Медиация: правовые основы

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист, медиатор - .

Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 58-З «О медиации» (далее — Закон) вступил в силу 24 января 2014 года. В один день с Законом и в развитие его норм вступили в силу также многочисленные постановления Совета Министров и Министерства юстиции Республики Беларусь, которые будут рассмотрены нами попутно и в связке с нормами Закона.

 

Общие положения

Для начала будет не лишним привести основные термины и их определения. Итак, согласно ст. 1 Закона:

  • медиация — это переговоры сторон с участием медиатора в целях урегулирования спора (споров) сторон путем выработки ими взаимоприемлемого соглашения;
  • медиатор — физическое лицо, отвечающее требованиям Закона, участвующее в переговорах сторон в качестве незаинтересованного лица в целях содействия им в урегулировании спора (споров);
  • медиативное соглашение — это соглашение, заключенное сторонами по результатам переговоров, проведенных в порядке, предусмотренном Законом, в целях урегулирования спора (споров);
  • соглашение о применении медиации — соглашение сторон о проведении переговоров с участием медиатора в целях урегулирования спора (споров) сторон в порядке, предусмотренном Законом.

Что касается сферы применения Закона, то в ст. 2 указано, что он регулирует отношения, связанные с применением медиации в целях урегулирования споров, возникающих из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также споров, возникающих из трудовых и семейных правоотношений, если иное не предусмотрено законодательными актами или не вытекает из существа соответствующих отношений. При этом установлено, что медиация может быть проведена как до обращения сторон в суд в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства, так и после возбуждения производства по делу в суде. Особенности проведения медиации после возбуждения производства по делу в суде определяются процессуальным законодательством. Отдельно оговорено, что действие Закона распространяется также на медиацию, которая проводится в рамках иных видов судопроизводства в случаях, предусмотренных законодательными актами. Однако медиацию следует отличать от примирения сторон в ходе судебного разбирательства, когда судья в процессе оказывает сторонам такое содействие, об этом тоже четко сказано в Законе.

Согласно ст. 3 Закона основными принципами медиации являются:

  • добровольность;
  • добросовестность, равноправие и сотрудничество сторон;
  • беспристрастность и независимость медиатора;
  • конфиденциальность.

Подчеркивается, что медиация основывается на доверии, которое стороны оказывают медиатору как лицу, способному обеспечить эффективное ведение переговоров.

 

Деятельность медиаторов

Требования, предъявляемые к медиатору, содержатся в ст. 4 Закона. В ней указано, что медиатором может быть физическое лицо, имеющее высшее юридическое или иное высшее образование, прошедшее подготовку в сфере медиации в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Республики Беларусь (далее — Минюст), либо имеющее опыт работы в качестве примирителя в соответствии с процессуальным законодательством, получившее свидетельство медиатора, выдаваемое Минюстом на основании решения Квалификационной комиссии по вопросам медиации. Однако соглашением о применении медиации могут устанавливаться и дополнительные требования, предъявляемые к медиатору.

Пунктом 2 данной статьи установлено, что медиатором не может быть физлицо:

  • являющееся госслужащим, в том числе осуществляющее полномочия судьи в суде, если иное не предусмотрено законодательными актами;
  • признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • имеющее судимость;
  • полномочия которого в качестве судьи суда, прокурорского работника, сотрудника Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, работника органов КГК, налоговых, таможенных органов, иного госслужащего, нотариуса, частного нотариуса, адвоката были прекращены в порядке, установленном законодательными актами, по основаниям, связанным с совершением проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью, — в течение 3 лет со дня принятия соответствующего решения, если иное не предусмотрено законодательными актами;
  • в отношении которого принято решение о прекращении действия свидетельства медиатора в связи с нарушением Правил этики медиатора, утверждаемых Минюстом.

К слову, Правила этики медиатора утверждены постановлением Минюста от 17.01.2014 № 15. В них, в частности говорится, что медиатор при проведении медиации обязан соблюдать следующие требования:

  • способствовать созданию в ходе переговоров атмосферы доверия, уверенности, безопасности и равноправия сторон, взаимного уважения;
  • воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать его самого, дискредитировать институт медиации и его основные принципы;
  • проявлять терпение, уважение и вежливость в отношении сторон, их представителей, иных участников медиации;
  • внимательно и активно слушать стороны, анализировать и обобщать информацию, управлять переговорным процессом, мотивировать стороны на поиск взаимоприемлемых вариантов урегулирования спора;
  • не выражать каким-либо способом (словом, жестом, мимикой, эмоциональным состоянием) свое отношение к сторонам;
  • проявлять добросовестное отношение к исполнению своих обязанностей, обязательность и пунктуальность, обеспечивать оптимальную организацию своего труда;
  • при исполнении обязанностей соблюдать деловую манеру в общении, деловой стиль одежды.

Указано, что медиатор в целях оказания содействия сторонам в урегулировании спора вправе:

  • знакомиться с материалами спора;
  • изучать документы, представленные сторонами. При исполнении соглашения о проведении медиации медиатор в своих действиях исходит из презумпции достоверности документов и информации, представленных сторонами соглашения о проведении медиации;
  • предлагать сторонам в случае необходимости представить дополнительные документы;
  • получать необходимые консультации у специалистов;
  • содействовать сторонам в последовательном обмене документами, сведениями и сообщениями по обсуждаемым вопросам;
  • проводить индивидуальные переговоры с каждой из сторон;
  • предлагать сторонам выработать и обсудить несколько вариантов урегулирования спора (наилучший, приемлемый, нежелательный);
  • при завершении медиации разъяснить сторонам последствия заключения медиативного соглашения, а также недостижения соглашения;
  • отказаться от проведения медиации, если сторона (стороны) соглашения не выполняет (не выполняют) своих обязательств.

В то же время, медиатор обязан:

  • проводить медиацию в порядке и на условиях, определенных сторонами по соглашению с медиатором, а также в соответствии с законодательством;
  • удостоверяться в полномочиях представителей сторон на участие в проведении медиации и заключение медиативного соглашения;
  • сообщить сторонам обо всех известных ему имеющихся или потенциальных конфликтах интересов в этом деле. Конфликт интересов — это действия или отношения, которые могут создать впечатление возможной расположенности медиатора к одной из сторон.

Медиатор не вправе:

  • вносить сторонам свои предложения об урегулировании спора, а также, если стороны не договорились об ином, выступать третейским судьей по спору, который являлся или является предметом медиации;
  • проводить медиацию, если прекращено действие свидетельства медиатора и в иных случаях, предусмотренных Законом, иными законодательными актами либо Правилами проведения медиации.

Оговорено, что действия медиатора, противоречащие законодательству и нарушающие права и законные интересы третьих лиц, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Следует также понимать и такой важный момент, что медиатор не вправе быть представителем какой-либо стороны. Это посредник.

Статьей 6 Закона установлено, что медиаторы осуществляют деятельность самостоятельно на основании выданного Минюстом свидетельства медиатора. Подчеркивается, что деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью. Любое лицо, являющееся медиатором, вправе осуществлять иную деятельность, не запрещенную законодательством.

В то же время для обеспечения материальных, организационно-правовых и иных условий осуществления деятельности медиаторов могут быть созданы организации, обеспечивающие проведение медиации. Они могут создаваться только в качестве некоммерческой организации в форме учреждения либо в качестве обособленного подразделения юридического лица. Такое учреждение действует на основании устава, утвержденного его учредителем, а обособленное подразделение юридического лица действует на основании положения, утвержденного руководителем этого юрлица. Правила деятельности организации, обеспечивающей проведение медиации, утверждаются указанными организациями на основании типовых правил, утвержденных Правительством.

Типовые правила деятельности организаций, обеспечивающих проведение медиации, утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1184. В них, в частности, говорится и о том, что деятельность таких организации является возмездной. В этих целях организация вправе заключать с медиаторами, а также физическими лицами, обладающими полной дееспособностью, и (или) юридическими лицами договор на возмездное оказание услуг по вопросам подготовки проведения процедуры медиации. Согласно ст. 17 Закона медиатор имеет право на получение вознаграждения, размер которого устанавливается по соглашению со сторонами. Расходы на выплату вознаграждения распределяются между сторонами в равном объеме, если соглашением сторон не определен иной порядок.

 

С чего начинается медиация?

Процедура медиации начинается с заключения в письменной форме соглашения о применении медиации, это установлено ст. 10 Закона. Соглашение считается заключенным, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена сообщениями с использованием почтовой связи или иных видов связи, обеспечивающих письменное фиксирование волеизъявления сторон, включая направление претензии, искового заявления (заявления) и ответы на них, в которых одной стороной предлагается урегулировать спор путем проведения медиации, а другой стороной выражено согласие на применение медиации. В то же время предложение об урегулировании спора путем проведения медиации может быть сделано по просьбе одной из сторон медиатором. 

Закон подчеркивает, что субъектами соглашения о применении медиации могут быть физлица, обладающие полной дееспособностью, и (или) юридические лица. Если от одной из сторон действует представитель, то его полномочия на заключение соглашения о применении медиации должны быть специально оговорены в доверенности.

Соглашение о применении медиации должно содержать положение о том, что все или отдельные споры, которые возникли из связывающего стороны правоотношения, подлежат урегулированию путем проведения медиации, а также сведения о медиаторе (медиаторах), сроке и месте проведения медиации, вознаграждении медиатора и иные условия, не противоречащие законодательству и согласованные сторонами. Впоследствии по согласию сторон в соглашение могут вноситься изменения и (или) дополнения, соглашение может быть по взаимному согласию также и прекращено. Если соглашение о применении медиации будет противоречить нормам Закона, оно будет считаться недействительным. А вот действия медиатора, противоречащие законодательству и нарушающие права и законные интересы третьих лиц, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Кстати, установлено, что соглашение о применении медиации не является препятствием для обращения в суд или третейский суд, если иное не предусмотрено законодательными актами. В то же время течение срока исковой давности в отношении требований, вытекающих из прав и обязанностей, составляющих предмет спора сторон, приостанавливается со дня заключения сторонами соглашения о применении медиации до дня прекращения медиации.

Статьей 12 Закона установлено, что для проведения медиации стороны по взаимному согласию выбирают медиатора (медиаторов). По просьбе сторон для определения кандидатуры медиатора организация, обеспечивающая проведение медиации, может предоставить сведения о медиаторе (медиаторах) в порядке, предусмотренном правилами деятельности организации, обеспечивающей проведение медиации.

 

Проведение медиации

Согласно ст. 13 Закона медиация проводится в порядке и на условиях, определенных сторонами по соглашению с медиатором, а также правилами проведения медиации, утвержденными Совмином, Правилами этики медиатора, с учетом требований Закона и иных законодательных актов. О правилах этики медиатора мы уже упоминали в предыдущей части, а вот Правила проведения медиации утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2013 № 1150 (далее — Правила проведения медиации). Этим документом установлено, что участниками медиации являются стороны (представители сторон), медиатор. Стороны вправе по соглашению между ними и с согласия медиатора привлекать любых иных лиц для участия в проведении медиации, если это необходимо для урегулирования спора. Сторонами медиации признаются физлица, обладающие полной дееспособностью, и (или) юрлица, заключившие соглашение о применении медиации. Стороны вправе:

  • самостоятельно выбирать медиатора (медиаторов);
  • предусматривать в соглашении о применении медиации дополнительные требования, предъявляемые к медиатору;
  • отказаться на любой стадии от участия в проведении медиации;
  • вносить предложения по порядку проведения медиации;
  • заявлять о необходимости участия в проведении медиации иных лиц;
  • представлять информацию, необходимую для прояснения позиции и достижения урегулирования спора;
  • задавать уточняющие вопросы другой стороне и медиатору;
  • инициировать проведение индивидуальной беседы с медиатором;
  • вносить предложения другой стороне, направленные на урегулирование спора;
  • участвовать в обсуждении внесенных сторонами предложений на предмет их реалистичности и удовлетворения интересам каждой из сторон.

Согласно п. 9 Правил проведения медиации стороны не вправе:

  • разглашать информацию, полученную в ходе участия в проведении медиации, без согласия другой стороны;
  • необоснованно затягивать время проведения медиации;
  • оказывать физическое, моральное или любое иное давление на другую сторону, медиатора, иных лиц, участвующих в проведении медиации;
  • допускать своими действиями некорректное отношение к другой стороне, медиатору и иным лицам, участвующим в проведении медиации.

Пунктом 10 Правил проведения медиации установлено, что стороны обязаны:

  • соблюдать требования Закона, Правил проведения медиации и иных актов законодательства, а также условия соглашения о применении медиации;
  • являться по приглашению медиатора для проведения медиации;
  • соблюдать согласованный сторонами порядок проведения медиации;
  • соблюдать принципы медиации;
  • вырабатывать реалистичные условия медиативного соглашения;
  • исполнять добровольно и добросовестно заключенное сторонами медиативное соглашение.

Установлено, что медиация осуществляется, как правило, в отдельном помещении, обеспечивающем проведение совместных, индивидуальных переговоров, равные условия для сторон. Медиация проводится в форме переговоров и включает в себя следующие стадии:

  • открытие медиации (вступительное слово медиатора);
  • представление сторон (исследование обстоятельств спора и интересов сторон);
  • дискуссия сторон по выработке повестки дня и вопросов для обсуждения;
  • индивидуальная беседа медиатора с каждой из сторон;
  • выработка предложений по урегулированию спора;
  • подготовка медиативного соглашения и его подписание;
  • завершение медиации.

Стадийность медиации, порядок использования медиатором коммуникативных технологий определяются им самостоятельно в зависимости от характера и сложности спора. В ходе проведения медиации медиатор устанавливает фактические взаимоотношения сторон, выявляет существо взаимных претензий, выясняет позиции сторон относительно перспективы развития спора и имеющихся возможностей его урегулирования, оказывает сторонам содействие в поиске максимально эффективных для них вариантов и способов прекращения спора. Медиатор, кстати, может проводить и индивидуальные беседы с каждой из спорящих сторон. При этом медиатор не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.

Правилами проведения медиации установлено, что стороны вырабатывают и обсуждают варианты предложений по урегулированию спора, медиатор направляет их на выработку различных вариантов. На стадии выработки предложений по урегулированию спора сторонами анализируются и оцениваются предложенные варианты и способы урегулирования спора с точки зрения конструктивности, приемлемости и реалистичности. Медиатор выясняет реалистичность и единообразное понимание условий медиативного соглашения каждой из сторон, он может по просьбе сторон помочь в составлении медиативного соглашения, проверить подготовленное медиативное соглашение на предмет его законности и возможности утверждения судом в качестве мирового соглашения в случаях, установленных законодательством.

 

Завершение процедуры медиации. Медиативное соглашения

Пунктом 4 ст. 13 Закона определено, что срок проведения медиации не может превышать 6 месяцев со дня заключения соглашения о применении медиации. Согласно ст. 14 Закона медиация прекращается:

  • в связи с заключением сторонами медиативного соглашения;
  • по истечении срока проведения медиации, определенного соглашением о применении медиации, а в случаях проведения медиации по спорам, находящимся на разрешении суда, — по истечении срока, предусмотренного процессуальным законодательством;
  • по письменному заявлению одной, нескольких или всех сторон, направленному медиатору, об отказе от продолжения медиации;
  • в иных случаях, предусмотренных Законом, иными законодательными актами либо правилами проведения медиации.

Если одна из сторон заявляет об отказе от продолжения медиации, то процедура прекращается со дня направления соответствующего заявления, о чем медиатор не позднее следующего дня после его получения обязан письменно уведомить иные стороны.

Самым хорошим результатом проведения медиации будет заключение медиативного соглашения. Медиативное соглашение заключается сторонами в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, медиаторе, предмете спора, а также о принятых сторонами обязательствах, направленных на урегулирование спора, и сроках их выполнения. Медиативное соглашение подписывается сторонами и медиатором.

Статьей 15 Закона установлено, что медиативное соглашение не должно противоречить требованиям законодательства и нарушать права третьих лиц. Этот документ подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон. Последствия неисполнения медиативного соглашения могут быть установлены сторонами в самом соглашении. Принудительное исполнение медиативного соглашения осуществляется в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Однако установлено, что не подлежат исполнению в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, медиативные соглашения:

  • не утвержденные судом в качестве мировых соглашений по спорам, находящимся на разрешении суда, в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством;
  • не отвечающие требованиям хозяйственного процессуального законодательства о мировом соглашении;
  • заключенные с участием медиатора, не включенного в Реестр медиаторов.

Согласно п. 6 ст. 15 Закона защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными законодательными актами.

Статьей 16 Закона установлено, что при проведении медиации сохраняется конфиденциальность всей информации, относящейся к медиации, если стороны не договорились об ином, за исключением информации о заключении соглашений о применении медиации, о прекращении медиации. Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без письменного согласия сторон. В случае если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей эту информацию. Стороны, медиатор, а также другие лица, участвовавшие в медиации, независимо от того, связаны ли судебное разбирательство, третейское разбирательство со спором, который являлся предметом медиации, не вправе ссылаться, если стороны не договорились об ином, в ходе судебного или третейского разбирательства на информацию, полученную в ходе медиации:

  • о мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможного урегулирования спора, равно как и о готовности одной из сторон принять предложение другой стороны об урегулировании спора;
  • о заявлениях и признаниях, сделанных одной из сторон.

 

Таким образом, в целом стоит отметить, конечно, что Закон и принятые в его развитие постановления должны в значительной степени поспособствовать расширению применения процедуры медиации в нашей стране. В свою очередь, хотелось бы посоветовать гражданам активнее прибегать к такому современному и цивилизованному способу разрешения споров и конфликтов, как медиация.