Утвержден план мероприятий на случай аварии на Белорусской АЭС

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист - .

План защитных мероприятий при радиационной аварии на Белорусской атомной электростанции (внешний аварийный план) утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.03.2018 № 211 (далее – Постановление № 211).

 

Как указано в документе, целями разработки плана являются организация и обеспечение своевременного принятия мер по защите населения и территорий в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций на Белорусской АЭС, связанных с выходом радиоактивных веществ за пределы ее промышленной площадки (далее – радиационные аварии). Отмечается, что при разработке плана учитывались международные стандарты аварийного реагирования, содержащиеся в документах МАГАТЭ, организации Глав Европейских регулирующих органов в области радиационной защиты (HERCA) и Ассоциации Западноевропейских ядерных регуляторов (WENRA).

Радиационная авария определена в плане как потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью, повреждением оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которая могла привести или привела к облучению людей или радиоактивному загрязнению окружающей среды сверх установленных норм.

Документ, среди прочих, содержит и такой термин как ядерная авария – это авария, связанная с повреждением тепловыделяющих элементов, превышающим установленные пределы безопасной эксплуатации, и (или) облучением персонала, превышающим разрешенные пределы, вызванная:

  • нарушением контроля и управления цепной ядерной реакцией деления в активной зоне реактора;
  • возникновением критичности при перегрузке, транспортировке и хранении тепловыделяющих элементов;
  • нарушением теплоотвода от тепловыделяющих элементов;
  • другими причинами, приводящими к повреждению тепловыделяющих элементов.

Определено, что мероприятия плана подлежат безусловному выполнению. При этом указывается, что планы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отраслевого, территориального и местного уровней и объектовые планы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций не могут противоречить предусмотренным планом мероприятиям, должны их детализировать и дополнять с учетом специфики соответствующих административно-территориальных единиц и отраслей экономики.

Основными задачами разработки плана являются:

  • определение перечня мер по обеспечению аварийной готовности и аварийного реагирования в случае ядерных и радиационных аварий на Белорусской АЭС на республиканском уровне;
  • формирование механизма координации и взаимодействия республиканских органов госуправления, органов местного управления и самоуправления, государственных и иных организаций, граждан при реализации мероприятий по защите населения, территорий в случае ядерных и радиационных аварий на Белорусской АЭС;
  • организация выполнения мероприятий по защите населения и территорий в случае ядерных и радиационных аварий на Белорусской АЭС;
  • определение зон аварийного реагирования и действий республиканских органов госуправления, органов местного управления и самоуправления, государственных и иных организаций, граждан в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды и защиты имущества в случае ядерных и радиационных аварий на Белорусской АЭС.

Кроме прочего, план содержит задачи госорганов различного уровня и организаций по защите населения и территорий при возникновении радиационных аварий. В частности, прописаны задачи МВД, МЖКХ, Минздрава, МИДа, Министерства информации, Минлесхоза, Минобороны, МЧС, Минприроды, Минсвязи, Минэнергетики, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира, Государственного пограничного комитета и ГТК, Белкоопсоюза и др.

Определено, что местные исполнительные и распорядительные органы:

  • участвуют в мероприятиях по обеспечению защиты граждан и охраны окружающей среды от воздействия ионизирующего излучения, превышающего пределы, установленные техническими нормативными правовыми актами в области использования атомной энергии;
  • осуществляют контроль в пределах соответствующей административно- территориальной единицы за готовностью организаций и граждан к действиям в случае возникновения радиационной аварии при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии;
  • участвуют в ликвидации, ограничении и (или) снижении тяжести последствий радиационной аварии; информируют граждан через местные средства массовой информации о радиационной обстановке в пределах соответствующей административно- территориальной единицы;
  • проводят оценку состояния радиационной обстановки, в том числе контроль загрязнения помещений, в которых проживают люди, а также помещений, предназначенных для заселения;
  • обеспечивают развертывание передвижных пунктов питания;
  • организуют осуществление дезактивации транспорта и санитарной обработки населения на базе имеющихся автомоечных станций и стационарных учреждений (бань, прачечных);
  • определяют места размещения отселяемого населения, организуют его жизнеобеспечение, в том числе развертывание временных жилищ (палаток, передвижных и сборных домов и другого);
  • обеспечивают в первоочередном порядке осуществление перевозок сил, средств и материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по ликвидации радиационной аварии, вывоза эвакуируемого (отселяемого) населения из зон аварийного реагирования;
  • организуют проведение герметизации помещений упрощенными методами и подручными средствами в целях предотвращения попадания в жилые помещения радиоактивных веществ;
  • организуют работы по обеспечению соответствующего режима в зонах радиоактивного загрязнения (оборудование контрольно-пропускных пунктов, пунктов сбора и мест расселения временно отселяемого населения, всестороннее обеспечение временно отселяемого населения на маршрутах движения к местам расселения и другое);
  • совместно с Минздравом обеспечивают контроль содержания радионуклидов в пищевых продуктах и питьевой воде местного производства;
  • совместно с МЖКХ обеспечивают радиационный контроль на системах питьевого водоснабжения;
  • совместно с Минсельхозпродом: развертывают станции специальной обработки техники, дезактивации транспорта с использованием имеющихся автомобильных дезинфекционных установок; проводят радиологический контроль сельскохозяйственной продукции личных хозяйств;
  • совместно с Белкоопсоюзом организуют обеспечение продовольствием, горячим питанием и товарами первой необходимости сил ликвидации радиационной аварии.

План определяет организацию первоочередных защитных мероприятий по защите населения и территорий, организацию управления и взаимодействия, а также мероприятия по проверке аварийной готовности и поддержанию плана в актуальном состоянии.

Постановлением № 211 также предписывается Министерству энергетики обеспечить закупку РУП «Белорусская атомная электростанция» в течение года с момента ввода в эксплуатацию энергоблока № 1 аварийных комплектов, включающих препараты стабильного йода, средства защиты органов дыхания и кожи для населения, проживающего в трехкилометровой зоне от Белорусской атомной электростанции, в объемах, предусмотренных планом, а также совместно с Гродненским облисполкомом своевременное освежение и выдачу указанных аварийных комплектов. Минздрав должен совместно с местными исполнительными и распорядительными органами обеспечить наличие, учет и контроль запасов препаратов стабильного йода, организацию их выдачи населению.

Кроме того, согласно постановлению № 211 в шестимесячный срок:

  • Минздрав и МЧС должны определить порядок организации и проведения йодной профилактики в случае угрозы или возникновения радиационных аварий при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии;
  • республиканские органы госуправления и иные государственные организацияи, подчиненные Правительству, местные исполнительные и распорядительные органы обязаны привести свои планы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствие с Постановлением № 211.
  • МЧС поручено в двухмесячный срок разработать и довести до республиканских органов госуправления и иных госорганизаций, подчиненных Правительству, местных исполнительных и распорядительных органов, участвующих в реализации плана, определенные информационные материалы.

Постановление № 211 вступило в силу 29 марта 2018 г.