Самовольное присоединение к системам водоснабжения и канализации

Автор: Максим ПРОКОФЬЕВ, юрист.

Порядок присоединения к системам коммунального водоснабжения и водоотведения, а также взаимоотношения водопроводно-канализационных предприятий с абонентами определены в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и водоотведения в городах и поселках Республики Беларусь, утвержденных приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 26.12.1995 № 128 (далее ― Правила).

В соответствии с п. 1.7 Правил присоединение объектов к системам коммунального водоснабжения и канализации может быть произведено только после выполнения условий, определенных предприятием водопроводно-канализационного хозяйства (далее ― предприятие ВКХ) в соответствии с порядком, изложенным в разделе 2 Правил. Именно там определена процедура присоединения объектов к системам водоснабжения и канализации, начиная с выдачи технических условий и оканчивая пуском в эксплуатацию построенных присоединений.

На практике не редки случаи, когда при обследовании коммунальных сетей водоснабжения и водоотведения (канализации) работниками предприятий ВКХ устанавливаются факты самовольных присоединений к данным сетям. Кстати, согласно п. 2.24 Правил под самовольным присоединением к системам коммунального водоснабжения и водоотведения (канализации) понимается присоединение, которое произведено без участия технадзора со стороны предприятия ВКХ, а также переустройство без ведома предприятия ВКХ водопроводных канализационных выпусков, вводов, водомерных узлов и замена водосчетчиков. Исходя из буквального понимания приведенной нормы, основным условием легального присоединения к системам водоснабжения и водоотведения (канализации) является его осуществление под техническим надзором предприятия ВКХ.

В соответствии с п. 2.25 Правил ответственность за самовольное присоединение к водопроводным и канализационным сетям и устройствам, находящимся на балансе и обслуживании предприятия ВКХ, несет владелец присоединения согласно действующим административным и правовым нормам. Так, ч. 3 ст. 15.54 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее ― КоАП) установлено, что самовольное присоединение к системам питьевого водоснабжения или канализации влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя  ― от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо ― до 200 базовых величин.

Пример 1: В ходе обследования сетей жилого дома в смотровом колодце было выявлено два присоединения к системе канализации, одно из которых Д=100 мм вело из хозяйственной постройки и было выполнено без участия со стороны УП «М». По факту самовольного присоединения проверяющие составили акт.

Привлеченный к ответственности гражданин Р. пытался доказать в суде, что присоединение к системе канализации было осуществлено ООО «А» на основании заключенного договора строительного подряда, и поскольку данная организация имеет лицензию на данный вид работ, то  в участии в присоединении предприятия ВКХ не было необходимости. Однако суд отнесся к этим доводам критически, указав, что согласно п. 2.25 Правил ответственность за самовольное присоединение к водопроводным и канализационным сетям и устройствам, находящимся на балансе и обслуживании предприятия ВКХ, несет владелец присоединения.

Постановлением суда Фрунзенского района г. Минска гражданин Р. на основании ч. 3 ст. 15.54 КоАП был  подвергнут штрафу в размере 20 базовых величин.

При обнаружении самовольного присоединения представителем предприятия ВКХ оформляется акт в двух экземплярах, один из которых вручается владельцу присоединения или абоненту. Акт считается действительным и при отказе владельца присоединения (абонента) от его подписания, об этом только составляется соответствующий документ. Акт является основанием для определения меры ответственности владельца присоединения (абонента) и возмещения причиненного предприятию ВКХ ущерба (п. 2.26 Правил). Поскольку типовая форма акта о самовольном присоединении законодательством не утверждена, этот документ составляется в произвольной форме. Как правило, дополнительно производится фотосъемка места присоединения для исключения возможного несогласия с содержанием акта на стадии привлечения владельца присоединения к ответственности.

В соответствии с п. 2.27 Правил обнаруженное самовольное присоединение к системам коммунального водоснабжения и канализации подлежит немедленному отключению абонентом или персоналом предприятия ВКХ с предъявлением абоненту суммы затрат на проведение работ.

Дополнительно следует отметить, что в п. 2.3 Правил указаны случаи, когда предприятие ВКХ вправе потребовать или обязать заказчика увеличить мощность насосных станций, построить водопроводные или канализационные сети и сооружения (в том числе водозаборы, очистные сооружения, насосные станции и т.п.) и в случае отказа от выполнения поставленных условий предприятие ВКХ обязано отказать заказчику (застройщику) в присоединении к коммунальным системам водоснабжения и канализации. Исходя из приведенной нормы, на практике может сложиться ситуация, при которой самовольное присоединение не удастся «узаконить» по причине того, что еще на стадии получения технических условий на присоединение в необходимой точке предприятие ВКХ предъявило бы дополнительные требования к осуществлению такого присоединения.

В соответствии с п. 4.5.2 Правил количество израсходованной воды определяется по пропускной способности трубы ввода, действии ее полным сечением на протяжении 24 часов ежесуточно, при скорости движения потока воды, равной 2 м/с, в течение 30 суток при обнаружении самовольного присоединения к коммунальному водопроводу или сети без разрешения предприятия ВКХ, при отсутствии договора на водопользование или в случае, когда водопотребитель не оформлен в качестве абонента ВКХ.

Согласно примечанию к п. 4.5 Правил начисление производится в пределах исковой давности, а водопотребитель отключается от водопользования. То есть положения данной нормы предусматривают возможность для предприятия ВКХ производить начисления за израсходованную (потребленную) воду в пределах трех лет. И как нам представляется, именно на владельце самовольного присоединения лежит бремя доказывания менее короткого срока его совершения.

 

Пример 2: Экономический суд Минской области взыскал в пользу предприятия ВКХ 491 046 715 руб. за потребленную воду за период с ноября 2012 по октябрь 2015 г. в связи с отсутствием у ответчика договора на водоснабжение.

При самовольном присоединении к системе коммунального водоотведения (канализации) согласно ч. 2 п. 5.13 Правил владельцу присоединения выписывается платежный документ для оплаты сумм за отведенные сточные воды, исчисляемые в соответствии с 4.14 Правил.

Согласно п. 4.14 Правил количество принимаемых сточных вод исчисляется по пропускной способности присоединения к системе коммунальной канализационной сети исходя из наполнения присоединения к коммунальной канализационной сети (соединительной ветке), равного 1, действии присоединения в течение 24 часов в сутки и скорости движения сточных вод 1,5 м/с за месяц. Таким образом, еще одним последствием самовольного присоединения к сетям коммунального водоснабжения и водоотведения (канализации) является необходимость оплаты воды и отведенных сточных вод не по фактическому потреблению, а за объем, определенный расчетным методом.

В заключение отметим, что во избежание негативных последствий, которые могут возникнуть при выявлении факта самовольного присоединения к сетям водоснабжения и водоотведения (канализации), присоединение новых объектов следует проводить в порядке, предусмотренном Правилами, а непосредственно подключение производить только с участием технадзора со стороны предприятия ВКХ.