Порядок ведения трудовых книжек изменился

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист - .

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 07.08.2017 № 41 (далее – Постановление № 41) внесены некоторые изменения и дополнения в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек, утвержденную постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 «О трудовых книжках» (далее – Инструкция).

 

В частности, в откорректированном абзаце 3 п. 9 Инструкции теперь говорится, что в трудовую книжку вносятся сведения о работе (прием на работу, заключение трудового договора (в том числе на неопределенный срок, срочного трудового договора, контракта), в том числе на условиях совместительства (по желанию работника), перевод на другую постоянную работу, присвоение категории (разряда, класса), а также увольнение работника и основание прекращения трудового договора (контракта).

Согласно новой редакции п. 11 Инструкции в трудовую книжку не вносятся сведения:

  • о работе по гражданско-правовым договорам и осуществлении предпринимательской деятельности;
  • об условии выполнения работы по срочному трудовому договору;
  • о дисциплинарных взысканиях, за исключением случаев увольнения работника в качестве меры дисциплинарного взыскания;
  • о режиме гибкого рабочего времени;
  • о неполном рабочем времени.

Исключен п. 13 Инструкции, который устанавливал, что в трудовую книжку лицу, назначенному временным (антикризисным) управляющим, вносится запись о назначении на должность временного (антикризисного) управляющего с заключением контракта и освобождении от исполнения обязанностей по основному месту работы (службы) на период исполнения обязанностей временного (антикризисного) управляющего.

Но при этом, обращаем внимание, остался п. 34 Инструкции, согласно которому в трудовую книжку лицу, назначенному временным (антикризисным) управляющим, производятся следующие записи:

  • об освобождении от выполнения обязанностей по основному месту работы (службы) на период выполнения обязанностей временного (антикризисного) управляющего;
  • о назначении временным (антикризисным) управляющим с заключением контракта;
  • об освобождении от должности временного (антикризисного) управляющего;
  • о продолжении работы (службы) в прежней должности по основному месту работы (службы).

Указанные записи вносятся нанимателем по основному месту работы (службы) на основании приказов (распоряжений) со ссылкой на номер и дату.

Пункт 15 Инструкции теперь гласит, что лицам, имеющим трудовые книжки и не состоящим в трудовых отношениях с нанимателем на момент зачисления в учреждение образования, записи о времени обучения и присвоенном разряде по профессии рабочего вносятся соответствующим учреждением образования. Основанием для внесения таких записей являются приказы учреждения образования о зачислении и об отчислении из учреждения образования, свидетельства о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии.

В Инструкцию внесены изменения, согласно которым теперь записи в трудовых книжках работников, работающих у индивидуальных предпринимателей, не имеющих своих печатей, будут заверяться печатью регистрирующего органа не по месту жительства данного индивидуального предпринимателя, а по месту его государственной регистрации.

Также в ч. 2 п. 27 Инструкции теперь установлено, что в трудовой книжке работника, работающего у индивидуального предпринимателя, в графе 3 трудовой книжки в виде заголовка указываются фамилия, собственное имя, отчество этого индивидуального предпринимателя, наименование государственного органа, иной государственной организации, осуществивших государственную регистрацию ИП, дата государственной регистрации, регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (раньше было – дата и номер решения о государственной регистрации).

Пункт 34 Инструкции дополнен нормой, согласно которой в трудовую книжку спортсменам, тренерам при временном переводе к другому нанимателю для продолжения занятия профессиональным спортом вносятся следующие записи:

  • о приостановлении действия срочного трудового договора, заключенного у прежнего нанимателя, на период временного перевода к другому нанимателю;
  • о заключении срочного трудового договора с другим нанимателем с указанием его наименования;
  • о возобновлении действия срочного трудового договора, заключенного у прежнего нанимателя.

Также п. 41 Инструкции дополнен ч. 3,  где говорится, что в случае смерти нанимателя – физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, запись о прекращении трудового договора (контракта) с работником вносится в трудовую книжку соответственно регистрирующим органом по месту государственной регистрации индивидуального предпринимателя, местным исполнительным и распорядительным органом, зарегистрировавшим трудовой договор (контракт) с домашним работником. В графу 3 трудовой книжки вносится запись о прекращении трудового договора (контракта) в связи со смертью нанимателя – физического лица со ссылкой на п. 6 ст. 44 Трудового кодекса Республики Беларусь. В графе 4 трудовой книжки в качестве основания внесения записи в трудовую книжку указывается номер, дата совершения записи акта о смерти и наименование органа загса, совершившего указанную запись.

Новая редакция ч. 1 п. 44 Инструкции гласит, что записи об увольнении работника (прекращении трудового договора (контракта) заверяются подписью нанимателя, иного лица, уполномоченного на внесение записей в трудовые книжки, и печатью нанимателя (представительства иностранной организации), уполномоченного органа.

Данный пункт дополнен также нормой, согласно которой при прекращении трудового договора с работником индивидуального предпринимателя, деятельность которого приостановлена (прекращена) в связи с нахождением в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах органов государственной безопасности, а также в случае вынесения ему приговора, связанного с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью, запись об увольнении работника вносится в трудовую книжку регистрирующим органом по месту государственной регистрации индивидуального предпринимателя и скрепляется печатью данного регистрирующего органа.

Откорректированный п. 51 Инструкции гласит, что изменение записей в трудовой книжке о фамилии, собственном имени, отчестве, дате рождения, изменение, дополнение записей об образовании, профессии, специальности работника производятся нанимателем по последнему месту работы либо нанимателем при приеме на работу на основании документов, подтверждающих факты, имеющие юридическое значение (документ, удостоверяющий личность, документ об образовании, документ об обучении и другое), со ссылкой на их реквизиты. Из перечня документов, подтверждающих факты, имеющие юридическое значение исключены свидетельство о заключении брака и свидетельство о расторжении брака. Следует так понимать, что достаточно в таком случае документа, удостоверяющего личность – ведь именно согласно нему должна писаться фамилия в трудовой книжке.

В новой редакции изложена также ч. 3 п. 64 Инструкции, теперь она гласит, что в случае ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, смерти нанимателя – физического лица дубликат трудовой книжки (вкладыша к ней) выдается нанимателем по новому месту работы независимо от срока, прошедшего с даты увольнения, на основании сведений, подтверждающих ликвидацию организации, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, смерть нанимателя – физического лица, и справки о периоде работы, службы. Некоторые изменения затронули также нормы п. 69 и 70 Инструкции, касающиеся оформления дубликата трудовой книжки.

Постановление № 41 вступило в силу 13 октября 2017 г.