Куда уехал лифт или По ком звонит колокол ассоциации

Автор: Галина Кашевская, neg.by вкл. .

Организации, специализирующиеся на ремонте и обслуживании лифтов, объединились. Ассоциация, созданная в марте 2015 г. при БСПН им. Кунявского, ставит своей задачей совместное решение проблем, накопившихся в этой сфере деятельности. Впрочем, долги, дефицит ресурсов, нестыковка нормативных актов и недобросовестная конкуренция характерны для многих отраслей белорусской экономики. 

 

О том, почему это происходит и как избавиться от таких явлений, мы беседуем с председателем Ассоциации лифтовых организаций генеральным директором ЗАО «Гомельлифт» Валерием КОРНИЕНКО и генеральным директором ОАО «Лифтсервис» Сергеем НОВИКОВЫМ.

– Господа руководители, что заставило вас и ваших коллег создать Ассоциацию?

 В.К.: Основная цель – объединение усилий и координация деятельности в решении задач развития лифтовой отрасли страны и решение имеющихся в ней проблем. Кроме того, ставятся задачи укрепления и развития бизнеса, создания условий для добросовестной конкуренции компаний всех форм собственности, формирования горизонтальных производственных связей и кооперации лифтовых организаций; оказания всесторонней помощи при защите законных прав членов Ассоциации в органах государственной власти на разных уровнях. Мы намерены активно содействовать совершенствованию законодательства и развитию международного сотрудничества в лифтовой сфере и смежных отраслях.

Кое-что уже удалось сделать, над некоторыми вопросами идет работа, а по острым проблемам «бьем во все колокола».

– Что именно удалось решить и «по ком звонит колокол» Ассоциации?

– В.К.: За год мы успели разрешить ряд проблем, связанных с изменением законодательства, регулирующего порядок ввода объектов в эксплуатацию после монтажа. Ассоциация установила контакт с Немецким лифтовым союзом, познакомилась с производством лифтов и комплектующих на заводах Тиссен и Шафер.

Налаживается сотрудничество с государственными органами. Решаем вопросы модернизации лифтов, отработавших нормативный срок. Минстройархитектуры одобрило нашу инициативу по отмене строительного аттестата для ведения монтажных работ на лифтах. Члены Ассоциации участвуют в работе общественно-консультативных советов МЧС, в частности, по вопросам оценки нормативных актов, разрабатываемых в министерстве. Мы приглашаем на свои заседания представителей департаментов Госпромнадзора, Минстройархитектуры, Минжилкоммунхоза, чтобы найти приемлемые пути решения различных проблем. Сейчас планируем провести «круглый стол» с участием представителей органов госуправления, посвященный борьбе с недобросовестной конкуренцией и ценовым демпингом.

– Что вы имеете в виду под недобросовестной конкуренцией?

– В.К.: Основная конкуренция разворачивается при проведении тендеров на проекты по установке и замене лифтового оборудования. В них участвуют большие и малые организации, у которых есть лицензии и соответствующие аттестаты. В штате первых имеются специалисты по охране труда (производство по монтажу лифтов относится к объектам повышенной опасности), специалисты по контролю качества, рабочие всех монтажных специальностей. Они постоянно проходят повышение квалификации. В малых компаниях ничего подобного нет. Они могут иметь в штате необходимое количество специалистов для получения лицензии (по 3–4), а остальных работников набирают на стороне, по мере получения контрактов. В основном такие фирмы занимаются монтажными работами, которые приносят «быстрые» деньги.

Существенным преимуществом малых предприятий является возможность применять УСН, «оптимизировать» свои затраты, используя различные схемы, часто граничащие с нарушением законодательства. Как следствие они имеют гораздо более низкую налоговую нагрузку, а социальные расходы у них вообще не сопоставимы с большими предприятиями.

Все это позволяет малым предприятиям на тендерах снижать стоимость работ, предусмотренную проектно-сметной документацией, в 3–4 раза. Это не только очевидный демпинг. Вызывает сомнения способность при таких затратах соблюдать технологии монтажа, нормы безопасности производства работ на объекте, иметь квалифицированный персонал и обеспечивать его социальную защищенность. Были случаи, когда на объектах монтажа лифтов работали люди, не трудоустроенные в малых предприятиях – подрядчиках. Недобросовестное отношение к качеству монтажных работ подтверждается на практике. Ведь все недоработки «обнажаются» после сдачи оборудования в эксплуатацию, а лифторемонтным предприятиям приходится потом долго «латать дыры» после «вкусных» заказчику малостоящих проектов.

По мнению членов Ассоциации, «оптимизировать» затраты в 3–4 раза можно только нарушая технологию и условия лицензирования, охрану труда и действующее законодательство. Поэтому мы считаем такую конкуренцию недобросовестной и обеспокоены существующим порядком проведения тендеров. Здесь требуются ответы на ряд вопросов. Например:

– как законодательство позволяет снижать цену в несколько раз против сметной стоимости работ, связанных с безопасностью жизни людей?

– почему контролирующие органы спокойно смотрят на результаты таких тендеров (а такое происходит, практически, на всех торгах и во всех отраслях) и как контролируется выполнение работ организациями, многократно снизившими сметную стоимость проекта?

– зачем тогда нужны сметы, которые не служат ориентиром для заказчиков? Почему их не настораживает столь резкое занижение стоимости проекта? Или некоторым заказчикам изначально все равно: после сдачи объектов «хоть потоп»?

– Может быть, дело не только в демпинге, но и в завышенных расценках и трудоемкости? А некоторые крупные участники рынка, возможно, просто не желают видеть «малых» игроков?

– В.К.: Предприятия регулируют свои трудозатраты самостоятельно, как плановые по смете, так и фактические. Никто не заинтересован в их завышении: чем быстрее сдается один объект, тем быстрее начинается другой. Поэтому о сильном завышении нормативной трудоемкости согласно технологии работ говорить не стоит. Рынок открыт для всех предприятий – как больших, так и малых. Кстати, последние также есть среди членов Ассоциации. И они, независимо от размера, призывают всех участников рынка только к добросовестной конкуренции – к качественному выполнению своих работ при равном соблюдении условий лицензирования и требований налогового законодательства.

Сегодня демпинг – одна из главных проблем отрасли. Но есть и другая. С февраля этого года сложилась напряженная ситуация с финансированием технического обслуживания и текущего ремонта лифтов в домах ЖКХ и ЖСК. Практически лифторемонтные организации остаются без денег. Во многом это связано с тем, что в нормативных актах до сих пор не закреплены планово-расчетная цена (ПРЦ) на техническое обслуживание лифтов и нормативы субсидий по техобслуживанию лифтов из местных бюджетов, которые должны покрывать разницу между ПРЦ и оплатой жильцов по тарифам.

– Чем это грозит членам Ассоциации и гражданам, которые пользуются лифтами?

– С.Н.: Наша задача – обеспечить бесперебойную работу лифтов в жилых домах. Но в настоящее время услуги по обслуживанию и ремонту лифтов оплачиваются несвоевременно и не в полном объеме. Это привело к нехватке оборотных средств – есть и усиливается проблема с оборотными средствами из-за неполной оплаты наших услуг в жилых домах ЖКХ и ЖСК (ТС). В свою очередь, мы не можем своевременно закрывать свои долги перед поставщиками запчастей для ремонта лифтов.

До сих пор нет утвержденной в установленном порядке планово-расчетной цены (далее – ПРЦ) на лифторемонтные услуги. В феврале–марте т.г. изменились правила оплаты населением за техническое обслуживание лифтов. По постановлению Совмина от 12.02.2016 № 117 стоимость услуг должна была рассчитываться на 1 м2 жилой площади (840 Br). Но этот порядок Указом от 23.03.2016 № 107 был заменен расчетом на 1 проживающего (12 000 Br с субсидией 6911 Br), с предоставлением льгот детям и другим категориям граждан. Сравним цену двух билетов в день на метро (11 000 Br) и услуги лифта за месяц на одного проживающего (12 000 Br).

Несоответствие норм этих актов до сих пор не позволяет облисполкомам и Мингорисполкому зарегистрировать решения об установлении уровня ПРЦ на услуги по обслуживанию лифтов и выделении субсидий на покрытие разницы между ПРЦ и тарифом, утвержденным на 1 человека.

Правительство должно было до 1 мая обеспечить приведение в соответствие с Указом № 107 нормативных правовых актов и совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом принять меры по его реализации. Но почему-то это требование до конца не выполнено, вопрос финансирования не решается, и проблема наших оборотных средств обостряется с каждым днем.

Также до сих пор не выделены деньги на проведение текущих ремонтов лифтов. Эти работы согласно постановлению Минжилкоммунхоза от 23.03.2016 № 5 должны финансироваться из средств местных бюджетов, но наши организации ничего не получают. На техническое обслуживание жилищного фонда финансирование открыто, а на услуги по техобслуживанию и ремонту лифтов – нет. Чем это вызвано – непонятно, когда вспомнят про оплату за услуги лифторемонтных предприятий – неизвестно. Дебиторская задолженность у самых крупных из таких организаций в Минске и областях выросла в 2,5 раза: с 70 млрд. Br на начало 2015 г. до почти 170 млрд. на 1 апреля т.г. Некоторые жилищные организации не оплачивают эти услуги по 10 и более месяцев. В среднем по стране просроченная дебиторская задолженность составляет 3-месячный объем выполненных работ. Из-за этого мы вынуждены брать банковские кредиты для выплаты зарплаты своим работникам под очень большие проценты – до 36% годовых, поскольку более 80% дебиторской задолженности приходится на фонд оплаты труда.

Огромная дебиторская задолженность у лифтовых организаций, вызванный ею недостаток оборотных средств, сложность получения и дороговизна кредитов влекут рост кредиторской задолженности наших организаций перед поставщиками узлов и деталей. Все это сегодня увеличивает время простоев лифтов и ставит под реальную угрозу обеспечение их безопасной эксплуатации. Например, если в прошлые годы запуск лифта с заменой оборудования практически выполнялся в течение суток, то теперь лифты простаивают по 2–3 и более недель.

Пока мы не видим, что процесс реформирования в жилищно-коммунальном хозяйстве решал и решает проблемы организаций, занимающихся ремонтом и обслуживанием лифтов. Между тем некачественное или несвоевременное выполнение таких работ ставит под угрозу человеческие жизни. Возможно, в госучреждениях это незаметно, но в жилых домах слышится все больше нареканий на работу лифтов и их состояние.

Беседовала Галина Кашевская, NEG.BY

Онлайн консультация врача Хотите задать вопрос врачу?