Текущий ремонт жилищного фонда: определен новый порядок

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист.

Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 30.03.2016 № 5 (далее — Постановление № 5) утверждена Инструкция о порядке планирования, проведения и финансирования текущего ремонта жилищного фонда (далее — Инструкция). Действие этого документа не распространяется на общежития и одноквартирные жилые дома частного жилфонда.

Как известно, ранее данные вопросы регулировались постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 04.06.2014 № 12 «Об установлении перечней видов работ по текущему ремонту жилищного фонда и порядке возмещения фактических затрат на текущий ремонт жилищного фонда» (далее — Постановление № 12). Постановлением № 5 этот нормативный акт признан утратившим силу.

Пока остается неопределенной судьба приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 04.02.2015 № 5 «О некоторых вопросах проведения текущего ремонта жилищного фонда», которым утверждены Методические рекомендации об организации проведения работ по текущему ремонту жилищного фонда, источниками финансирования которых являются средства от внесения собственниками, нанимателями жилых помещений и членами организаций застройщиков платы за текущий ремонт (далее — Методические рекомендации). Скорее всего, он тоже в скором времени будет либо отменен, либо существенно подкорректирован, поскольку базировался на нормах Постановления № 12.

 

Кто есть кто?

В Инструкции определено, что для ее целей используются термины в значениях, определенных Жилищным кодексом Республики Беларусь (далее — ЖК). Напомним, что согласно п. 54 ст. 1 ЖК текущий ремонт — это жилищно-коммунальная услуга по предотвращению интенсивного износа, восстановлению исправности и устранению повреждений конструктивных элементов, инженерных систем.

Статьей 30 ЖК и Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» текущий ремонт отнесен к основным жилищно-коммунальным услугам, то есть к тем услугам, которые обслуживающая организация обязана оказывать и от которых потребитель не может отказаться. Отказ от заключения договора на оказание основных жилищно-коммунальных услуг не освобождает собственников жилых и (или) нежилых помещений, в том числе собственников блокированных и одноквартирных жилых домов, нанимателей и арендаторов жилых помещений, членов организации застройщиков, дольщиков, заключивших договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, от внесения платы за фактически оказанные основные жилищно-коммунальные услуги (п. 5 ст. 29 ЖК).

В то же время Инструкция дает определения главных действующих лиц текущего ремонта, это:

  • заказчик — уполномоченное лицо по управлению общим имуществом, товарищество собственников, организация застройщиков;
  • исполнитель — юридическое лицо, его филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица, или индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителям жилищно-коммунальную услугу на основании договора, заключенного с заказчиком либо потребителями;
  • потребитель — физическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее жилищно-коммунальные услуги или пользующееся жилищно-коммунальными услугами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Отметим, что определение последнего термина как-то не очень согласуется с п. 5 ст. 29 ЖК, однако если учесть, что наш ЖК уже мало что регулирует в области жилищных отношений, стремительно превращаясь в никому не нужный нормативный акт, то на это можно не обращать особого внимания.

В Инструкции отмечается, кстати, что в случае самостоятельной эксплуатации жилищного фонда заказчиком заказчик одновременно является исполнителем.

То есть, к примеру, если товарищество собственников управляет домом и оно же своими силами производит текущий ремонт, то оно в одном лице будет и заказчиком, и исполнителем. Однако, как следует из приведенного выше определения исполнителя, к таким работам на договорных отношениях может быть привлечено любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

 

Кто за что?

Ранее Постановлением № 12 были установлены перечень видов работ по текущему ремонту жилищного фонда, источниками финансирования которых являются средства местных бюджетов, а также иные источники финансирования, не запрещенные законодательством, и перечень видов работ по текущему ремонту жилищного фонда, источниками финансирования которых являются средства от внесения собственниками, нанимателями жилых помещений и членами организаций застройщиков платы за текущий ремонт.

Аналогичный подход сохранен и в Инструкции, согласно п. 3 которой:

  • перечень видов работ по текущему ремонту жилищного фонда, источниками финансирования которых являются средства местных бюджетов, а также иные источники финансирования, не запрещенные законодательством, определяется согласно Приложению 1 к Инструкции;
  • перечень видов работ по текущему ремонту жилищного фонда, источниками финансирования которых являются средства от внесения собственниками, нанимателями жилых помещений и членами организаций застройщиков платы за текущий ремонт, определяется согласно Приложению 2 к Инструкции.

Нужно отметить, что последний перечень не претерпел значительных изменений (добавилась только 1 позиция), в него входят такие работы, как:

  • расшивка швов, заделка выбоин, трещин, отдельных участков стен подъездов;
  • восстановление штукатурки и облицовки стен подъездов и потолков (в том числе подвесных) подъездов;
  • выравнивание стен и потолков подъездов;
  • восстановление и укрепление лепных декоративных деталей подъездов;
  • заделка выбоин, трещин в цементных, бетонных полах подъездов;
  • работы по ремонту, замене покрытий полов подъездов без изменения конструкции;
  • работы по ремонту, замене отдельных элементов мусоропроводов, установка приспособлений для прочистки стволов мусоропроводов;
  • малярные работы (в том числе окраска стен, потолков, оконных и дверных заполнений, трубопроводов, отопительных приборов, элементов мусоропроводов, почтовых ящиков, пергол, решеток, перил, поручней) в подъездах;
  • ремонт печей, дымоходов;
  • окраска дверей шахты и кабины лифта, купе кабины лифта.

При этом по ряду перечисленных выше работ имеется примечание: за исключением вспомогательных помещений, предназначенных для размещения и обслуживания инженерного оборудования и инженерных сетей жилого дома.

Все остальные работы по текущему ремонту отнесены в первый перечень работ (источниками финансирования которых являются средства местных бюджетов), и следует отметить, что этот перечень в Постановлении № 5 значительно детализирован.

 

Что и как?

Относительно порядка проведения текущего ремонта Инструкция также содержит ряд особенностей. В частности, определено, что при ремонте отдельных участков конструктивных элементов жилого дома материал отделки и цветовое решение должны быть аналогичными существующим материалам и цветовому решению.

Согласно п. 5 Инструкции текущий ремонт жилищного фонда осуществляется в плановом и внеплановом порядке. Плановый текущий ремонт жилищного фонда осуществляется в соответствии с годовыми планами текущего ремонта жилищного фонда (далее — годовой план) с учетом:

  • технического и эстетического состояния конструктивных элементов и инженерных систем жилого дома;
  • периодичности проведения работ по текущему ремонту.

Периодичность проведения текущего ремонта жилищного фонда определяется с учетом минимальной продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов и инженерных систем жилого дома с момента ввода их в эксплуатацию после нового строительства, а также с момента последнего ремонта.

Внеплановый текущий ремонт жилищного фонда осуществляется:

  • при установлении неудовлетворительного технического и эстетического состояния конструктивных элементов и инженерных систем жилого дома, в том числе в результате актов вандального характера;
  • по решению потребителей о необходимости проведения текущего ремонта, принятому в соответствии с законодательством.

То есть, по большому счету, жильцы подъезда по собственному решению могут проводить внеплановый текущий ремонт хоть каждый год.

Пунктом 6 Инструкции установлено, что критерием определения необходимости выполнения текущего ремонта жилищного фонда, обусловленного неудовлетворительным техническим и эстетическим состоянием конструктивных элементов и инженерных систем жилого дома, является несоответствие конструктивных элементов и инженерных систем жилого дома требованиям технических нормативных правовых актов, предъявляемым к их техническому состоянию. Необходимость выполнения текущего ремонта подъезда (этажа, секции) определяется в соответствии с приведенным выше требованием и наличием дефектов отделочного покрытия конструктивных элементов (сколы, выбоины, трещины, отслоения окрасочного и облицовочного покрытий, штукатурного слоя, наличие надписей и (или) изображений непристойного характера и т.д.) и элементов инженерных систем. Виды ремонтных работ и их объем определяются в соответствии с дефектным актом, составляемым по результатам осмотра жилого дома.

Определено, что годовой план формируется заказчиком по результатам плановых осенних осмотров жилищного фонда, проводимых в соответствии с законодательством, а также на основании заявок, претензий потребителей и иных документов.

Этот документ на очередной год составляется и утверждается заказчиком по форме согласно Приложению 3 к Инструкции. Определено, что годовой план составляется в месячный срок после проведения плановых осенних осмотров жилищного фонда и включает список жилых домов, разделенный в зависимости от источников финансирования, с указанием видов ремонтных работ, их объема, ориентировочной стоимости и сроков проведения. До 1 января текущего года годовой план доводится до сведения потребителей путем размещения на сайте заказчика в глобальной компьютерной сети Интернет либо другим способом в доступном для потребителей месте.

Инструкцией предусмотрено, что годовой план может уточняться по результатам планового весеннего и иных осмотров жилищного фонда, в случае появления дополнительных работ и с учетом поступления заявок, претензий потребителей по вопросам текущего ремонта жилищного фонда. Уточненный годовой план утверждается заказчиком и доводится до сведения потребителей в течение месяца после его корректировки в том же порядке.

 

Что по чем?

Установлено, что для определения сметной стоимости текущего ремонта составляется локальная смета (локальный сметный расчет) в соответствии с Инструкцией о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51, в текущих ценах.

Как уже отмечалось выше, источниками финансирования текущего ремонта жилищного фонда являются средства местных бюджетов и средства потребителей, а также иные источники финансирования, не запрещенные законодательством. Согласно Инструкции порядок финансирования текущего ремонта жилищного фонда, финансируемого за счет средств потребителей, определяется законодательством и договором на оказание услуг по текущему ремонту.

При планировании финансирования текущего ремонта жилищного фонда за счет средств местных бюджетов расчет потребности в бюджетных средствах осуществляется заказчиком, расположенным на территории соответствующей административно-территориальной единицы, с учетом формируемого годового плана. Потребность в бюджетных средствах на очередной финансовый год представляется заказчиком в районные, городские исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах по месту нахождения эксплуатируемого жилищного фонда ежегодно до 1 апреля.

Определено, что рассмотрение представленных объемов ремонтных работ, включенных в годовой план, их подтверждение и формирование списка текущего ремонта жилищного фонда, сгруппированного по заказчикам, осуществляют отделы жилищно-коммунального хозяйства районных, городских исполнительных комитетов, отделы городского хозяйства (жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства) местных администраций районов в городах. Рассмотрение представленных расчетов на выделение бюджетных ассигнований осуществляют финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов. Запланированные бюджетные ассигнования выделяются на основании актов выполненных работ. Пунктом 21 Инструкции оговорено, что авансирование исполнителей по обязательствам текущего финансового года допускается в пределах бюджетных ассигнований текущего отчетного периода (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) в размере не более 25% от сметной стоимости работ.

В соответствии с п. 22 Инструкции работы по текущему ремонту по устранению дефектов и неисправностей в жилых помещениях, которые появились вследствие неисправностей конструктивных элементов, инженерных систем не по вине собственников жилых помещений частного жилищного фонда, нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда, членов организаций застройщиков, либо компенсация расходов указанных лиц на выполнение таких работ производятся за счет исполнителя. При отсутствии вины исполнителя понесенные им фактические затраты возмещаются за счет средств местных бюджетов, выделяемых на текущий ремонт жилищного фонда.

Документом также определено, что разработка технических заключений, проектной документации, необходимых для выполнения работ по текущему ремонту жилищного фонда, предусмотренных Приложением 1 к Инструкции, финансируется за счет средств местных бюджетов, выделяемых на текущий ремонт жилищного фонда, в объеме не более 10% от предусмотренного годового финансирования текущего ремонта жилищного фонда.

Постановление № 5 вступило в силу 8 мая 2016 г.