Гештальт цвета: желтый

Автор: Татьяна ФЕЩЕНКО.

Если задуматься о собственных ассоциациях, то в отношении желтого цвета они будут весьма неоднозначными. Радостная летняя желтизна одуванчиков, солнечность янтаря, прохладная кислинка лимона дадут нам ощущение позитива, тепла и ощущения нарастающей внутренней энергии. Желтый сигнал светофора, желтая пресса, желтые цветы как знак расставания с любимыми говорят нам об опасности, грусти, внутреннем напряжении. И действительно, желтый цвет сам по себе весьма неоднозначен. Откуда произрастают корни наших ассоциаций с данным цветом? Как с помощью желтого цвета и его оттенков можно регулировать не только отношения между людьми, но и отношения человек — бизнес? Как развивается история данного цвета в сфере повседневной жизни?

 

Каждый день должен содержать яркий поступок.
Пусть даже самый нелепый.
Пусть даже это будет желтый шарф,
завязанный на березе.

Йозеф Эметс

Несколько фактов из истории

Большинство положительных ассоциаций, связанных с желтым цветом,  идут из глубокой древности. Это яркость и тепло солнца, дающего жизнь всему живому, это спелость фруктов и овощей, богатство и успех пложородного года. Позже с возниктовением параллели «золото — богатство» желтый цвет еще более усиливается в данном восприятии человеком. Это подтверждает использование в русской поэзии XVIII–XIX веков эпитета «золотой» для обозначения желтого цвета в природе: «золотые лучи солнца», «золотые волосы», «золото пшеничных полей».

Желтый цвет на государственном флаге Украины, по наиболее распространенной трактовке, символизирует пшеничные поля.

А желтый цвет на государственном флаге Мозамбика

символизирует богатство недр страны. 

Отрицательные же параллели с данным цветом имеют основой следующие факты:

  • сжигаемых на костре еретиков в Испании в средние века одевали в желтые одежды;
  • практически на всех картинах с христианскими сюжетами Иуда Искариот обернут в желтый плащ;
  • желтой звездой Давида отмечали всех евреев фашисты во время Великой Отечественной войны;
  • Золотой телец является символом алчности, идолопоклонничества, бездуховности.

Вот и еще несколько фактов из истории и культурологии разных стран, связанных с желтым цветом:

  • Золотой цвет является божественным цветом, символизирующим святость, именно поэтому нимбы над головами Иисуса Христа и Богоматери имеют золотой цвет.
  • Буддистские монахи носят желтые одеяния как символ смирения и отчужденности от мира.
  • В Сирии желтый цвет — это цвет траура, а в Швеции — это традиционный цвет парадных мундиров армии.
  • В европейской геральдике золотой цвет символизировал величие, знатность, богатство, благородство и постоянство.
  • Во времена правления русского царя Николая I проституток обязывали иметь желтый билет — документ, где описывались детали, касающиеся здоровья представительниц древнейшей профессии.
  • Символика желтого в языках мира имеет свои особенности: в английском желтый цвет — это цвет трусости, в арабском — цвет неискренности, во французском — цвет искусственной радости.
  • В Бразилии этот цвет — символ отчаяния.
  • Для русского человека желтый цвет — это знак разлуки и измены.

Желтой прессой называется низкопробная пресса, гонящаяся за сенсациями и сплетнями. Этот термин происходит от комикса «Желтый ребенок» (TheYellowKid), печатавшегося в 1894–1898 годах в газетах Нью-Йорк Уорлд (NewYorkWorld), издаваемой Джорджем Пулитцером и Нью-Йорк Джорнал Американ,  которые кроме печатания комикса, были известны тем, что сообщали об убийствах, несчастных случаях на пожарах и т. п. с целью развлечь своих читателей. Кроме того, они начали между собой полемику из-за авторства на комикс. Третья газета назвала их полемику желтой прессой, и выражение стало крылатым. По другой версии, название пошло от оттенка низкокачественной дешевой бумаги, на которой печатались низкопробные издания.

 

Желтый цвет и здоровье

Начать хочется с того, что дает нам матушка природа: с желтых фруктов и овощей, которые в больших количествах содержат полезные вещества фитофлавоноиды, каротин, витамины С и А. Данные вещества помогают укрепить иммунитет, предотвратить некоторые заболевания, а также полезны для кожи и зрения.

Сам по себе желтый цвет в нашем окружении тонизирует и бодрит, увеличивает мышечную активность, стимулирует деятельность ЦНС, а также он способен оказать помощь в борьбе с ревматизмом, заболеваниями пищеварительного тракта, печени и почек. Как утверждают психологи, применение желтого в цветотерапии может помочь в лечении бронхита, хронических запоров, анемии; успокить некоторые виды женских психоневрозов. Рекомендуется использовать данный цвет для повышения уровня энергии и работоспособности организма, на психические состояния человека, он может поднять настроение, придать уверенность и заставить радоваться жизни. Этот цвет излучает радость и тепло, может улучшать мыслительную деятельность. Экстраверты нередко предпочитают желтый, а также этот цвет считается цветом сангвиников. Предпочтение человеком данного цвета  может говорить о низких показателях тревожности и ипохондрии. Но следует отметить, что люди с некоторыми психическими заболеваниями также нередко предпочитают этот цвет.

Неприятие желтого и других основных цветов свидетельствует о внутриличностном неблагополучии, тревожности и невротизации. Отвержение желтого цвета, как и красного, может наблюдаться при суицидальных тенденциях или при сердечно-сосудистых заболеваниях, алкоголизме.

 

Желтый цвет в интерьере и предметах офиса

Желтый цвет ассоциируется у человека с дневным светом яркого, приятного летнего дня. Поэтому его применение в интерьере офиса весьма оправдано, если вы хотите создать ощущение теплоты, света и приятного настроения сотрудников. Однако ключевыми в использовании данного цвета в интерьере являются две составляющие: дозирование цвета и умелое использование его оттенков в сочетании с другими цветами.

Начнем от обратного — с небольших деталей интерьера, способных передать настроение и атмосферу современного офиса.

Картины и другие визуалы. Хорошо впишутся в пространство офиса иллюстрации картин Василия Кандинского, активно и умело использовавшего желтый цвет в своих произведениях. Примером тому могут служить его картины «Светлая картина» (1913), «Желто-красно-голубое»  (1925), «Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин» (1919) и другие. Также часто используется желтый цвет в натюрмортах, изображениях цветов, городских пейзажах средиземноморских стран и морских пейзажах. Не рекомендуется вешать в офисе иллюстрации бесплодной пустыни, осеннего пейзажа, отцветающих цветов как и цветов в нераспустившихся бутонах. Такие визуалы могут натолкнуть посетителя офиса на мысль о стареющем, увядающем бизнесе или неопытности работников.

Желтые карандаши в офисе создают определенные цветовые пятна и отвлекают внимание, расслабляя в течение рабочего дня, добавляют позитива в жизнь.

Графитовые карандаши красят в желтый цвет. Этот обычай связан с тем, что лучший графит издавна был в Китае (по другой версии, из-за того что чешская фабрика Кохинор, начавшая массовое производство карандашей, использовала для их покраски цвета имперского флага Австрии — черный и золотисто-желтый).

Желтые цветы в офисе создадут неверное двусмысленное из восприятие. Подсознательно человек нашей ментальности воспринимает желтые цветы как знак разлуки, подавленности, разрыва отношений.

Теперь более глобально.

  • Использование желтой мебели ненасыщенных оттенков помогает увеличить пространство офиса.
  • Хороши большие по площади цветовые акценты желтым в прохладных комнатах, выходящих окнами на север: здесь будут актуальны плотный канареечный оттенок, цвет яичного желтка и желтый кадмий, не стоит в таких помещениях использовать бледные оттенки, это создаст ощущение общей бесцветности.
  • Хорошо смотрятся в подобных помещения акценты желтого на фоне общего сине-серого или серо-коричневого плотных цветов.
  • При всей своей напористости, желтый цвет в интерьере обладает мягкой женственной энергетикой, поэтому хорошо смотрится в обтекаемых, плавных формах.
  • Сочетание красного с желтым — это явная провокация и, безусловно, не подходит для интерьера офиса, если только речь не идет об ультрамодной рекламной кампании или офисе молодежной орагнизации, подающих себя с определенным вызовом. Однако приглушенные тона обоих цветов вполне впишутся штрихами в интерьер с цельбю создания определенного настроения позитива. Главное — не переборщить.
  • Элегантно и респектабельно смотрится сочетание в медовых тонах, где желтый сливается с оранжевым, абрикосовым и золотистым.

Не красьте стены при входе в офис, а также фасад здания перед ним в желтый цвет, это может отпугнуть от компании клиентов. Все дело в том, что ранее психиатрические больницы называли «желтым домом» благодаря тому, что стены внутри помещения окрашивались в желтый цвет, что хорошо влияло на душевное состояние пациентов. Безусловно, дело было весьма давно, но подсознательные ассоциации могли сохраниться.

 

Желтый цвет в одежде

Желтый цвет относится к теплой гамме, а его оттенки всегда несут позитив, уют и ощущение тепла. Отлично сочетается с зеленым, коричневым, оранжевым и красным.

Люди, предпочитающие желтый цвет в одежде, энергичны, авантюрны, активны, стремятся обрести внутреннюю гармонию и умеют скрываться от неудач и неприятностей. Медовые оттенки одежды скажут о том, что ее хозяин нуждается в ощущении счастья, нахоидтся вего поиске. Лимонный предпочитают люди проницательные, с нестандертным мышлением. Красно-желтый выдаст стихийность и импульсивность хозяина, но всместе с тем и его внутренюю позитивную энергетику.

Желтые вещи, либо поверхности, воспринимаются (визуально), как легкие. Любая вещь желтого цвета выглядит сухой, невесомой и теплой. Если вы в одежде желтого цвета, приготовьтесь к повышенному вниманию! Наряду со своими «энергетическими» свойствами, желтый цвет помогает собраться с силами и мобилизоваться в трудной ситуации. Одежда желтого цвета помогает концентрироваться и избегать умственного перенапряжения. Но не стоит забывать, что обилие желтого утомляет. Если Вы не готовы привлекать к себе излишнее внимание, можно ограничиться аксессуарами или деталями в одежде желтого цвета. Активность желтого цвета можно приглушить, если сочетать его  с более спокойными цветами в одежде: серым, белым, голубым, бирюзовым.

Выражение «желтая майка лидера», обозначает человека, опережающего в чем-либо всех остальных. Желтая майка была впервые введена на велогонке Tour de France 1903 года. Желтый цвет майки связан с газетой L’Auto, которая спонсировала Тур и печаталась на желтой бумаге. Сейчас желтая майка используется во многих других велогонках, в лыжном спорте и биатлоне.

 

Желтый цвет в логотипах и айдентике компаний

Для разработки логотипов чисто желтый цвет практически не используется, так как он не образует необходимого контраста с белой бумагой, плохо различим на полиграфичесой продукции (но активно используется в оформлении товаров, если нужно создать ощущение тепла и уюта, нежности и дружелюбия). Однако в сочетании с другими, более темными цветами (например синим, черным или зеленым) желтый цвет используется довольно часто.

 В настоящее время во всем мире признаны смайлы желтого цвета.

Желтый свет имеет минимальное рассеивание в атмосфере, поэтому используется как сигнальный, предупреждающий цвет. Часто идет в сочетании с черным для повышения контрастности, самое яркое и агрессивное цветовое сочетание. Подтверждений использования подобного цветового сочетания  достаточно много: на дорогах или на стройке, при спешке: такси, ограждающие ленты, рабочая техника, навигационные указатели, предостерегающие знаки и т.д.

Золотистый желтый (сочетание желтого с маджентой) используется для подчеркивания золотого эфекта в логотипах и элементах сайта. Холодный и свежий оттенок лайма (сочетание желтого с синим)  можно встретить  в рекламе и брендинге. Желтый цвет активно используется в рекламе, поскольку человеческий глаз замечает его первым и он дольше других цветов остается в памяти.

Яркость и глубина контрастных желтого и синего цветов часто используется для товаров массового потребления, а также часто встречается в спортивных товарах.

Красный усиливает такие качества желтого, как позитив и теплота, получается очень дружелюбная смесь. Это сочетание часто используют для создания ассоциаций с доступностью и простотой, например в индустрии фастфуда. Часто встречается среди брендов развлекательного характера: Chupa-Chups, M&M`s (Красный и Желтый), герои Disney, клоун Рональд Макдональд и т.д.

Итак, желтый используется, если нужно подчеркнуть:

  • простоту, доступность, скидки. (автомобили Renault и Opel, медель ИКЕА, ручки BIC);
  • энергичность, бодрость, скорость (Western Union, Lipton);
  • выделение, информативность (справочник Yellow Pages, Taxi, Nikon);
  • дружелюбие, общение (Raiffeisen BANK, Билайн);
  • необходимость подчеркнуть свое отличие, непокорность, несогласие (Lamborghini).

Широко используется желтый цвет в транспортной отрасли, он стал традиционным для различного рода специальной техники и обслуживающих служб: Karcher, Dyson, инструментов Stanley. Большое распространение получили оттенки желтого и в области энергетики и пищевой промышленности.

Нельзя не отметить и тот факт, что определенные цветовые сочетания, включающие желтый цвет, харакретны для ассоциации с определенной страной. Например, стойкое сочетание красного с желтым, ассоциирующееся с Испанией. Желто-зеленое сочетание характерно для Бразилии и Литвы. Желтый в сочетании с голубым для многих будет прочно ассоциироваться с Украиной. Желтый — важный государственный цвет для Вьетнама, Румынии и Молдавии, Македонии, многих южноамериканских и африканских стран. Несмотря на отсутствие желтого на флаге Таиланда, он является цветом Его Величества, и это второй по значимости цвет для страны. Cамые известные шведские бренды IKEA и METRO в своих логотипах используют сочетание синего и желтого, идентичного флагу страны. Любим желтый цвет и немцами, имеющими красно-желто-черный национальный флаг. Этот цвет лежит в основе стиля не только уже упоминавшихся немецких брендов Karcher и Opel, но и национальной немецкой почты Deutsche Post, берлинской транспортной компании BVG, а также Commerzbank — второго по величине банка Германии. Клеи UHU, энергетическая компания Yellow Strom, производитель электрических соединителей Harting, немецкие авиакомпании Condor и Lufthansa также используют желтый.

Важно понимать, что использование подобных знаний может способствовать налаживанию сотрудничества и глубокому пониманию в сфере рабочих интересов.