Порядок предоставления и использования земельных участков: есть изменения

Автор: Елена ШАРШУН, юрист.

В целях развития индивидуального жилищного строительства, а также дальнейшего совершенствования правового регулирования отношений в области охраны и использования земель Президент Республики Беларусь подписал Указ от 23.09.2011 № 431 «О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков» (далее  — Указ № 431).

Акцентируем внимание читателей на наиболее важных нововведениях, непосредственно затрагивающих права граждан по использованию земельных участков.

Так, Указом № 431 предоставлено право гражданам приобретать у негосударственных юридических лицнаходящиеся у них на праве частной собственности земельные участки для строительства и (или) обслуживания жилого дома или обслуживания зарегистрированной квартиры в блокированном жилом доме, а негосударственным юридическим лицам — у граждан, являющихся собственниками земельных участков, предоставленных для названных целей. Главное условие при этом  — сохранение целевого назначения земельных участков.

Следующее нововведение связано с расширением прав землепользователей, которым земельные участки предоставлены для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства. В частности, им предоставлено право на основании решения местного исполкома использовать такие земельные участки для ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, предпринимательской деятельности без необходимости изменения целевого назначения земельного участка. При этом предусмотрено, что земельный налог (арендная плата) за земельный участок рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка по виду функционального использования каждой из его частей.

Размещение на земельных участках промышленных производств, а также объектов, запрещенных градостроительными регламентами, природоохранными требованиями, противопожарными, санитарными, строительными и иными нормами и правилами к размещению в жилых зданиях, не допускается.

 

Предоставление земельных участков

Указом № 431 также внесен ряд изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков».

Так, устанавливается возможность предоставления без проведения аукциона земельного участка гражданам для строительства и (или) обслуживания капитального строения (здания, сооружения) при получении свидетельства о праве на наследство в отношении материалов и другого имущества, из которых оно создается, в случае, если право на земельный участок, предоставленный до 1 января 1999 г., наследодателем не было оформлено в установленном порядке.

Однако наиболее существенные изменения претерпел порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства. В Указе № 431 закреплены различные условия предоставления без проведения аукциона земельных участков для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилыхдомов и определения стоимости таких участков в зависимости от отнесения граждан к тем или иным категориям населения. К примеру, многодетным семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, земельные участки будут предоставляться в собственность бесплатно. Если гражданин не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, то земельный участок  будет предоставляться ему в частную собственность по кадастровой стоимости или в аренду с внесением платы за право заключения договора аренды земельного участка. Иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки будут предоставляться только в аренду с внесением платы за право заключения договора аренды земельных участков.

Гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, земельные участки будут предоставляться в зависимости от того, в каком населенном пункте испрашивается земельный участок, а также наличия у них в собственности квартир, одноквартирных, блокированных жилых домов и земельных участков, зарегистрированных после 8 мая 2003 г.

В частности, без проведения аукциона земельные участки в населенных пунктах, расположенных за пределами пригородных зон г. Минска, областных центров и городов областного подчинения, будут предоставляться:

  • гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеющим и не имевшим в собственности квартир, одноквартирных, блокированных жилых домов, а также земельных участков, зарегистрированных после 8 мая 2003 г., — в частную собственность с внесением платы в размере 20% от кадастровой стоимости земельного участка или в пожизненное наследуемое владение;
  • гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющим и (или) имевшим в собственности квартиры, одноквартирные, блокированные жилые дома, а также земельные участки, зарегистрированные после 8 мая 2003 г., — в частную собственность с внесением платы в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка или в пожизненное наследуемое владение.

Применительно к пригородным зонам г. Минска, областным центрам и городам областного подчинения установлены более жесткие требования. В таких населенных пунктах местные исполкомы обязаны выставлять на аукционы не менее 30% включенных в перечни свободных (незанятых) земельных участков, которые могут быть предоставлены для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов.

Без проведения аукциона земельные участки будут предоставляться:

  • гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в этом населенном пункте не менее 5 лет, не имеющим и не имевшим в собственности квартир, одноквартирных, блокированных жилых домов и земельных участков, зарегистрированных после 8 мая 2003 г., — в частную собственность с внесением платы в размере 20% от кадастровой стоимости земельного участка или в пожизненное наследуемое владение;
  • гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в этом населенном пункте не менее 5 лет, имеющим и (или) имевшим в собственности квартиры, одноквартирные, блокированные жилые дома и земельные участки, зарегистрированные после 8 мая 2003 г., — в частную собственность с внесением платы в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка или в пожизненное наследуемое владение;
  • гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в этом населенном пункте менее 5 лет либо в ином населенном пункте, не имеющим и не имевшим в собственности квартир, одноквартирных, блокированных жилых домов и земельных участков, зарегистрированных после 8 мая 2003 г., — в частную собственность с внесением платы в размере 20% от кадастровой стоимости земельного участка;
  • гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в этом населенном пункте менее 5 лет либо в ином населенном пункте, имеющим и (или) имевшим в собственности квартиры, одноквартирные, блокированные жилые дома и земельные участки, зарегистрированные после 8 мая 2003 г., – в частную собственность с внесением платы в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка.

Размеры земельного участка, предоставляемого для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов в населенных пунктах, расположенных в пригородных зонах г. Минска, областных центров и городов областного подчинения, устанавливаются от 0,10 до 0,15 га включительно. При этом предоставление земельного участка меньше минимального размера может осуществляться только с согласия лица, которому он предоставляется.

Также в Указе № 431 специально оговорено, что если ранее земельный участок для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов был предоставлен гражданину на праве аренды, то изменить указанный вид вещного права он может только на право частной собственности с внесением платы в размере кадастровой стоимости земельного участка.

В целях предотвращения возможных случаев перепродажи земельных участков, предоставленных на льготных основаниях, Указом № 431 установлен 8-летний запрет на отчуждение таких участков и (или) жилых домов, а также объектов недвижимости, образованных в результате их раздела, слияния или вычленения из них, за исключением отчуждения местным исполнительным комитетам. Отчуждение гражданами незавершенных законсервированных строений, расположенных на земельных участках, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, также не допускается, за исключением отчуждения местным исполнительным комитетам.

В связи с тем, что в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле право временного пользования земельным участком, предоставленного для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, осуществляется на основании решения местного исполкома и без выдачи правоудостоверяющего документа, Указом № 431 определяется особый порядок предоставления гражданам земельных участков для названных целей. Такие земельные участки будут предоставляться без разработки проекта отвода.

 

Отказ в предоставлении земельного участка

Впервые в законодательстве об охране и использовании земель установлен перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка. В частности, в предоставлении земельного участка может быть отказано если:

  • испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен заявителю на определенном вещном праве и (или) для определенной цели согласно законодательным актам;
  • заявителем не представлены предусмотренные законодательством документы, необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка, либо представленные заявителем документы содержат недостоверные сведения;
  • испрашиваемый земельный участок согласно утвержденной в установленном порядке градостроительной документации предусмотрен для иного по сравнению с заявленным целевым использованием;
  • использование земельного участка в заявленных целях не отвечает требованиям по соблюдению установленного в соответствии с законодательством режима ведения хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, лесов с особым режимом лесопользования и особо охраняемых природных территорий;
  • предоставление испрашиваемого земельного участка предусмотрено только по результатам аукциона (уполномоченным исполнительным комитетом объявлено о проведении соответствующего аукциона, либо земельный участок включен в соответствующие списки, либо принято решение о формировании земельного участка для проведения аукциона), за исключением случаев предоставления земельного участка взамен земельного участка, в отношении которого принято решение о предстоящем изъятии для государственных нужд и сносе расположенных на нем объектов недвижимого имущества;
  • испрашиваемый земельный участок уже предоставлен другому лицу и законные основания для его изъятия отсутствуют;
  • размеры испрашиваемого земельного участка превышают допустимые максимальные размеры, установленные законодательными актами, либо согласно градостроительной документации отсутствует возможность предоставления земельного участка в размере, испрашиваемом заявителем, и не получено согласие от него на предоставление земельного участка в меньшем размере;
  • срок, на который земельный участок испрашивается, превышает максимальный срок, установленный законодательными актами;
  • утвержден акт выбора места размещения данного земельного участка другому лицу;
  • в отношении указанного земельного участка заинтересованное лицо в установленный законодательством срок не обратилось за государственной регистрацией этого земельного участка, прав, ограничений (обременений) прав на него;
  • в отношении указанного земельного участка заинтересованное лицо в установленный законодательством срок не приступило к занятию земельного участка;
  • по испрашиваемому земельному участку имеет место неразрешенный земельный спор и в иных случаях.

Указ № 431 вступает в силу с 1 января 2012 г. При этом Совету Министров Республики Беларусь поручено до указанной даты определить единый порядок учета граждан, желающих получить земельные участки для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, а такжепорядок изменения целевого назначения земельных участков.

"Личный юрист", № 10/2011

Наш telegram-канал