков медицинской услуги. Размер неустойки установлен Законом о защите прав потребителей и составляет 1% цены оказания медицинской услуги за каждый день (час, если срок определен в часах), однако договором об оказании медицинских услуг может быть установлен более высокий ее размер. Стоит также помнить о том, что суд на основании ст. 314 ГК вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства исполнителем медицинской услуги.

 

Моральный вред

В соответствии со ст. 18 Закона о защите прав потребителейморальный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем предусмотренных законодательством прав потребителя, подлежит компенсации в денежной форме исполнителем медицинской услуги, если будет установлена его вина, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.  Согласно п. 8 постановления Пленума ВС № 7 под моральным вредом понимаются испытываемые гражданином физические и нравственные страдания.

Первые — это физическая боль, функциональное расстройство организма, изменения в эмоционально-волевой сфере, иные отклонения от обычного состояния здоровья, которые являются последствием действий (бездействия), посягающих на нематериальные блага или имущественные права гражданина). Вторые могут выражаться в ощущениях страха, стыда, унижения, а равно в иных неблагоприятных для человека в психологическом аспекте переживаниях, связанных с утратой близких, потерей работы, раскрытием врачебной тайны, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с ограничением или лишением каких-либо прав граждан и т.п.

В рамках морального вреда, причиненного при оказании медицинской услуги, к физическим страданиям можно отнести:

  • боль от неправильно проведенных или противопоказанных врачебных манипуляций (лечения) или их последствий;
  • боль, которая могла быть облегчена доступными способами и средствами, но облегчена не была;
  • боль, возникшая или продолжающаяся в результате неоказания (несвоевременного оказания) медицинской помощи;
  • чувство голода, жажды в результате нарушений условий договора (или нормативных правовых актов) о пребывании в стационаре либо в связи с последствиями неправильных (противопоказанных) врачебных действий (бездействия).

В свою очередь, к нравственным страданиям, в частности,  можно отнести чувства гнева, обиды, горя, унижения из-за потери работы, невозможности продолжать занятия спортом, социальной неадаптированности, нарушения привычного образа жизни, невозможности иметь детей в связи с увечьем, а также из-за потери родных или близких людей.[1] 

Одним из частных случаев причинения нравственных страданий при оказании медицинских услуг является разглашение врачебной тайны. Врачебную тайну в соответствии со ст. 46 Закона о здравоохранении составляет информация о факте обращения за оказанием медицинских услуг и состоянии здоровья пациента, сведения о наличии заболевания, диагнозе, возможных методах оказания медицинской помощи, рисках, связанных с медицинским вмешательством, возможных альтернативах предлагаемому медицинскому вмешательству, а также иные сведения, в том числе личного характера, полученные при оказании пациенту медицинских услуг, а в случае смерти — и информация о результатах патологоанатомического исследования. Право на дачу согласия на распространение сведений, составляющих врачебную тайну, вытекает из конституционного права на неприкосновенность личной жизни.

В соответствии с Законом о защите прав потребителей размер компенсации морального вреда определяется судом  с учетом требований разумности и справедливости в зависимости от характера причиненных потребителю физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случае, когда его вина является основанием для возмещения вреда.       

Законодательством установлен ряд критериев, которые должны учитываться при определении размера компенсации морального вреда. К таковым критериям относятся:

  • степень нравственных и физических страданий потерпевшего исходя из тяжести (значимости) для него наступивших последствий и их общественной оценки;
  • степень вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда;
  • обстоятельства причинения морального вреда, возраст потерпевшего, состояние его здоровья, условия жизни, материальное положение и иные индивидуальные особенности;
  • степень родства с погибшим, характер взаимоотношений и другие обстоятельства — в случае смерти потерпевшего.

Кроме того, при заявлении потребителем требований о компенсации морального вреда ее размер определяется с учетом степени его вины, если возникновению или увеличению морального вреда содействовала неосторожность самого потребителя. Стоит также отметить, что при принятии решения об обоснованности требования потребителя о компенсации причиненного морального вреда суд будет исходить из того, был ли потребитель надлежащим образом проинформирован о методах лечения, возможных осложнениях, исходе и последствиях медицинского вмешательства заранее, то есть до момента его начала, и дал ли потребитель добровольное согласие на него. Характер причиненных потребителю физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения вреда, а также индивидуальных особенностей потребителя.

Таким образом, законодательство о защите прав потребителей открывает для потребителей платных медицинских услуг широкие горизонты для защиты их прав и законных интересов. Однако следует помнить о том, что только активно реализуя свое право пациента и потребителя на информацию,  гражданин может избежать возможных негативных последствий обращения за медицинской помощью и обезопасить себя от непорядочных исполнителей медицинских услуг.

 В свою очередь исполнители, добросовестно информируя обо всем потребителей, минимизируют как правовые, в части получения жалоб, так и финансовые риски, в части несения дополнительных расходов по возмещению причиненного потребителям вреда.



[1] Кралько, А.А. Правовое регулирование охраны здоровья в Республике Беларусь / А.А. Кралько. — Минск : РОО «Пенитенциарное здоровье». — 2009. —  294 с.

"Личный юрист", № 8/2012

Еще по этой теме:

Онлайн консультация врача Хотите задать вопрос врачу?