Право собственности на объекты растительного мира, а также сделки с ними

Автор: Сергей ОВСЕЙКО, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук.

Особый правовой статус объектов растительного мира объясняется несколькими причинами, важнейшими из которых являются две. Первая — это экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Вторая  — хозяйственное использование растительного мира в качестве продуктов питания, промышленного сырья и т.д.

 

Юридическая классификация и правовой статус растений

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире» (далее  — Закон о растительном мире) растения — это сосудистые и мохообразные растения, водоросли, лишайники и грибы. Существует достаточно развернутая классификация растений, но для целей правового регулирования первостепенное значение имеют не биологические, а юридические, важнейшей из которых является деление растений на дикорастущие и культивируемые.

Имущественный статус объектов растительного мира определяется также тем, к какому виду имущества они относятся. Так, согласно ст. 130 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Логический вывод, который следует из данной нормы: объекты растительного мира, способные перемещаться без ущерба (включая их плоды), считаются движимым имуществом.

Относительно дикорастущих растений одним из основных нормативно-правовых актов (НПА) является уже названный нами Закон о растительном мире. Сфера действия этого документа определяется понятиями «объекты растительного мира» — произрастающие дикорастущие растения, образованные ими популяции, растительные сообщества или насаждения, а также «дикорастущие растения» — растения, находящиеся в их естественной среде произрастания и способные образовывать популяции, растительные сообщества или насаждения, а также растения, выращиваемые и используемые в целях озеленения и иных средообразующих, водоохранных, защитных целях. Таким образом, из сферы действия данного Закона исключаются культивируемые растения как сельскохозяйственного назначения, так и находящиеся на принадлежащих гражданам земельных участках (независимо от назначения), плюс древесно-кустарниковая растительность, произрастающая на землях лесного фонда.Правовой режим последней регулируется вторым важным НПА — Лесным кодексом Республики Беларусь (далее — ЛК), ст. 7 которого устанавливает, что леса[1] в Республике Беларусь являются исключительной собственностью государства. Это, впрочем, вытекает из ст. 13 Конституции Республики Беларусь. Однако древесина и другая лесная продукция, добытая (заготовленная) лесопользователями (юридическими или физическими лицами) при осуществлении лесных пользований в порядке, установленном лесным законодательством, являются их собственностью.

Закон о растительном мире вопрос о праве собственности решает сходным образом:

  • объекты растительного мира, расположенные на территории Республики Беларусь, являются, как правило, государственной собственностью. Однако дикорастущие растения и (или) их части, изъятые, удаленные юридическими лицами и гражданами в порядке, установленном законодательством, являются их собственностью;
  • также, к частной собственности относятся объекты растительного мира, расположенные в границах земельных участков, находящихся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении граждан, частной собственности негосударственных юридических лиц и иных организаций. При предоставлении в установленном законодательством порядке земельных участков, в границах которых расположены объекты растительного мира, в частную собственность, пожизненное наследуемое владение граждан государственные органы должны принять решение о судьбе этих объектов растительного мира.

При этом право на объекты растительного мира у пользователя земельного участка или водного объекта возникает с момента предоставления в соответствии с законодательством данного земельного участка или водного объекта и прекращается с момента прекращения права на земельный участок или водный объект, а равно гибели, уничтожения или иной утраты объекта растительного мира.

 

Определение правового режима дикорастущих растений

Правовой режим дикорастущих растений определяется по прописанным в законодательстве правилам, основные из которых мы постараемся перечислить.

Так, например, выделяется особая категория — редкие и находящиеся под угрозой исчезновения на территории Республики Беларусь дикорастущие растения, включенные в Красную книгу Республики Беларусь. В отношении их запрещены самовольные изъятие и пересадка из среды их произрастания, их незаконный оборот, а также их удаление и совершение иных действий, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды их произрастания, запрещаются. Такое изъятие и пересадка допускаются в научных целях, в целях интродукции, реинтродукции, акклиматизации, создания и пополнения ботанических коллекций на основании разрешения, выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в установленном порядке. Кроме того, специальной охране подлежат не только сами растения, включенные в Красную книгу, но и места их обитания. Однако при этом все эти меры не распространяется на культивируемые растения, относящиеся к редким или находящимся под угрозой исчезновения видам.

 Помимо растений, включенных в Красную книгу, запрещается сбор, заготовка (закупка) дикорастущих растений, относящихся к видам:

  • подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, подписанной в г. Вашингтоне 3 марта 1973 года[2];
  • содержащим наркотические вещества, включенных в Перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2008 № 226.

Также важно, что пользование объектами растительного мира делится на общее и специальное, включая следующие виды:

  • заготовка древесных соков;
  • сбор, заготовка (закупка) дикорастущих растений (в том числе мха, лишайников и грибов) и (или) их частей (ягод, орехов, шишек, иных плодов, почек, листьев, цветов, коры, корней и др.);
  • заготовка древесины;
  • сенокошение;
  • пастьба скота;
  • пользование объектами растительного мира в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях;
  • пользование объектами растительного мира в научно-исследовательских и учебно-опытных целях.

Общее пользование осуществляется гражданами в личных целях безвозмездно и, как правило, без закрепления объектов растительного мира за отдельными гражданами и без получения соответствующих документов. Специальное пользование осуществляется юридическими лицами и ИП в целях экономической деятельности, как правило, на основании решения местных исполнительных и распорядительных органов о предоставлении такого права и за плату.                        

И общее, и специальное пользование объектами растительного мира может быть:

  • постоянным (то есть без установления срока пользования);
  • временным,причем как краткосрочным (до 1 года), так и долгосрочным (до 5 лет).

Конкретные сроки, на которые предоставляется право пользования объектами растительного мира, устанавливаются в решении местных исполнительных и распорядительных органов о предоставлении права специального пользования объектами растительного мира. При специальном пользовании могут устанавливаться лимиты на пользование объектами растительного мира, в частности на заготовку (закупку) дикорастущих растений и (или) их частей и др.

Лесопользование строится на схожих принципах, согласно которым ст. 36 ЛК выделяет следующие его виды:

  • заготовка древесины;
  • заготовка живицы;
  • заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки и др.);
  • побочное лесопользование (заготовка и сбор древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственного растительного сырья и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота и другие виды побочного лесопользования);
  • пользование участками лесного фонда, отнесенными к охотничьим угодьям, для ведения охотничьего хозяйства;
  • пользование в научно-исследовательских и образовательных целях;
  • пользование в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях.

В последнем случае чаще всего речь идет о городских, курортных лесах и лесопарковых частях зеленых зон, в которых запрещается заготовка древесины в порядке проведения рубок главного пользования, заготовка живицы, второстепенных лесных ресурсов, древесных соков, промысловая заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственного растительного сырья, технического сырья, пастьба скота, а также строительство зданий и сооружений, если они не совместимы с проведением культурно-оздоровительных мероприятий и организацией отдыха граждан, запрещаются (ч. 3 ст. 64 ЛК).

Лесопользование может быть постоянным (без определения срока) и временным (краткосрочным — до 1 года и долгосрочным — до 15 лет). Участки лесного фонда предоставляются в пользование лесопользователям как с их изъятием у юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, так и без изъятия (то есть без предоставления земельных участков, в границах которых расположены эти участки лесного фонда). При этом один и тот же участок лесного фонда может предоставляться в пользование нескольким лесопользователям для осуществления разных видов лесопользования с определением для каждого лесопользователя соответствующих условий. Осуществление лесопользования, связанного с заготовкой древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, с побочным лесопользованием, допускается на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета, выдаваемых юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, и, как правило, на платной основе. Кроме лесопользования допускается передача участков лесного фонда в аренду и концессию.

Однако граждане имеют право свободно и бесплатно находиться на территории лесного фонда и бесплатно собирать для удовлетворения собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы (за исключением включенных в Красную книгу или подпадающих под действие ее международных договоров), лекарственное растительное сырье и техническое сырье, древесные соки, мох, лесную подстилку и опавшие листья, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных мероприятиях (ст. 41– 43 ЛК).

В соответствии со ст. 43 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», действующего сегодня в редакции Закона от 17.07.2002 № 126-З по общему правилу, уничтожение (удаление), в том числе рубка без соответствующего разрешения, и (или) повреждение объектов растительного мира в населенных пунктах, зеленых зонах вокруг населенных пунктов, городских лесах и санитарно-защитных зонах запрещаются.

Удаление, пересадка объектов растительного мира допускаются только в случаях, когда:

  • производится строительство;
  • объекты растительного мира препятствуют эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, осуществляемой в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также использованию земельных участков по целевому назначению;
  • объекты растительного мира находятся в ненадлежащем, в том числе аварийном, состоянии;
  • осуществляется ликвидация чрезвычайной ситуации или ее последствий либо когда для обеспечения жизнедеятельности граждан или экономической деятельности юридических лиц и ИП необходимо выполнение неотложных работ, проведение которых невозможно без удаления, пересадки объектов растительного мира;
  • в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Удаление объектов растительного мира в населенных пунктах допускается только в случае, когда невозможна их пересадка и требует разрешения местного исполнительного и распорядительного органа в соответствии с действующим законодательством.

В отношении ряда растений, напротив, могут применяться специальные меры по регулированию их распространения и численности, а также запрету их интродукции и (или) акклиматизации.[3]

Природоресурсным и природоохранным законодательством могут устанавливаться дополнительные ограничения на использование объектов растительного мира. Так, согласно ст. 77 Водного кодекса Республики Беларусь, в границах водоохранных зон запрещаются рубка леса, удаление объектов растительного мира без лесоустроительных проектов, проектов благоустройства и озеленения. Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях», действующий сегодня в редакции Закона от 23.05.2000 № 396-З устанавливает, что:

  • на территории заповедника полностью изымаются из хозяйственного оборота природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, эколого-просветительское, социально-культурное и иное значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира;
  • на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести вред природным комплексам и объектам и противоречит целям и задачам национального парка, в том числе рубки леса главного пользования и заготовка живицы, а также деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира.

Учет объектов растительного мира ведется в том числе путем заполнения государственной статистической отчетности. Работы по учету объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов, проводятся один раз в 5 лет юридическими лицами, являющимися пользователями объектов растительного мира, земельных участков или водных объектов, а расположенных в границах земельных участков или водных объектов, не предоставленных юридическим лицам или гражданам, — местными исполнительными и распорядительными органами. Помимо этого, Национальная академия наук Беларуси ведет мониторинг растительного мира, а Минприроды совместно с НАН Беларуси ведут государственный кадастр растительного мира.

Ввоз и вывоз из/в РБ некоторых видов растений осуществляется на основании специальных разрешений Минприроды, выдаваемых в соответствии с действующим законодательством.

 

Культивируемые растения

Эта группа весьма неоднородна по составу, так как включает сельскохозяйственные и садовые растения, декоративные и прочие искусственные насаждения (как однолетние, так и многолетние) и т.п. По этой группе отсутствует единый нормативный правовой акт, а отдельные нормы содержатся в большом числе разрозненных. Одним из таковых является Закон Республики Беларусь от 25.12.2005 № 77-З «О защите растений», который регулирует два основных блока вопросов.

Первый посвящен карантину растений, то есть системе правовых, организационных и фитосанитарных мероприятий, направленных на предупреждение занесения и распространения вредных организмов, а также на выявление, локализацию и ликвидацию очагов заражения такими организмами.

Второй — применению химических, биологических, технических и других средств защиты растений, причем с провозглашением приоритета  биологических средств. Введена обязательная государственная регистрация средств защиты растений, которая проводится ГУ «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» на основе положительных результатов испытаний средств защиты растений с внесением данных в Государственный реестр средств защиты растений (пестицидов) и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь. Причем государственная регистрация средств защиты растений проводится после их государственной гигиенической регламентации и регистрации, проводимых в соответствии с законодательством о здравоохранении. В дальнейшем в Республике Беларусь допускаются к применению только средства защиты растений, прошедшие государственную регистрацию средств защиты растений и включенные в данный Государственный реестр. Юридические лица и ИП, осуществляющие оптовую и розничную торговлю средствами защиты растений, могут совершать сделки только со средствами защиты растений, включенными в него. Кроме того, запрещается продажа средств защиты растений без указанных на их таре и в прилагаемых к ним инструкциях сведений о прохождении государственной регистрации этих средств защиты растений и способах безопасного обращения с ними, а также без соответствующих документов об оценке соответствия средств защиты растений требованиям технических НПА и о государственной гигиенической регламентации и регистрации.

Дополнительно Закон Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает, что применение средств защиты растений, минеральных удобрений допускается при наличии нормативов качества атмосферного воздуха для загрязняющих веществ, которые могут поступать в атмосферный воздух при применении и хранении агрохимикатов.

 

Генно-инженерная деятельность

Вторым важным НПА, регулирующим вопросы культивируемых растений, является Закон Республики Беларусь от 09.01.2006 № 96-З «О безопасности генно-инженерной деятельности» (далее — Закон о безопасности генно-инженерной деятельности). Этот документ оперирует двумя основными понятиями:

  • генно-инженерная деятельность — деятельность, связанная с созданием генно-инженерных организмов, высвобождением их в окружающую среду для проведения испытаний, использованием в хозяйственных целях, ввозом в Республику Беларусь, вывозом из Республики Беларусь и транзитом через ее территорию генно-инженерных организмов, их хранением и обезвреживанием;
  • генно-инженерный организм (генетически измененный (модифицированный, трансгенный) организм) — живой организм, содержащий новую комбинацию генетического материала, полученного с помощью генетической инженерии.

В свою очередь, все генно-инженерные организмы делятся на 3 категории: 

  • непатогенные — генно-инженерные организмы, не способные вызывать болезни человека. Их использование в хозяйственных целях в виде сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов допускается после их государственной регистрации Минсельхозпродом, которая осуществляется при наличии положительного заключения государственной экспертизы безопасности генно-инженерных организмов и положительных результатов испытаний, и подтверждается свидетельством об их государственной регистрации;
  • патогенные — генно-инженерные организмы, способные вызывать болезни человека;
  • условно патогенные — генно-инженерные организмы, которые могут вызывать болезни человека при определенных условиях. Основная идея данного Закона состоит в установлении запрета на использование в хозяйственных целях как патогенных, так и условно патогенных генно-инженерных организмов.

Особые правила установлены в части ввоза в Республику Беларусь и транзита через ее территорию генно-инженерных организмов, которые допускаются при условии, что страна-экспортер (страна, осуществляющая транзит) является участницей Картахенского протокола по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии, принятого в г. Монреале 29 января 2000 г.

Своего рода «продолжением» Закона о безопасности генно-инженерной деятельности является Закон Республики Беларусь от 29.06.2003 № 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека». Этот документ, в частности, предусматривает, что информация о качестве и безопасности продовольственного сырья, пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище должна содержаться в сопроводительных документах, на упаковке, этикетках или доводиться до сведения населения иным способом и включать в числе прочего указание на то, что продовольственное сырье и пищевые продукты являются генетически модифицированными, если в них содержатся генетически модифицированные составляющие (компоненты). Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь 07.04.2004 № 384, уточняют, что такое указание  «Содержит ГМО» должно совершаться красным цветом и более крупным шрифтом, чем наименование товара, на ценниках и (или) иными способами (с использованием этикеток, стикеров, постеров и др.).

 

Право собственности на культивируемые растения

Вопросы права собственности относительно культивируемых растений решаются в соответствии со ст. 69 Кодекса Республики Беларусь о земле, которая гласит, что землепользователи в соответствии с целями и условиями отвода земельных участков имеют право собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур и древесно-кустарниковой растительности (насаждений) или насаждений травянистых многолетних растений, на произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации. Данная норма конкретизируется в других НПА.

Так, Закон Республики Беларусь от 11.11.2002 № 149-З «О личных подсобных хозяйствах граждан» предусматривает, что посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, сельскохозяйственная продукция, произведенная гражданами, осуществляющими ведение личных подсобных хозяйств, являются их собственностью. Сельскохозяйственная продукция, произведенная гражданами, осуществляющими ведение личных подсобных хозяйств, используется ими по своему усмотрению, в том числе она может быть реализована юридическим и физическим лицам согласно заключенным с ними договора.

Закон Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», действующий сегодня в редакции Закона от 19.07.2005 № 44-З определяет, что фермерскому хозяйству принадлежит на праве собственности имущество, переданное в качестве вклада в уставный фонд фермерского хозяйства его учредителями (членами), а также имущество, произведенное и приобретенное фермерским хозяйством в процессе его деятельности. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности фермерского хозяйства, являются собственностью этого фермерского хозяйства[4].

Типовые правила внутреннего распорядка садовых товариществ, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.07.2008 № 1048 устанавливают, в частности, что посадка зеленых насаждений от границ со смежными земельными участками осуществляется на расстоянии:

  • высокорослых деревьев семечковых пород (яблони, груши) — не менее 3 метров;
  • среднерослых деревьев косточковых пород (сливы, вишни), а также декоративных и карликовых пород — не менее 2 метров;
  • кустарников — не менее 1 метра.

В свою очередь, Правила торговли на рынках в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2003 № 1623, требуют для получения торгового места на рынке для торговли продукцией растениеводства (за исключением цветов и семян цветов) представления органу управления рынка справки, выданной местным исполнительным и распорядительным органом, подтверждающей, что продаваемая продукция произведена на земельном участке, предоставленном ИП или иному физическому лицу в соответствии с законодательством для ведения им личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества — если они являются плательщиками единого налога[5]. Кроме того, при продаже физическим лицом, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, сельскохозяйственной продукции, произведенной на земельном участке, предоставленном в соответствии с законодательством для ведения этим гражданином личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, требуется справка о прохождении флюорографического обследования.

Права на новые сорта растений относятся к селекционным достижениям (разновидность промышленной собственности) и охраняются при условии выдачи патента. При этом селекционным достижением в растениеводстве признается сорт растения, полученный искусственным путем или путем отбора и имеющий один или несколько существенных признаков, которые отличают его от существующих сортов растений (ст. 1003 ГК). Сортом является группа растений, независимо от патентоспособности определяющаяся признаками, характеризующими данный генотип или комбинацию генотипов, и отличающаяся от других групп растений того же ботанического таксона хотя бы одним признаком (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 14.02.1997 № 14-З «О семенах»).

 

Административная и уголовная ответственность

В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) установлен целый ряд составов административных правонарушений, связанных с объектами растительного мира (как культивируемыми, так и дикорастущими), в частности:

  • нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений (ст. 15.7КоАП);
  • ввоз в Республику Беларусь и вывоз из нее семян, растений, продукции растительного происхождения и иных материалов, не прошедших фитосанитарный контроль (ст. 15.55 КоАП);
  • нарушение требований по охране и использованию диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, мест их обитания и произрастания (ст.15.8 КоАП);
  • нарушение правил заготовки, сбора или закупки грибов, других дикорастущих растений или их частей (ст. 15.26 КоАП);
  • незаконные вывоз из Республики Беларусь или ввоз в нее диких животных и дикорастущих растений (ст. 15.33 КоАП);
  • посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений и грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 16.1 КоАП).

Уголовная ответственность предусмотрена за:

  • нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений (ст. 280 УК);
  • посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений и грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 329 УК);
  • экоцид (то есть умышленное массовое уничтожение растительного или животного мира, либо отравление атмосферного воздуха или водных ресурсов, либо совершение иных умышленных действий, способных вызвать экологическую катастрофу) (ст. 131 УК);
  • незаконную порубку деревьев и кустарников (ст. 277 УК).


[1] Согласно ст.1 ЛК  лес — совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности, напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях.

[2] Кроме данной Конвенции, Республика Беларусь участвует и в других международных конвенциях по этому вопросу, в частности Конвенции ООН «О биологическом разнообразии» (05.06.1992, г. Рио-де-Жанейро), Конвенции по защите растений (06.12.1951, г. Рим),  Конвенции ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного наследия» (16.11.1972, г.  Париж), Международной Конвенции по охране новых сортов растений (02.12.1961, г. Женева) и др.

[3] Интродукция дикорастущих растений — деятельность, направленная на введение дикорастущих растений в места за границами ареала их естественного распространения;  акклиматизация — деятельность, направленная на обеспечение приспособления дикорастущих растений к новой или изменившейся среде их произрастания.

[4] Белорусское законодательство не содержит специальных правил, способных разрешить спорные вопросы землепользования, применительно к объектам растительного мира. Поэтому интересен опыт других стран, где не все вопросы решаются однозначно. Так, согласно § 911 Германского Гражданского Уложения (ГГУ) плоды, упавшие с дерева или куста на соседний земельный участок, считаются плодами этого земельного участка. Напротив, согласно ст. 984 Гражданского кодекса канадской провинции Квебек плоды, которые падают с дерева на соседний земельный участок, принадлежат собственнику дерева. Если корни или ветви соседнего земельного участка мешают соседям, последние имеют право срезать их после соответствующего предупреждения (§ 910 ГГУ). По ГК Квебека сосед может лишь просить или требовать их обрезать. При этом если речь идет о землях сельскохозяйственного назначения можно принудить срубить деревья вдоль линии земельного участка, как правило, не более чем на 5 метров (ст. 985–986).

[5] За нарушение данного требования Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность как руководителя рынка по ст. 12.33 «Нарушение порядка допуска плательщиков единого налога к реализации товаров (работ, услуг)», так и самого плательщика по ст. 13.13 «Отсутствие при реализации товаров, оказании услуг документа, предусмотренного законодательством о едином налоге».  Однако следует учитывать, что согласно п. 1-1 ст. 294 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК)  не является объектом налогообложения единым налогом розничная торговля овощами и фруктами (в том числе в переработанном виде путем соления, квашения, мочения, сушения), иной продукцией растениеводства (за исключением декоративных растений и продукции цветоводства). А в соответствии с п. 1 ст. 297 НК освобождаются от единого налога ИП и иные физические лица, реализующие лекарственные растения, ягоды, грибы, орехи, другую дикорастущую продукцию.

"Личный юрист", № 9/2012