Экологический аудит: порядок проведения

Автор: Алексей ПАВЛОВСКИЙ, юрист.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2016 № 412 утверждено Положение о порядке проведения экологического аудита (далее ― Постановление № 412 и Положение соответственно).

 

Документом установлено, что экологический аудит проводится в целях обеспечения экологической безопасности, определения путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности путем независимой проверки такой деятельности на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды и иным показателям, установленным законодательством. В то же время оговорено, что экологический аудит не включает в себя:

  • проведение государственной экологической экспертизы проектной или иной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • осуществление контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

 

Субъекты и объекты

Согласно Положению аудируемый субъект ― это юрлицо или ИП, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду, в отношении которых проводится экологический аудит.

Экологический аудитор ― это юрлицо или ИП, оказывающие услуги по проведению экологического аудита. При этом установлено, что экологический аудит проводится ИП или юрлицами, имеющими высшее образование по профилям образования «Естественные науки», «Экологические науки» или «Техника и технологии», стаж работы в области охраны окружающей среды не менее пяти лет, прошедшими подготовку по направлениям экологического аудита в организациях системы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды не реже одного раза в три года, а также экологическими аудиторами, соответствующими указанным требованиям и прошедшими экологическую сертификацию услуг в области охраны окружающей среды. Положение предоставляет аудируемому субъекту  право самостоятельно определять экологического аудитора для проведения экологического аудита.

Объектами экологического аудита являются хозяйственная и иная деятельность аудируемого субъекта, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается вредное воздействие на окружающую среду, в том числе:

  • состояние окружающей среды в границах зоны воздействия объектов аудируемого субъекта, в процессе деятельности которого оказывается (оказывалось) вредное воздействие на окружающую среду;
  • документация аудируемого субъекта (проектная, техническая, технологическая, эксплуатационная и другая), за исключением бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • иные объекты аудируемого субъекта, при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации которых используются природные ресурсы и оказывается вредное воздействие на окружающую среду.

 

Форма

Согласно п. 8 Положения экологический аудит проводится в форме:

  • полного экологического аудита ― комплексной оценки объекта экологического аудита по всем направлениям экологического аудита в целях проверки соблюдения аудируемым субъектом законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе нормативов и ТНПА;
  • предварительного экологического аудита ― оценки объекта экологического аудита по всем направлениям экологического аудита в целях дальнейшего внедрения наилучших доступных технических методов и системы управления окружающей средой;
  • специализированного экологического аудита ― оценки объекта экологического аудита по отдельным направлениям экологического аудита.

Также определено, что экологический аудит проводится по следующим направлениям:

  • использование и охрана вод;
  • использование и охрана земель (включая почвы);
  • охрана атмосферного воздуха и озонового слоя;
  • обращение с отходами;
  • обращение с опасными химическими веществами;
  • обращение с объектами растительного мира;
  • обращение с объектами животного мира;
  • использование и охрана недр;
  • иные направления хозяйственной и иной деятельности.

Пунктом 10 Положения установлено, что экологический аудит хозяйственной и иной деятельности юрлиц или ИП может проводиться в добровольном или обязательном порядке за счет собственных средств аудируемого субъекта. В обязательном порядке проводится экологический аудит при проведении приватизации предприятий как имущественных комплексов государственных унитарных предприятий, а также в иных случаях, установленных законодательными актами.

Согласно п. 12 Положения полный экологический аудит проводится в случаях:

  • реализации инвестиционных проектов по строительству объектов промышленности (объекты строительства, на которых планируется осуществление экономической деятельности в сфере материального производства, связанной с производством орудий труда (для других отраслей экономики и промышленности), материалов, топлива, энергии, дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведенных в сельском хозяйстве, а также производством товаров, оборудования, машин, механизмов, добычей полезных ископаемых), при проведении реконструкции действующего производства и создании нового производства (в течение одного года после его создания);
  • выявления контролирующими (надзорными) органами самовольного строительства для оценки возможности эксплуатации объектов, оказывающих воздействие на компоненты окружающей среды, а также соответствия законодательству в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • вывода объектов из эксплуатации;
  • иных случаях.

В соответствии с п. 13 Положения предварительный экологический аудит проводится в случаях:

  • создания системы управления окружающей средой;
  • внедрения наилучших доступных технических методов;
  • иных случаях.

Также п. 14 Положения определено, что специализированный экологический аудит проводится в случае реализации аудируемым субъектом мероприятий по охране окружающей среды в рамках ликвидации вреда, причиненного в результате незаконного использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, и иных случаях.

 

Содержание

Определено, что экологический аудит проводится экологическим аудитором на основании договора с аудируемым субъектом на проведение экологического аудита, составленного не менее чем в двух экземплярах. Для проведения экологического аудита аудируемый субъект:

  • представляет экологическому аудитору полную и достоверную информацию, в том числе документированную, в части направлений, по которым проводится экологический аудит;
  • создает условия для своевременного и качественного проведения экологического аудита;
  • обеспечивает экологическому аудитору свободный доступ в служебные и производственные помещения аудируемого субъекта;
  • при проведении экологического аудита дает экологическому аудитору разъяснения в устной и (или) письменной форме.

Согласно п. 17 Положения экологический аудит состоит из следующих этапов:

  • заключение в установленном порядке договора между экологическим аудитором и аудируемым субъектом с указанием объекта, формы и направлений экологического аудита, сроков его проведения;
  • сбор и анализ экологическим аудитором информации, представленной аудируемым субъектом;
  • составление экологическим аудитором по согласованию с аудируемым субъектом плана проведения экологического аудита;
  • выезд специалистов экологического аудитора на место осуществления аудируемым субъектом хозяйственной и иной деятельности;
  • привлечение к проведению экологического аудита при необходимости проведения измерений в области охраны окружающей среды лаборатории, аккредитованной в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь, в порядке, установленном законодательством;
  • подготовка экологическим аудитором заключения о проведении экологического аудита (далее ― заключение) по форме, установленной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды;
  • подготовка экологическим аудитором рекомендаций о снижении (предотвращении) вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности аудируемого субъекта на окружающую среду.

Заключение должно содержать сведения обо всех выявленных несоответствиях хозяйственной и иной деятельности аудируемого субъекта требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе нормативам и техническим нормативным правовым актам, и требованиям международных стандартов. При этом сведения о выявленных несоответствиях должны быть краткими, четкими и должны содержать ссылку на нормативные правовые акты, в том числе ТНПА, устанавливающие требования в области охраны окружающей среды и иные показатели, которым не соответствует хозяйственная и иная деятельность аудируемого субъекта. В подписанное заключение не могут быть внесены изменения и (или) дополнения.

Пунктом 20 Положения определено, что к заключению в обязательном порядке прилагаются следующие перечни:

  • нормативных правовых актов, в том числе ТНПА, в области охраны окружающей среды, на соответствие требованиям которых проводился экологический аудит;
  • проанализированной в ходе экологического аудита документации аудируемого субъекта.

К заключению также могут прилагаться:

  • фотоматериалы, на которых зафиксированы выявленные на объектах аудируемого субъекта несоответствия хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды и иным показателям, установленным законодательством Республики Беларусь;
  • сведения о привлекаемой при проведении экологического аудита лаборатории, аккредитованной в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь;
  • акты отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды;
  • протоколы проведения измерений в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 21 Положения заключение составляется в указанном в договоре количестве экземпляров, но не менее двух, и представляется аудируемому субъекту в срок не позднее одного месяца со дня окончания проведения экологического аудита.

Положением определено, что рекомендации по снижению (предотвращению) вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности аудируемого субъекта на окружающую среду должны быть направлены на устранение выявленных в ходе экологического аудита несоответствий требованиям в области охраны окружающей среды и иным показателям, установленным законодательством. Рекомендации по улучшению природоохранной деятельности аудируемого субъекта в зависимости от объекта, формы и направлений экологического аудита могут состоять из:

  • предложений о снижении (предотвращении) вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности аудируемого субъекта на окружающую среду, в том числе путем внедрения наилучших доступных технических методов, устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды и иных показателей, установленных законодательством, повышении экологической безопасности производства аудируемого субъекта;
  • мер, необходимых для внедрения системы управления окружающей средой.

Постановление № 412 вступает в силу с 1 июля 2016 г.