Когда за природу вступается Государственная инспекция…

Автор: Максим ШЕЛКОВИЧ, юрист вкл. .

Пользуясь природой, люди очень часто нарушают установленные законом нормы и правила. Происходит это, прежде всего, по той причине, что человек надеется на безнаказанность, полагая, что за природу некому вступиться.

 

На самом деле на страже защиты природы стоят не только общественники-экологи, но и государственные органы, среди которых важное место занимает Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (далее — Государственная инспекция, ГИ).

Этот орган был образован соответствующим Указом Президента Республики Беларусь от 27.01.2003 № 45, им же было утверждено и Положение о Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (далее — Положение).

В соответствии с п. 1 Положения Государственная инспекция является специально уполномоченным государственным органом, подчиненным Президенту Республики Беларусь, осуществляющим в пределах своей компетенции государственный контроль за охраной и использованием объектов животного и растительного мира. Объем прав, предоставленных должностным лицам ГИ, определен п. 15 Положения. А п. 15.7 Положения содержит бланкетную норму, согласно которой должностные лица Государственной инспекции пользуются иными правами в соответствии с законодательством. Каким именно? Наряду с Положением, основными нормативными правовыми актами, устанавливающими объем и порядок реализации прав должностных лиц ГИ, являются:

  • Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП);
  • Лесной кодекс Республики Беларусь (далее — ЛК);
  • Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты и Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 № 580 и действующие сегодня в редакции Указа от 23.07.2010 № 386.

В данной статье мы рассмотрим объем прав должностных лиц Государственной инспекции в отношении физических лиц.

 

Право останавливать транспортные средства

Это право закреплено за ГИ п. 15.1 Положения.

Стоит также отметить, что и ч. 3 п. 9.1 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551, устанавливает обязанность водителя останавливаться по требованию должностного лица Государственной инспекции. При этом последний должен быть в форменной одежде, жилете повышенной видимости с элементами световозвращающего материала и использовать для подачи сигнала диск с красным сигналом (световозвращателем). В темное время суток вне населенного пункта рядом с указанными лицами должно находиться транспортное средство оперативного назначения с включенным маячком.

 

Проверка документов

Тем же п. 15.1 Положения за ГИ закреплено и право проверять документы на право использования объектов животного и растительного мира, рыбы, содержащейся в прудах рыбоводных организаций.

У охотника, находящегося в охотничьих угодьях, должностные лица Государственной инспекции могут проверять документы на право охоты. В соответствии с п. 192 Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, граждане могут проводить охоту при наличии:

  • действительного государственного удостоверения на право охоты;
  • разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение охотничьего оружия при охоте с его использованием;
  • охотничьей путевки либо разового разрешения на добычу охотничьего животного и охотничьей путевки к нему;
  • разрешения на ношение охотничьего оружия и боеприпасов к нему, полученных во временное пользование на время охоты у пользователя охотничьих угодий.

У рыболова должностные лица ГИ могут проверять документы на право платного любительского рыболовства. В соответствии с п. 100 Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, организация платного любительского рыболовства осуществляется путем реализации арендаторами (пользователями) рыболовных угодий гражданам путевок на платное любительское рыболовство. При осуществлении платного любительского рыболовства рыболов обязан иметь при себе путевку на платное любительское рыболовство. Лов рыбы без путевки запрещается.

В соответствии со ст. 40 ЛК право пользования участками лесного фонда возникает на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета. Таким образом, у физических лиц, осуществляющих заготовку лесной продукции, должностные лица Государственной инспекции могут проверить ордер на заготовку древесины и (или) лесной билет.

В случаях если для транспортировки добытых или заготовленных объектов животного или растительного мира требуются сопроводительные документы, должностные лица Государственной инспекции на основании п. 15.1 Положения имеют право проверить их. Так, например, в соответствии с п. 212 Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, транспортировка продукции, не предназначенной для использования ее в экономической деятельности пользователя охотничьих угодий, осуществляется при наличии талона на провоз продукции. Однако в соответствии с этим же пунктом транспортировка добытых охотниками без руководителя охоты бобров и выдр осуществляется на основании закрытого разового разрешения на добычу охотничьего животного и охотничьей путевки к нему, без дополнительных сопроводительных документов.

Кроме того, с момента начала ведения административного процесса должностные лица Государственной инспекции в соответствии со ст. 6.12 ПИКоАП имеют право требовать представления документов, имеющих значение для дела. В первую очередь к таким документам следует отнести документы, удостоверяющие личность, а именно:

  • паспорт гражданина Республики Беларусь;
  • вид на жительство в Республике Беларусь;
  • удостоверение беженца.

 

Досмотр вещей

Согласно той же норме п. 15.1 Положения за ГИ закреплено и право производить досмотр вещей, транспортных средств и судов, орудий охоты и рыболовства, заготовки дикорастущих растений, добытой и заготовленной продукции и других предметов. Однако следует различать процедуру досмотра, предусмотренную п. 15.1. Положения, и процедуру проведения осмотра, предусмотренную ст. 10.13 ПИКоАП.

Независимо от факта совершения административного правонарушения либо наличия достаточных оснований полагать, что оно было совершено, должностные лица Государственной инспекции имеют право производить досмотр вещей, транспортных средств и судов, орудий охоты и рыболовства, заготовки дикорастущих растений, добытой и заготовленной продукции и других предметов. В данном случае не требуется наличия каких-либо оснований либо составления процессуальных документов.

В случае, когда имеет место совершение административного правонарушения и проводится осмотр как процессуальное действие в рамках ведения административного процесса, необходимо соблюдение требований, установленных ст. 10.13 ПИКоАП, а именно:

  • наличие достаточных оснований полагать, что в ходе осмотра могут быть обнаружены следы административного правонарушения, иные материальные объекты, выяснены другие обстоятельства, имеющие значение для дела об административном правонарушении;
  • осмотр вещей, ручной клади, багажа, орудий охоты и добычи рыбы или других водных животных и иных предметов осуществляется в присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся. В случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты осмотру с участием не менее двух понятых в отсутствие собственника (владельца);
  • осмотр жилища и иного законного владения проводится только с согласия собственника или проживающего в нем совершеннолетнего лица и в их присутствии, а при отсутствии согласия — по постановлению органа, ведущего административный процесс, с санкции прокурора или его заместителя, которое должно быть предъявлено до начала осмотра, и с участием не менее двух понятых. В исключительных случаях — по постановлению органа, ведущего административный процесс, с участием не менее двух понятых без санкции прокурора или его заместителя с последующим направлением им в течение 24 часов сообщения о проведенном осмотре с указанием даты, времени проведения осмотра, места, лиц, у которых он проведен, оснований для проведения осмотра, перечня обнаруженных объектов;
  • осмотр транспортного средства проводится в присутствии лица, управляющего этим транспортным средством, либо собственника, либо представителя собственника, а при невозможности обеспечить их участие — в присутствии не менее двух понятых;
  • о проведении осмотра должен быть составлен протокол либо сделана соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе задержания. При этом должны быть отражены время и место проведения осмотра, результаты осмотра, а также высказанные участниками осмотра замечания.

 

Задержание и доставка правонарушителей

Государственная инспекция также имеет право производить личный досмотр физических лиц, совершивших правонарушения (п. 15.1 Положения), доставлять лиц, совершивших административные правонарушения, протоколы по которым составляют уполномоченные должностные лица ГИ, в органы внутренних дел (п. 15.6 Положения), осуществлять административное задержание физических лиц (абзац 9 ст. 6.3 ПИКоАП).

Статья 8.1 ПИКоАП устанавливает право должностного лица, ведущего административный процесс, проводить личный обыск задержанного, а ст. 8.6 ПИКоАП устанавливает требования при проведении личного обыска: он проводится лицом того же пола, что и задержанный, с участием двух понятых того же пола. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, личный обыск может быть произведен без понятых.

О личном обыске задержанного составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе административного задержания физического лица.

Исходя из анализа названных требований, очевидно, что личному обыску предшествует административное задержание физического лица. В соответствии с абзацем 9 ст. 6.3 ПИКоАП должностные лица ГИ уполномочены осуществлять административное задержание физических лиц. Согласно ст. 8.2. ПИКоАП административное задержание физического лица состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в доставлении его в орган, ведущий административный процесс, и содержании в данном органе.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.4 ПИКоАП административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может длиться не более 3 часов. В исключительных случаях, исчерпывающий перечень которых содержится в ч. 2 ст. 8.4 ПИКоАП, административное задержание допускается на срок свыше 3 часов, но не более 72. Применительно к деятельности Государственной инспекции это могут быть случаи, когда задержанный совершил одно из правонарушений, предусмотренных ст. 10.5, 23.3, 23.4, 24.4., 24.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), а именно:

  • мелкое хищение;
  • неповиновение законному требованию должностного лица Государственной инспекции;
  • заведомо ложное объяснение свидетеля или потерпевшего;
  • уклонение от явки в Государственную инспекцию.

Следует обратить внимание, что п. 15.1 Положения предусматривает право должностных лиц ГИ проводить личный досмотр только тех физических лиц, которые совершили административное правонарушение. В соответствии с ч. 2 ст. 1.1 ПИКоАП единственным законом, устанавливающим административный процесс на территории Республики Беларусь, является ПИКоАП, однако Кодекс не предусматривает процедуры проведения личного досмотра нарушителей. Следовательно, данное право лежит за рамками административного процесса. Порядок проведения личного досмотра именно должностными лицами Государственной инспекции правонарушителей законодательно не установлен, однако это не значит, что он не урегулирован вообще.

Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.2007 № 601 утверждены Правила проведения личного досмотра, досмотра вещей и документов, транспортных средств работниками военизированной охраны и охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны. Статья 294 Таможенного кодекса Республики Беларусь регламентирует процедуру личного таможенного досмотра. Применяя аналогию закона, можно констатировать, что:

  • перед проведением личного досмотра должностное лицо Государственной инспекции обязано объявить нарушителю о проведении личного досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые предметы;
  • личный досмотр проводится лицом того же пола, что и нарушитель, с участием двух понятых того же пола;
  • личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение достоинства личности и причинение неправомерного вреда здоровью и ущерба имуществу правонарушителя, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых предметов;
  • при проведении личного досмотра должностное лицо ГИ может требовать предъявить одежду (за исключением нательного белья), производить принудительно снятие необходимых предметов одежды, производить ручное контактное обследование одежды;
  • о проведении личного досмотра составляется соответствующий акт.

При проведении личного досмотра запрещается касаться тела и нательного белья досматриваемого, осуществлять видеозапись личного досмотра.

 

Составление протоколов

В соответствии со ст. 3.30 ПИКоАП должностные лица Государственной инспекции имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях при выявлении следующих нарушений:

  • нарушение права государственной собственности на животный мир (ст. 10.4 КоАП);
  • мелкое хищение рыбы, содержащейся в прудах рыбоводных организаций (ст. 10.5 КоАП);
  • нарушение правил торговли озерно-речной рыбой, мясом диких животных, дикорастущими растениями и их частями, в том числе нарушение установленного законодательством порядка их приобретения, хранения, использования в производстве, транспортировки (ст. 12.17 КоАП);
  • нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений (ст. 15.7 КоАП);
  • нарушение требований по охране и использованию диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, мест их обитания и произрастания (ст. 15.8 КоАП);
  • нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, если в этом нет состава преступления (ст. 15.9 КоАП);
  • нарушение порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы (ст. 15.21 КоАП);
  • незаконное уничтожение или повреждение деревьев и кустарников или иной растительности, за исключением расположенных на землях населенных пунктов (ст. 15.22 КоАП);
  • осуществление лесных пользований в нарушение требований, предусмотренных в лесорубочном билете (ордере) и (или) лесном билете (ст. 15.23 КоАП);
  • нарушение правил заготовки, сбора или закупки грибов, других дикорастущих растений или их частей (ст. 15.26 КоАП);
  • самовольный сбор в промысловых целях, уничтожение или повреждение лесной подстилки или живого напочвенного покрова (ст. 15.28 КоАП);
  • нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках либо запрета на их посещение (ст. 15.29 КоАП);
  • загрязнение леса отходами либо сточными водами (ст. 15.30 КоАП);
  • разрушение муравейников, гнезд, нор или других жилищ диких животных, сбор яиц, личинок и куколок муравьев, яиц птиц или добыча диких животных, находящихся в бедственном положении, а также нарушение иных требований законодательства об охране и использовании животного мира (ст. 15.32 КоАП);
  • добыча рыбы или других водных животных без надлежащего на то разрешения, либо в запретное время, либо в запрещенных местах, либо запрещенными орудиями и способами, а также иное нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства (ст. 15.35 КоАП);
  • незаконные изготовление, приобретение, хранение или сбыт орудий добычи рыбы и других водных животных, принципы которых основаны на использовании электромагнитного поля, звука и других физических эффектов, оказывающих на них воздействие (ст. 15.36 КоАП);
  • охота без надлежащего на то разрешения, либо в запрещенных местах, либо в запретное время, либо запрещенными орудиями и способами, а также иное нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты (ст. 15.37 КоАП);
  • загрязнение либо засорение вод (ст. 15.51 КоАП);
  • нарушение правил водопользования, правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, повреждение водохозяйственных сооружений и устройств либо самовольное подключение к ним (ст. 15.52–15.54 КоАП);
  • незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков (ст. 15.57 КоАП);
  • разжигание костров в запрещенных местах (ст. 15.58 КоАП);
  • невыполнение требования, предписания либо представления Государственной инспекции об устранении нарушения (ст. 23.1 КоАП);
  • воспрепятствование должностному лицу Государственной инспекции в проведении проверки, экспертизы, получении доступа к информационным системам и базам данных или в осуществлении иных действий, предусмотренных законодательством, либо создание условий, препятствующих их проведению (ст. 23.2 КоАП);
  • воздействие в какой бы то ни было форме на должностное лицо Государственной инспекции, ведущее административный процесс, с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела или с целью добиться вынесения незаконного решения (ст. 23.3 КоАП);
  • неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица Государственной инспекции при исполнении им служебных полномочий (ст. 23.4 КоАП);
  • оскорбление должностного лица Государственной инспекции при исполнении им служебных полномочий (ст. 23.5 КоАП);
  • заведомо ложное объяснение свидетеля или потерпевшего, либо заведомо ложное заявление о совершении административного правонарушения, отказ либо уклонение без уважительных причин от дачи объяснений, уклонение от явки в Государственную инспекцию, областную или межрайонную инспекцию охраны животного и растительного мира, ведущую административный процесс (ст. 24.4–24.6 КоАП).

 

Выдача предписаний

Согласно п. 15.4 Положения Государственная инспекция имеет право составлять по результатам проверок акты и выдавать обязательные для исполнения физическими лицами предписания об устранении в установленные сроки выявленных нарушений законодательства в области охраны и использования животного и растительного мира, а также причин и условий, способствующих их совершению.

Данное право нацелено на выполнение должностными лицами ГИ не только функций выявления правонарушений, но и предупреждения их совершения в дальнейшем. Следует обратить внимание, что при невыполнении предписания должностного лица Государственной инспекции наступает ответственность по ст. 23.1 КоАП.

 

Изъятие орудий правонарушения

Право изымать у лиц, нарушающих законодательство в области охраны и использования животного и растительного мира либо совершивших хищение рыбы, содержащейся в прудах рыбоводных организаций, орудия добычи животных, заготовки дикорастущих растений, транспортные и плавучие средства, устройства и предметы, послужившие орудием правонарушения, незаконно добытую и заготовленную продукцию, а также соответствующие документы закреплено п. 15.5 Положения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8.1 ПИКоАП изъятие вещей и документов является мерой обеспечения административного процесса. Статья  8.9 ПИКоАП, устанавливает право должностного лица органа, ведущего административный процесс, изымать:

  • документы, орудия или средства совершения административного правонарушения;
  • вещи, изъятые из оборота;
  • имущество или доходы, полученные вследствие совершения административного правонарушения, а также предметы административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена их конфискация.

Пункт 15.5 Положения фактически конкретизирует перечень обстоятельств, предусмотренных ст. 8.9 ПИКоАП, с учетом сферы деятельности Государственной инспекции, предоставляя ее должностным лицам право изымать у нарушителей орудия добычи животных, заготовки дикорастущих растений, транспортные и плавучие средства, устройства и предметы, послужившие орудием правонарушения, незаконно добытую и заготовленную продукцию, а также соответствующие документы.

Кроме того, ч. 2 ст. 6.10 КоАП предусматривает специальную конфискацию, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, озерно-речной рыбы, торговля которой осуществлялась в неустановленных местах, а также незаконных средств сбора грибов, других дикорастущих растений или их частей (плодов, ягод, семян), следовательно, в соответствии с нормами ст. 8.9 ПИКоАП, должностные лица Государственной инспекции также имеют право изъятия названных предметов в ходе ведения административного процесса.

Следует также обратить внимание на право должностного лица ГИ наложить арест на имущество, которое закреплено в ст. 8.7 ПИКоАП. Являясь согласно п. 3 ч. 1 ст. 8.1 ПИКоАП мерой обеспечения административного процесса, арест имущества в соответствии с ч. 1 ст. 8.7 ПИКоАП применяется в целях обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации или взыскания стоимости предмета административного правонарушения. В соответствии с ч. 4 ст. 8.7 ПИКоАП о наложении ареста на имущество выносится мотивированное постановление и составляется протокол описи арестованного имущества.

 

Применение физической силы и специальных средств

Право применять физическую силу и специальные средства, хранить, носить и применять служебное и боевое оружие в порядке, установленном законодательными актами, предоставляет должностным лицам ГИ п. 21 Положения.

В соответствии с п. 245, 248, 249 Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, абзацем 27 п. 2, п. 146, 147 Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, должностные лица Государственной инспекции в ходе осуществления контроля за ведением охотничьего хозяйства и охоты, рыболовного хозяйства и рыболовства, имеют право применять после предупреждения о намерении применить:

  • физическую силу для предотвращения и пресечения правонарушений, самообороны, преодоления противодействия законным требованиям указанных лиц, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на них служебных обязанностей;
  • специальные средства (наручники, средства связывания, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные веществами слезоточивого или раздражающего действия, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для принудительной остановки транспорта) для отражения нападения, пресечения неповиновения или сопротивления их законным требованиям при выполнении ими служебных обязанностей, задержания и доставления в органы внутренних дел лиц, совершивших правонарушение;
  • оружие для отражения нападения, угрожающего смертью или причинением вреда здоровью, задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
  • оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью граждан, отстрела диких животных нежелательных видов.

Специальные средства и оружие не применяются против женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, которые по возрасту очевидны или известны, за исключением совершения указанными лицами вооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей. Огнестрельное оружие не применяется также при значительном скоплении людей, в направлении огнеопасных, взрывоопасных и содержащих сильнодействующие ядовитые вещества складов (хранилищ).

В случае ранения или смерти лица вследствие применения физической силы, специальных средств или оружия должностное лицо Государственной инспекции обязано незамедлительно сообщить в ближайший орган внутренних дел и прокурору.

В случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств или оружия невозможно, должностное лицо ГИ обязано стремиться причинить наименьший вред здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также обеспечить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи.

"Личный юрист", № 3/2012

Еще по этой теме: Елки-палки, или О том, как самому себе можно испортить Новый год

Онлайн консультация врача Хотите задать вопрос врачу?