Новое в государственной регистрации создания многоквартирного жилого дома

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист - .

В Положение о порядке обеспечения условий для заселения граждан в жилые помещения в завершенных строительством многоквартирных жилых домах, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.2015 № 1079 (далее – Положение), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2018 № 398 (далее – Постановление № 398) внесены изменения и дополнения.

 

Напомним, что Положением определяется порядок обеспечения условий для заселения граждан в жилые помещения в месячный срок со дня утверждения в установленном порядке акта приемки многоквартирного жилого дома в эксплуатацию (за исключением жилых помещений в жилом доме, построенном по госзаказу, а также жилых помещений коммерческого использования государственного жилищного фонда и жилых помещений социального пользования) при осуществлении в полном объеме расчетов за выполненные работы по строительству этих жилых помещений.

Согласно этому документу заказчик (застройщик) за 45 календарных дней до приемки жилого дома в эксплуатацию заключает с территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним договор на выполнение работ по технической инвентаризации строящегося жилого дома. До заключения указанного договора должны быть завершены предусмотренные проектной документацией работы, необходимые для выполнения технической инвентаризации жилого дома. Заказчик (застройщик) в течение одного рабочего дня с даты утверждения акта приемки жилого дома в эксплуатацию обращается с заявлением в территориальную организацию по государственной регистрации для составления технического паспорта на жилой дом с представлением акта приемки жилого дома в эксплуатацию. Территориальная организация по государственной регистрации по заявлению заказчика (застройщика) в течение двух рабочих дней со дня представления акта приемки жилого дома в эксплуатацию составляет технический паспорт на жилой дом.

Откорректированный п. 3 Положения теперь устанавливает следующее.

Организация застройщиков или товарищество собственников, если это товарищество создано, либо лицо, определяемое общим собранием дольщиков или уполномоченное местным исполнительным и распорядительным органом, если такое товарищество не создано (далее – заинтересованное лицо), в течение двух рабочих дней после получения технического паспорта на жилой дом подает заявление в местный исполнительный и распорядительный орган о предоставлении земельного участка для содержания и обслуживания жилого дома (за исключением случаев, когда на момент проведения технической инвентаризации жилого дома предоставлен и зарегистрирован в установленном порядке земельный участок для строительства и обслуживания такого дома). Местный исполнительный и распорядительный орган в течение двух рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица рассматривает данное заявление и дает разрешение организации по землеустройству на разработку проекта отвода земельного участка с установлением его границы на местности.

Разработка организацией по землеустройству проекта отвода земельного участка, предназначенного для содержания и обслуживания жилого дома, с установлением его границы на местности и направление проекта отвода земельного участка с материалами по установлению его границы в местный исполнительный и распорядительный орган осуществляются в срок, не превышающий 13 рабочих дней со дня получения соответствующего разрешения от местного исполнительного и распорядительного органа, и на основании заключенного договора подряда.

Местный исполнительный и распорядительный орган принимает решение об изъятии и предоставлении земельного участка для содержания и обслуживания жилого дома и выдает копию решения (выписку из решения) заинтересованному лицу в течение трех рабочих дней со дня получения материалов об изъятии и предоставлении земельного участка от организации по землеустройству.

Местный исполнительный и распорядительный орган в течение двух рабочих дней после принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка передает указанные материалы и копию решения (выписку из решения) организации по землеустройству.

Организация по землеустройству в течение одного рабочего дня со дня получения из местного исполнительного и распорядительного органа материалов об изъятии и предоставлении земельного участка и копии решения (выписки из решения) об изъятии и предоставлении земельного участка передает их с заявлением о государственной регистрации в отношении земельного участка (при наличии полномочий на обращение за государственной регистрацией) в электронном виде в территориальную организацию по государственной регистрации с уведомлением заинтересованного лица о дате и месте получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации, а заказчик (застройщик) в указанный срок подает заявление на государственную регистрацию создания жилого дома.

Регистрационные действия в отношении жилого дома и земельного участка для обслуживания данного жилого дома территориальная организация по государственной регистрации осуществляет в сроки, установленные единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.

Постановление № 398 вступает в силу с 1 июня 2018 г.