На работу НЕ требуется секретарь

Автор: Лиа ЧКВИАНИ вкл. .

Мне очень нравится читать в Интернете объявления о различных вакансиях. Порой это в разы забавнее, чем странички с анекдотами. Вот, например: «Требуется помошник руководителя с безупречным уровнем грамотности». Сразу возникает вопрос, кто, собственно, уровень грамотности на безупречность проверять будет?

 

Или вот еще: «Крупная компания приглашает на работу менсендайзеров». Я, конечно, понимаю, что написание заморского слова «мерчандайзер» может вызывать определенные сложности, но не до такой же степени! Странно, что в качестве контактного лица не был указан «насяльника». А объявления о поиске секретарей — это вообще отдельная песня.

Но сегодня хочется поговорить несколько о другом. Так случилось, что довелось мне подыскивать барышню на должность секретаря. Читая объявления на сайтах по поиску работы, я оказалась, что называется, по другую сторону баррикад. Честно говоря, появился серьезный повод задуматься.

 

«Соискаемая должность — вакансия помощника приемной руководителя»

Набирая текст на компьютере, особенно если делать это приходится второпях, любой может опечататься, промахнувшись мимо нужной клавиши. Казалось бы, проблема выеденного яйца не стоит. Но это только, на первый взгляд. А если разобраться, то высокий уровень грамотности — одно из основополагающих требований, предъявляемых работодателями к претендентам на должность секретаря. Оно и понятно: кому нужны ошибки в деловых документах?

Как вы думаете, заслуживает ли доверия секретарь, который знаком с «закупкой концтоваров», или тот, кто свободное время посвящает «занятиям портом»? Конечно, если работодатель обладает незаурядной фантазией, то он может предположить, что в первом случае имеются в виду некие специфические товары, необходимые для функционирования концлагерей, а у автора второго опуса в собственности находится порт на одном из морских побережий, развитию которого он посвящает все свободное время. А «факсимальная связь» — это, очевидно, когда что-то экстремальное по факсу передают? Но обычный человек за подобными формулировками усмотрит невнимательность и небрежное отношение к работе. И будет прав. Ведь перечитать написанное и исправить ошибки несложно. Особенно в наше время, когда и редактор MS Word, и большинство интернет-браузеров подчеркивают слова, написанные не по правилам.

Поэтому даже самый лояльный специалист по кадрам настороженно отнесется к объявлению, написанному с ошибками, даже если соискатель обладает выдающимися «проффессиональными навыками», «быстро наберает текста различной сложности» и имеет опыт «продвидения товаров». Ситуацию вряд ли спасет и тот факт, что к объявлению «прилается подробное ризюме», а рекомендацию претенденту может дать «дирестор ресторана».

Не меньше изобретательности проявляют соискатели, и когда дело касается пунктуации. Иногда создается ощущение, что большинство знаков препинания в объявлениях о поиске работы и резюме — авторские. Самые распространенные ошибки — в сокращениях и написании адресов (а не с этим ли приходится сталкиваться секретарю ежедневно?). Но попадаются и довольно забавные формулировки, например, «Английский — читаю перевод со словарем». Или вот: «Наличие персонального компьютера, с выходом в Интернет, без вредных привычек». Представляете, какой замечательный компьютер у человека?! Вообще ПК — это отдельная тема…

 

«Эйтишники» атакуют

То, что без умения работать на компьютере сегодня обойтись весьма сложно, ни для кого не секрет. И для секретаря навыки ПК-пользователя часто являются определяющими. Очевидно поэтому соискатели, стремящиеся занять должность в приемной, всеми силами стремятся продемонстрировать, что с компьютером они на «ты». Вот только делают это порой весьма экзотичными способами.

Слово «эйтишники», упомянутое в заголовке, — вовсе не плод моего воображения. Именно на таком уровне знает компьютер одна из претенденток на секретарское кресло, разместившая резюме в Сети. Другая же оценивает свои способности значительно скромнее, констатируя, что является «умеренным ПК-пользователем». Третья в числе прочих преимуществ указывает умение пользоваться Enternet. Кто-то и вовсе сообщает, что лично с компьютером не знаком, но среди его полезных навыков присутствует «знание ПК-пользователя». Очевидно, предполагается, что знакомый ПК-пользователь будет помогать кандидату в дальнейшей работе. Вполне возможно, что в этой роли выступит автор другого резюме, утверждающая, что она «опытный пользователь персональным компьютером».

Вы знаете, какие программы входят в пакет MS Office? Вот и я думала, что уж это-то мне известно. Ан, нет! Резюме поражают обилием вариаций. «Знание Microsoft Office и Microsoft Excel»; «владение пакетом Microsoft Office (Word, Excel, Outlook Express, Internet Explorer, AutoCAD, Adobe Photoshop)»; «WinWord, Excel, MS-Office», «использование текстового процессора Word»… И так далее в том же духе.

Не могла я не обратить внимания и на девушку, в числе своих достоинств указавшую «слепой десятипальцевый метод набора текста: кириллица — 180 знаков в минуту, русский — 190 знаков в минуту». То есть в русском языке уже не кириллицу используют?

 

Еще большее недоумение вызывают барышни, утверждающие, что отлично владеют компьютером, но не способные банально отредактировать собственное резюме. А ведь хорошо оформленное, легкое для восприятия резюме — своего рода лакмусовая бумажка, позволяющая судить об уровне владения как минимум одной необходимой для работы секретаря программой.

 

«Опыт работы секретарем-машинистом более двух лет»

Мы, конечно, категорически против гендерной дискриминации в любом ее проявлении. Если есть секретарь-машинистка, то и секретарь-машинист имеет полное право на существование. Правда, автор объявления — девушка. Да и должность секретаря-машинистки упразднили. Но, в конце концов, формулировка — не главное. Первоочередное значение имеет образование, профессиональный опыт и функции, которые приходилось выполнять на прежних местах работы. И тут тоже можно найти много всего интересного.

Вот барышня, которая ищет работу секретаря, закончив с красным дипломом ФЗВиДО. Вы знаете, как это расшифровывается? Лично я — нет. Конечно, можно обратиться к Google, который знает практически все. Но станет ли специалист по кадрам тратить время на то, чтобы узнать, чему, собственно, учат на этом таинственном факультете, особенно с учетом того, что кандидатов масса, — вопрос. Не менее оригинально выглядит и девушка, сообщающая, что она «закончила профильное среднее специальное образование».

Секретарю ежедневно приходится сталкиваться не только с различными документами, но и с людьми. Человеку, который не умеет общаться, в профессии не место: ведь приходится и на звонки отвечать, и посетителей принимать. Те, кто видит себя в роли секретаря, прекрасно это понимают. Вот только сообщают о своем умении работать с людьми временами в весьма экзотичной форме. «Работа со стройматериалами и посетителями» занимала большую часть времени автора одного из объявлений. В другом посетители уже не ставились в один ряд со стройматериалами, а выступали в качестве некой офисной принадлежности: «Работа с посетителями, факсом, копировальным аппаратом и другой офисной техникой». Но это все ерунда по сравнению с тем, что приходилось делать автору следующего объявления, в обязанности которого входило «обслуживание покупателей (зрительный контакт, улыбка, хорошее настроение, пожелание доброго утра/дня/вечера/успешного продолжения дня/вечера/выходных/праздников, предложение всевозможных бонусов, ответы на вопросы покупателей)». Не знаю, как вам, дорогие читатели, а мне бы хотелось взглянуть на должностную инструкцию этой девушки.

А еще одна кандидатка настолько любит общаться, что в длинном перечне ее личных качеств слово «коммуникабельность» повторяется аж три раза! Это, наверное, чтобы специалист по кадрам ненароком не усомнился в том, что она страсть, какая коммуникабельная.

Но даже самому общительному и доброжелательному человеку не всегда удается сохранять невозмутимость, ведь секретарям часто приходится сталкиваться со стрессовыми ситуациями. Компании, для которой характерен большой наплыв посетителей, стоило бы присмотреться к барышне, которая о себе пишет: «Хорошо развиты навыки общения с людьми, не конфликтна и с легкостью могу их погасить». Знай наших, как говорится! А если компания «реальная», работает «чисто и конкретно», ей не обойтись без девушки, в прошлом которой «работа с людьми на районе». За таким секретарем любой директор как за каменной стеной будет! Явно что-то не чисто и в компании, где сотрудницей выполнялась «работа с неплатежными, фальшивыми и сомнительными банкнотами». Не совсем ясна структура организации, где секретарь осуществляет «контроль за исполнительской деятельностью руководства».

Режут ухо и такие довольно часто встречающиеся формулировки, как «договора» (уж сколько раз твердили миру, что называется!), «работа на телефоне», «прием и отдача заказов», «отправка звонков», «прием и оформление документов на работу», «заливка информации в базу»… Конечно, всем понятно, о чем идет речь. Но как-то грустно становится, когда читаешь нечто подобное.

 

«Ищу работу секретаря, офис-менеджера и т.д.»…

Что скрывается за этим загадочным «…и т.д.», я, признаться, так и не поняла. Но именно тогда, когда дело доходит до описания своих личных качеств и предоставления дополнительной информации, авторы объявлений начинают резвиться во всю.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший секретарь? Даже не пытайтесь, все равно не догадаетесь! Среди тех, чьи резюме попали мне в руки, была барышня, позиционировавшая себя как «трудоголик без вредных привычек». Следующая кандидатка о своих привычках сообщала: «не пью, не курю, не замужем». «Исполнительна, вежлива, вынослива» — так охарактеризовала себя еще одна девушка. В чем-то она права: нынче секретарю без выносливости никуда! С этим согласилась еще одна соискательница, но она пошла еще дальше: в ее понимании идеальный секретарь — это девушка, которая не только вынослива, но еще «изобретательна и благородна». Автор следующего объявления совмещает в себе качества, на первый взгляд, несовместимые — «любовь к работе с цифрами, творческий подход». Представляете себе творчески оформленный бланк строгой отчетности?

Отрадно, что многие сегодня сознают необходимость постоянного развития и самосовершенствования и не ограничиваются одним лишь дипломом, стараясь проходить стажировки, получать второй диплом, учиться на различных курсах. Вот только результаты иногда бывают довольно неожиданными. К примеру, иностранный язык — это, конечно, прекрасно. Но как следует понимать человека, который сообщает, что у него «имеются корочки немецкого языка «ЕШКО»? Важность международных контактов осознает и девушка, в графе «Владение иностранными языками» написавшая «читаю и перевожу со словарем», вот только какие языки имеются в виду, она указать забыла: то ли был бы любой словарь — не проблема, то ли специалист по кадрам сам должен решить этот квест. Не менее загадочным видится и утверждение «есть почти личный автомобиль».

Один из нежно любимых мною бизнес-консультантов Александр Сорокоумов в какой-то из своих статей советует: «Вместо того чтобы взять того, кто умеет, и мотивировать его, возьмите того, кто хочет, и не мешайте ему работать». Это утверждение настолько мне понравилось, что я даже распечатала его и повесила над письменным столом. Но как выяснилось из резюме потенциальных секретарей, их внутренняя мотивация порой может несколько зашкаливать. «Сделаю все и даже больше для жизнеобеспечения офиса», — заявляет одна из кандидаток. Логично, ведь выжить в офисных джунглях — задача не из легких. «Готова к изучению и усовершенствованию всего, что нужно для работы», — заявляет другая девушка. Похвально, конечно, хотя и не совсем понятно, что именно предполагается совершенствовать. А для кого-то сделать карьеру — задача сама собой разумеющаяся, так сказать, основной инстинкт, поэтому в графе «Навыки» всего один пункт: «стремление к профессиональному росту».

Очень часто на собеседовании специалисты по кадрам задают кандидатам вопрос, кем те хотят видеть себя в компании через год, через пять лет. Ответ нашелся в одном из резюме, его автор ближайшей целью развития карьеры ставит «всесторонне изучить деятельность предприятия, овладеть навыками практической работы во всех структурных подразделениях». Действительно, зачем размениваться по мелочам? Даешь все и сразу! Не менее эффективным сотрудником обещает стать и девушка, испытывающая «острое желание работать». Так и встают перед глазами советские времена, когда «хлеба не надо, работу давай!»

Некоторые формулировки отличаются такой непосредственностью, что попросту сложно выбрать что-то наиболее значимое. «Готова признать правоту человека в интересах компании, даже если он глубоко ошибается, что не говорит о моем неумении доказывать свою точку зрения, а наоборот мою сдержанность, бесконфликтность и ум». «Очень хорошо дружу с оргтехникой, ухаживаю за состоянием офиса и наличием всех прилагающих концтоваров и соответственно выполняю все прилагающие функции секретаря. Мои отношения с окружающими людьми скорее помогают, чем мешают беречь время». Как говорится, ни добавить, ни отнять…

P.S. Дорогие читатели, я написала эту статью вовсе не для того, чтобы вас повеселить. Тем более моей целью не было кого-то высмеять или, упаси Бог, обидеть. Поэтому я прошу прощения, если кто-то встретил здесь выдержки из собственного резюме. Право же, это не со зла!

Но ведь мы сами очень часто сетуем на то, что к секретарям не относятся с должным уважением, считая их сотрудниками второго сорта. Отчасти такая ситуация — отголосок 1990-х годов, когда непременным атрибутом успешного бизнесмена наравне с «шестисотым» Мерседесом и малиновым пиджаком была длинноногая секретарша с пышным бюстом. Но есть в этом и вина самих секретарей, которые воспринимают работу, как некий временный вариант, до тех пор, пока не подвернется что-то получше, или считают, что для секретарской должности достаточно уметь шатко-валко выполнять базовый набор нехитрых функций.

Но ведь человек воспринимается так, как он себя подает. И произвести хорошее впечатление очень важно, особенно тогда, когда вы ищете работу. А ведь резюме — это важнейшая часть имиджа соискателя. И только от вас зависит, в каком свете вы предстанете перед работодателем: в качестве «граматного спициалиста» или как высококвалифицированный сотрудник, достойный доверия и уважения.

Онлайн консультация врача Хотите задать вопрос врачу?