Изменен порядок формирования и применения планово-расчетных цен на жилищно-коммунальные услуги
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2015 № 495 (далее – постановление № 495) внесены изменения и дополнения в Положение о порядке формирования и применения планово-расчетных цен на жилищно-коммунальные услуги, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.01.2006 № 54 (далее – Положение). Документ принят в целях упрощения процедуры согласования, утверждения и пересмотра планово-расчетных цен на ЖКУ.
Напомним, что Положением устанавливается порядок формирования и применения планово-расчетных цен на оказываемые населению организациями жилищно-коммунального хозяйства системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства услуги по техническому обслуживанию жилищного фонда, холодному и горячему водоснабжению, теплоснабжению, водоотведению (канализации), пользованию лифтом, вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов с учетом отраслевых особенностей их формирования, а также порядок определения экономии средств, полученной организациями ЖКХ при осуществлении финансирования по планово-расчетным ценам, и направления расходования этих средств.
Значительные изменения претерпел пункт 3 Положения, который давал определение только одному термину – планово-расчетная цена. Теперь этим пунктом определено, что для целей Положения применяются следующие термины и их определения:
- накладные расходы – это затраты, не вошедшие в состав прямых затрат, а также общепроизводственные затраты и управленческие расходы, определенные в соответствии с нормативными правовыми актами;
- планово-расчетная цена – денежная оценка стоимости единицы жилищно- коммунальной услуги, обеспечивающая возмещение плановых затрат на единицу услуги, налоговых и неналоговых платежей, предусмотренных законодательством, и суммы средств, необходимых для расширенного воспроизводства организаций жилищно- коммунального хозяйства;
- технологическая карта на техническое обслуживание инженерных систем и конструктивных элементов жилого дома – текстовый и графический документ, который определяет технологический процесс выполнения работ по техническому обслуживанию инженерных систем и конструктивных элементов жилого дома, в том числе определенной типовой серии.
Согласно обновленной редакции пункта 4 Положения планово-расчетная цена на единицу жилищно-коммунальной услуги включает:
- плановые затраты на единицу услуги;
- плановые накопления на единицу услуги, необходимые для формирования сумм на финансирование капитальных вложений в имущество, находящееся у организаций на праве хозяйственного ведения, на приобретение и (или) создание имущества, погашение кредитов банков и иных затрат, необходимых для расширенного воспроизводства, а также выплат социального характера, предусмотренных коллективным договором, и определяемые на основании установленных предельных норм плановых накоплений.
Определено также, что плановые затраты на оказание жилищно-коммунальных услуг определяются в следующем порядке:
- на топливо и электрическую энергию, используемые для технологических целей при оказании жилищно-коммунальных услуг, – на основании текущих, а при их отсутствии – прогрессивных норм расхода топливно-энергетических ресурсов, утверждаемых облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Государственным комитетом по стандартизации и Министерством жилищно-коммунального хозяйства;
- на оплату труда производственных рабочих – на основании нормативов их численности, рекомендованных Министерством жилищно-коммунального хозяйства;
- на отчисления на социальные нужды – на основании размеров обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование, уплачиваемых в соответствии с законодательством в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- на амортизацию основных средств и нематериальных активов – в порядке, определяемом Министерством жилищно-коммунального хозяйства по согласованию с Министерством экономики, Министерством финансов и Министерством архитектуры и строительства;
- на материалы, используемые для технологических целей при оказании жилищно-коммунальных услуг, – на основании норм расхода сырья и материалов, рекомендованных Министерством жилищно-коммунального хозяйства;
- на налоги, сборы и другие обязательные отчисления – в соответствии с законодательством;
- на накладные расходы – на основании норм накладных расходов, определяемых Министерством жилищно-коммунального хозяйства.
Плановые затраты на работы по техническому обслуживанию инженерных систем и конструктивных элементов жилого дома, выполняемые рабочими по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений, определяются в соответствии с технологическими картами на техническое обслуживание инженерных систем и конструктивных элементов жилого дома, утверждаемыми в порядке, установленном Министерством жилищно-коммунального хозяйства. Технологические потери тепловой энергии и воды планируются организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, в пределах установленных нормативов технологических потерь этих ресурсов, утвержденных в установленном порядке, но не выше прогнозных показателей, доводимых Министерством жилищно-коммунального хозяйства.
Пунктом 6 Положения было определено, что определение размера субсидий, выделяемых из бюджета и включаемых в планово-расчетную цену на единицу жилищно-коммунальной услуги, осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством финансов, Министерством жилищно-коммунального хозяйства и Министерством экономики. Теперь же установлено, что определение размера субсидий, выделяемых из бюджета на возмещение части расходов по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению по планово-расчетным ценам, осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством финансов, Министерством жилищно-коммунального хозяйства и Министерством экономики.
Согласно новой редакции пункта 7 Положения предельные нормы плановых накоплений, включаемых в планово-расчетную цену на единицу жилищно-коммунальной услуги в размерах не более 10 процентов от плановых затрат на единицу услуги, определяются облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства.
Претерпел некоторые изменения и пункт 13 Положения, теперь им установлено, что пересмотр и согласование планово-расчетных цен на жилищно-коммунальные услуги в сроки, не предусмотренные Положением, допускаются в исключительных случаях, в том числе:
- при изменении цен (тарифов) на основные составляющие затрат на единицу жилищно-коммунальных услуг сверх параметров, предусмотренных прогнозными показателями;
- при внесении в законодательство Республики Беларусь изменений, оказывающих влияние на порядок формирования затрат;
- при принятии местными Советами депутатов решения об увеличении плановой суммы затрат на финансирование расходов по оказанию жилищно-коммунальных услуг, связанных с устранением аварий и других мероприятий, не предусмотренных при утверждении планово-расчетных цен;
- при изменении объемов оказания услуг по теплоснабжению для нужд отопления и горячего водоснабжения в размерах более 5 процентов от годовых плановых объемов.
Пересмотр и согласование планово-расчетных цен на жилищно-коммунальные услуги осуществляются в соответствии с порядком их согласования и утверждения, установленным Положением.
Постановлением № 495 предписывается республиканским органам государственного управления, облисполкомам, Минскому горисполкому в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с этим постановлением и принять иные меры по его реализации.
Постановление № 495 вступает в силу с 20 июня 2015 г.