Елки-палки, или О том, как самому себе можно испортить Новый год

Автор: Максим ШЕЛКОВИЧ, юрист.

Одним из традиционных символов новогодних праздников является елка. Но воодушевленные праздничным настроением мы иногда забываем, что новогодняя елка — это не просто украшение, а естественный природный ресурс, порядок заготовки которого строго регламентирован законом.

Нарушение этого порядка влечет не только штрафные санкции, но и изъятие заготовленной продукции, и обязанность возмещения причиненного вреда. Все это может омрачить ваше праздничное настроение, если вам захочется побыть в роли нарушителя.

 

Каждой елочке — закон…

Статьей 43 Лесного кодекса Республики Беларусь (далее — ЛК) установлено, что осуществление лесопользования, связанного с заготовкой древесины, допускается на основании лесорубочного билета, лесного билета, который выдается юридическим лицом, ведущим лесное хозяйство. При этом, как показывает практика, наличие данного документа необходимо даже в тех случаях, если древесина заготавливается и на землях, не относящихся к категории лесных земель и не входящих при этом в состав населенных пунктов. Такой вывод, в частности, следует из смысла п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18.12.2003 № 13 «О применении судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды» (далее — постановление № 13).

В свою очередь, ст. 97 ЛК устанавливает, что нарушение лесного законодательства Республики Беларусь влечет ответственность согласно законодательным актам Республики Беларусь. Так, п. 1 ст. 15.22 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КОАП) предусматривает ответственность за незаконное уничтожение, в том числе незаконную порубку, либо повреждение деревьев и кустарников до степени прекращения роста, произрастающих в лесах первой группы лесного фонда, а также древесно-кустарниковой растительности (насаждений), не входящих в лесной фонд, включая сеянцы и саженцы, в виде штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 20 до 200 базовых величин, а на юридическое лицо — от 50 до 300 базовых величин.

При этом незаконно добытая древесина либо иная лесная продукция подлежит изъятию и передаче юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство, что предусмотрено ст. 100 ЛК, а при невозможности изъятия стоимость такой продукции возмещается по таксам, утвержденным Правительством, и составляет 1 базовую величину за каждую новогоднюю ель.[1]

Кроме того, в силу ст. 101 ЛК юридические и физические лица, допустившие нарушения лесного законодательства, обязаны возместить причиненный вред в размерах и порядке, установленных нормативными правовыми актами Республики Беларусь. К таковым актам, в частности, относятся:

  • Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 № 1042 (см. п. 6);
  • Указ Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде» (см. Приложение 8).

Согласно этим документам размер вреда, подлежащего возмещению вследствие незаконного изъятия дерева ели, варьируется в зависимости от диаметра ствола и составляет от 0,1 до 3 базовых величин.

Подытоживая сказанное, можно констатировать следующее:

для заготовки новогодних елей необходимо обратиться с соответствующим заявлением к юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство, которым выдается лесорубочный (лесной) билет.

Самовольная же заготовка новогодних елей влечет не только ответственность, предусмотренную ст. 15.22 КоАП, но и обязанность возместить причиненный окружающей среде вред, а также вернуть незаконно заготовленную продукцию, а при невозможности возврата — возместить ее стоимость.

Следует также обратить внимание, что в соответствии со ст. 40 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» для выполнения автомобильной перевозки груза товарного характера оформляется товарно-транспортная накладная (ТТН), а в соответствии с абзацем 3 п. 22 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 перевозчик не должен принимать груз к перевозке в случае, если грузы товарного характера не оформлены ТТН. Невыполнение данного требования влечет ответственность по ч. 4 ст. 12.17 КоАП в виде штрафа на ИП или юридическое лицо в размере от 30 до 50 базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.

Рассмотрим действие названных норм в совокупности на конкретном примере.

 

Каждой елочке — пенек

Должностными лицами, осуществляющими контроль за соблюдением законодательства в области ведения лесного хозяйства, в декабре 2009 г. был остановлен трактор с прицепом, загруженным елями. При осмотре предъявленных водителем документов было установлено, что новогодние ели перевозятся от места нахождения юридического лица к месту выездной торговли в населенный пункт.

Водитель предъявил путевой лист на трактор, выписанный сроком на 1 месяц, и ТТН-1. Из последнего документа следовало, что в прицепе трактора должны находится новогодние ели в количестве: до 1 метра — 25 шт.; от 1,1 до 2,5 метров — 60 штук; всего — 85 новогодних елей. В ходе пересчета новогодних красавиц непосредственно в прицепе было установлено, что их количество не соответствует указанному в ТТН-1. В прицепе трактора оказалось на 34 новогодние ели больше (106 штук: до 1 м — 47 шт.; от 1 до 2,5 м — 59 шт.) Также выяснилось, что елочки, находящиеся в прицепе, не соответствуют указанным в ТТН-1 их размерам (высоте).

В ходе дальнейшего разбирательства было установлено место загрузки новогодних елей — загрузка была осуществлена не на месте, где разрешено было осуществлять заготовку новогодних елей согласно представленному лесному билету, а на территории, относящейся к землям сельскохозяйственного назначения. Рубку новогодних елей на землях сельскохозяйственного назначения осуществлял лесник.

При контрольном перечете пней от срубленных новогодних елей было установлено, что вырублено 318 новогодних елейна землях сельскохозяйственного назначения. Документы на право вырубки новогодних елей на эту категорию земель не выдавались. В месте контрольного перечета было обнаружено 169 новогодних елей, которые находились в кучах, из них высотой до 1 м — 142 шт., от 1 до 2,5 м — 27 шт. Таким образом, было обнаружено в числе вырубленных 318 новогодних елей: от 1 до 2,5 м — 27 шт., до 1 м — 291 шт.

Постановлением хозяйственного суда за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.17 КоАП, выразившемся в транспортировке товара (новогодние деревья хвойных пород в количестве 106 штук) к месту выездной торговли на тракторе без сопроводительных документов юридическое лицо было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 базовых величин с конфискацией дохода, полученного от реализации изъятого товара в сумме 613 440 рублей. Это постановление не было обжаловано и вступило в законную силу.

В свою очередь, постановлением органа, ведущего административный процесс, лесник, осуществивший незаконную рубку новогодних елей, был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.22 КоАП, выразившемся в том, что последним с целью заготовки «Новогодних деревьев» хвойных пород была осуществлена незаконная порубка без разрешительных документов (лесорубочного билета, лесного билета) деревьев породы «Ель» в количестве 318 штук, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Размер взыскания составил 20 базовых величин. Это постановление обжаловано. В своей жалобе лесник указал, что с постановлением не согласен, считает, что административное взыскание применено к нему незаконно. Лесник указал, что заготовка новогодних елей им была совершена на землях сельскохозяйственного назначения, а в соответствии с п. 9 постановления № 13, порубка деревьев и кустарников, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения, не являются предметом незаконной порубки.

В ходе рассмотрения жалобы данные доводы были признаны необоснованными, так как п. 9 постановления № 13 гласит: «под незаконной порубкой деревьев и кустарников, влекущей ответственность по ст. 277 Уголовного кодекса Республики Беларусь, следует понимать действия, направленные на рубку, спиливание, а равно повреждение до прекращения их роста, без разрешительного документа, или хотя и по разрешительному документу, но выданному  с нарушением установленного порядка, а также рубку, производимую не на отведенном участке, сверх установленного количества, не тех пород, которые указаны в разрешительном документе, до или после указанных сроков, совершенные в лесах первой группы. Не являются предметом незаконной порубки деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесозащитных насаждений), на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные и буреломные деревья и т.п.». Таким образом, незаконная порубка, совершенная на землях сельскохозяйственного назначения, действительно не может повлечь уголовную ответственность, но не освобождает лицо, ее совершившее, от ответственности административной.

Тем не менее, итогом рассмотрения жалобы явилось смягчение административного взыскания — размер штрафа был уменьшен до 5 базовых величин.

После установления факта незаконной порубки, подтвержденного материалами дела об административном правонарушении, в хозяйственный суд было подано заявление о возмещении причиненного ею вреда. Согласно постановлению хозяйственного суда за незаконную рубку деревьев в насаждении, не входящем в лесной фонд, юридическое лицо обязано было возместить в республиканский бюджет 2 226 000 рублей суммы вреда, причиненного окружающей среде, 5 215 000 рублей стоимости незаконно добытой лесной продукции.

Так, желание заработать в период новогодних праздников и игнорирование норм действующего законодательства обернулось двумя постановлениями об административных нарушениях и обязанностью в крупной сумме возместить причиненный ущерб.



[1]  См. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2001 № 1073 «О взыскании стоимости незаконно добытой древесины и иной лесной продукции при невозможности их изъятия у юридических и физических лиц».

"Личный юрист", № 9/2012

Еще по этой теме: Когда за природу вступается Государственная инспекция…