Гештальт цвета. Синий

Автор: Татьяна ФЕЩЕНКО.

Синий цвет является одним из приятных каждому холодных природных цветов воды и неба. Он является символом доброты, духовности, поиска истины, верности и постоянства.  Еще Гёте в своем трактате о цветах сказал: «Насколько охотно мы следуем за удаляющимся предметом, настолько же охотно мы смотрим на синий цвет, и не потому, что он на нас наступает, а потому, что он влечет нас за собой».  Как мы реагируем на  синий цвет и его оттенки, — об этом сегодняшний наш разговор.

 

«Синий — чрезвычайно мягкий и охлаждающий контраст всему беспокоящему, яркому, давящему, утомляющему; это картина мирной нежности и услаждающей свежести; это сама хрупкость по сравнению со всей материальной громоздкостью и тяжестью».

К. Кэстлин «Эстетика»

Синий цвет и его оттенки

Одной из особенностей синего цвета является его огромное количество оттенков как в более теплой, так и в более холодной цветовой гамме.  Голубой, сапфировый, ультрамариновый, лазурный, индиго, лавандовый, сизый, циан, аквамарин, бирюзовый, васильковый — это далеко не весь перечень возможных оттенков. И за каждым из них стоит немного своя история восприятия. Но все эти цвета ложатся в основу самых известных брендов как в мире моды, так и в мире дизайна. Синий цвет, повышая восприимчивость, является предпосылкой способности проникновения, эстетических переживаний и глубокомысленных размышлений, поиска глубины во всем, познания основ. То, какую информацию несут оттенки синего цвета, является важной составляющей сегодняшнего дня, а корни гештальта данного цвета уходят в далекое прошлое.

 

Несколько фактов из истории

Изучая историю цвета, в своей книге «Синий. История цвета» Мишель Пастуро[1]   говорит о том, что данный цвет не был знаком человеку в древние времена. Не глядя на то, что цвет часто встречался в природе, человек не мог дать ему определения и не знал, как получить краску подобного оттенка, поскольку наскальная живопись никогда не содержала в себе синий цвет. «Возможно, именно по этой причине в западной культурной традиции синий так долго оставался на втором плане, практически не играл никакой роли ни в общественной жизни, ни в религиозных обрядах, ни в художественном творчестве. По сравнению с красным, белым и черным, тремя «основными» цветами всех древних социумов, символика синего была слишком бедна, чтобы содержать в себе важный смысл или служить для передачи каких-либо важных понятий, вызывать глубокие чувства или производить сильное впечатление», — пишет Пастуро.

Только начиная с XII века синий цвет становится в западно-европейской культуре цветом значимым и несущим определенный смысл. Он становится модным аристократическим цветом, активно используемым как в одежде, так и в живописи. Так, например, с этого времени  в голубом одеянии часто стали изображать православную Деву Марию.

В геральдике синий цвет был провозглашен французским королем Людовиком VI: гербом стал  «лазурный щит, усыпанный золотыми лилиями». С этого момента многие знатные европейские фамилии стали использовать элементы синего цвета в своих гербах и одеждах. А с начала XIII века, когда произошел явный прогресс в технике окраски тканей, стали появляться ткани светлых и ярких оттенков синего. «Иконографический цвет Девы Марии, эмблематический и символический цвет королевской власти и просто модный цвет, синий все чаще ассоциируется в литературных текстах с такими понятиями, как радость, любовь, верность, покой и утешение».*

Расцвет славы синего произошел в XVIII веке,  когда стало возможным массовое использование натурального красителя «индиго»,  совпавшее по времени с открытием искусственного красителя «берлинская лазурь». Синий стал не просто любимым цветом, но и символом прогресса, просвещения, заветных чаяний и желанных свобод человечества. Сегодня синий весьма любим различными слоями населения, это цвет дорогих вечерних платьев, военной формы, джинсов…

 

Ассоциации, связанные с оттенками синего цвета

Прежде чем использовать оттенки синего в интерьере, одежде, атрибутах офиса и айдентике компании необходимо знать, как реагируют на него различные слои населения. Например, голубой цвет для китайцев — один из траурных цветов; в Индии — символ правдивости; в Бразилии — символ печали.

Положительные ассоциации с синим цветом:

  • синий — это божественное, возвышенное. В античной иконографии нимб богов окрашен в голубой цвет;
  • голубой — это воздушность, легкость. В алхимии голубой цвет символизировал природную пару воздух — сухость;
  • выражение «голубая мечта» исходит корнями из масонства, где этот божественный цвет олицетворял духовное совершенствование и возвышенные идеалы;
  • выражение «голубая кровь» связано с тем, что в истории Европы голубой цвет ассоциировался с высоким происхождением, аристократизмом и благородством дворян;
  • в российской армии самые престижные, воздушно-десантные, войска именуются «голубыми беретами». Ярким примером служат и «голубые каски» — миротворческие войска ООН, формирующиеся из отборных подразделений европейских армий. Фундаментом такого восприятия цвета стало использование в Европе в XVII веке названия «голубая дивизия» для обозначения самых привилегированных войск;
  • синий цвет часто присутствует во флагах государств, обозначая единство, свободу, принадлежность к объединяющему великому целому;

Отрицательные же параллели с данным цветом имеют основой следующие факты:

  1. Синий цвет на Руси наделяли магическими свойствами. Имея основой цвет воды, где, по мнению древних, жили злобные, чуждые человеку силы, синий стал ассоциироваться со смертью, потусторонними силами, стал определением чего-то неизведанного, запредельного.
  2. Синец — так обозначался черт в русских старинных поверьях. Считалось, что и человек, имеющий синие глаза обладает магической силой: у одних народов эта сила зла, а у других — сила целительства.

 

Синий цвет и здоровье

Синий цвет незаменим для людей с повышенной эмоциональностью, поскольку помогает расслабиться, стабилизировать эмоциональный фон, успокоиться, сохранить душевное равновесие, также он лечит расшатанную нервную систему. Окружить себя предметами синего цвета рекомендуется и людям, имеющим проблемы с высоким давлением, желудком, кишечником и нарушениями сердечного ритма. Известно, что синий цвет на рабочем (учебном) месте способствует усилению внимание и борется с рассеянностью.

Оттенок индиго усиливает чувство покоя. Снижая пульс и кровяное давление, он способствует настройке организма на отдых. Известно и то, что при визуализации чего-то синего в момент острой боли, дискомфортные ощущения притупляются и боль переносится легче.

Темно-синий цвет рассеивает внимание.

Голубой цвет снимает стресс, гасит эмоции, страсти и даже способствует быстрому заживлению ран и нагноений, снимает головную боль, снижает аппетит, обладает антисептическим, жаропонижающим и сосудосуживающим цветом. Он благотворно влияет на щитовидную железу, уши, горло, связки и дыхательную систему. Применяется в момент успокоения гиперактивных детей. Избыток голубого цвета может стать причиной апатии, вялости, лени, страха.

Светло-бирюзовый давно стал символом стерильности, гигиеничности, идеальной чистоты. А вот темно-бирюзовый оттенок помогает справиться с волнением, стрессом при общении с другими людьми.

 Символически синий цвет соответствует спокойной воде, флегматичному темпераменту, женскому началу, левой стороне, горизонтальному направлению.

 

Синий цвет в интерьере офиса

Существует два правила применения синего цвета в интерьере в качестве основного:

  • синими могут быть большие светлые помещения, выходящие окнами на юг, но следует избегать синего в холодных северных помещениях;
  • синий не должен быть избыточным, иначе он начинает подавлять остальные света и ведет к затяжной меланхолии.

Синие интерьеры любят стремительные, уверенные в себе мужчины, женщины предпочитают более голубые мягкие оттенки.

Нужно сказать, что синий цвет для офиса очень хорош. Он настраивает на размышления,  сосредотачивает, помогает целостному восприятию информационного потока на протяжении всего рабочего дня. Неся в себе охлаждающий эффект, синий летом будет создавать ощущение покоя и гармонии. Синий цвет — это строгость и свежесть. А с добавлением белого (традиционное для офисов сочетание), оттенки синего приобретают дополнительную легкость, современность и стиль.  

Удачным будет сочетание в интерьере помещения и синего с желтым. Особенно, если это офис студии дизайнера или молодежного объединения творчески мыслящих людей. Синий становится живее, а желтый дает определенную глубину. Красиво выглядят и ставшие в последние годы классическими, сочетания синего с контрастным ему оранжевым, и синего с серым. Нужно также отметить, что синий цвет хорошо сочетается со всеми породами дерева.

 

Синий цвет в одежде

Заканчивается 2013 год, время, когда оттенки синего стали одними из самых модных. Бездонный синий со всем своим многообразием оттенков стал неотъемлемым атрибутом строгой деловой леди. Синие офисные костюмы сотни красивейших оттенков, синий в вечерних нарядах, синий в украшениях и аксессуарах.

Синий цвет гармонично сочетается с оттенками белого, желтого, зеленого, розового, красного, черного.

Синий цвет подходит всем без исключения, важно найти те оттенки  в элементах одежды, в которых будет стойко присутствовать ощущение покоя, гармонии и уверенности в себе.

 

Синий цвет в логотипах и айдентике компаний

Психологи утверждают, что синий цвет для своих логотипов выбирают компании, в которых все гладко. Синий цвет символизирует связь бренда с потребителем. Это цвет чистоты и легкости, он говорит об интеллектуальности и надежности. Его используют практически все — от государственных структур и медицины, до IT-компаний и заводов. Авторитет, спокойствие, уверенность, лояльность, признанность, честь, доверие и даже силу несет собой использование синего цвета. Однако, став мегапопулярным, данный цвет утратил свою индивидуальность. Поэтому если выбор цвета для логотипа компании пал на синий, то нужно придать индивидуальности логотипу с помощью использования оригинальных шрифтов, размера букв в написании компании, добавить изюминку, по которой можно будет сходу понять, что речь идет только о вашей конкретной компании.

Nokia, Facebook, Pepsi, Fiat, Ikea, Intel, Газпром — это только начало перечня огромного количества компаний, сделавших ставку на синий цвет в логотипах.

Если говорить о web-пространстве, то  светлые оттенки используются в основном на сайтах про здоровье, путешествия и отдых, а темные оттенки чаще можно встретить в таких сферах, как политика, юриспруденция, спорт. Он вызывает состояние отдыха, выбрасывая определенные химические вещества, которые способствуют успокоению человеческих чувств. Мощность и безопасность подчеркнут темно-синие оттенки в дизайне сайта; исцеление, понимание и мягкость подчеркнет голубой оттенок. О свежей энергии  движения скажет пастельный синий,  а сочетание голубого с зеленым направит  пользователя внутрь себя самого.

Выбирая оттенок синего для использования в логотипе, атрибутике и сайте компании, важно детально изучить влияние конкретного вида синего на восприятие той группой населения, которая является вашей целевой аудиторией.



[1] Пастуро, М. Синий. История цвета / М. Пастуро. — Журнальный зал Русского Журнала: Иностранная литература, 2010. — http://lib.rus.ec/b/216628/