Возможно ли жить комфортней, платя поменьше?

Автор: Дмитрий КУЛИК, "Жыццё Палесся".

Об этом в беседе с корреспондентом "Жыцця Палесся"размышляет Ирина Сергеевна ГУСАКОВА, председатель правления ассоциации «Мозырский собственник».

 

– В настоящий момент практически завершен переход по начислению платы за ЖКУ посредством АИС «Расчет-ЖКУ». Большинство ТС и организаций застройщиков заключили трехсторонние договоры с РСЦ, а некоторые крупные ассоциации ТС и ЖПК и товарищества собственников были уполномочены исполкомами напрямую работать с данной программой. Расскажите, как сильно сократились расходы у ТС и организаций застройщиков, которые самостоятельно начисляют плату через АИС «Расчет-ЖКУ».

– Примерная стоимость вознаграждения варьируется в зависимости от областей и составляет в среднем 1,4-7 %. В целях минимизации затрат и снижения финансовой нагрузки на население ассоциациями Республики Беларусь были направлены обращения в Министерство ЖКХ, МАРТ, Администрацию Президента с просьбой: обязать поставщиков услуг, взять на себя обязательства по оплате комиссионных вознаграждений, взимаемых расчетными центрами и банками, с установлением разницы в тарифах на услуги, как сделано в тарифе на поставку тепловой энергии. Данная мера необходима в связи с тем, что большинство товариществ собственников, организаций застройщиков вынуждены изыскивать средства на оплату вознаграждения из средств технического обслуживания (в этом случае некачественно или несвоевременно выполняются работы в связи с нехваткой денежных средств или вообще не выполняются работы по техническому обслуживанию дома), либо путем взыскания с членов дополнительных взносов.

Также для того чтобы процент вознаграждения, который устанавливают РСЦ, возможно было пересмотреть в сторону уменьшения, необходимо владельцу программного обеспечения не взимать комиссию с услуг, на которые согласно приказу профильного министерства не начисляется комиссия (капитальный ремонт, электроэнергия, налоги – всего 5 ЖКУ). Считаем неправильным расчет комиссии на удвоенные услуги. Например, для того чтобы посчитать техническое обслуживание согласно действующему законодательству на квартиру в АИС «Расчет ЖКУ» необходимо назначить две услуги: техническое обслуживание, техническое обслуживание по экономически обоснованным затратам. И так по всем жилищно-коммунальным услугам. Получается, что нужно платить вдвойне….

– Какие проблемы возникают у ТС и организаций застройщиков сегодня?

– Проблема у нас ОДНА! Как безукоризненно исполнять требования действующего законодательства и при этом не довести наши некоммерческие организации до банкротства? Как нам содержать наши дома, если начислений по тарифам не хватает для оплаты счетов за электроэнергию, техническое обслуживание лифтов, санитарную уборку мест общего пользования и т.д.

Разберем на примере статьи «электроэнергия на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования». На что, собственно, тратится электроэнергия, и от чего зависит потребление? Освещение подъездов и незадымляемых лестниц, работа насосов (циркуляционных, повысительных) и электрооборудования (магнитные пускатели, автоматика теплоузлов и т.д.), работа слаботочного оборудования (ТВ-усилители, интернет-распределители, видеокамеры, домофоны и т.д.). То есть то, без чего невозможно функционирование современного многоквартирного жилого дома. Все вышеперечисленное оборудование потребляет электроэнергию постоянно и абсолютно никак не зависит от количества зарегистрированных! Более того, как показывает практика, в июле потребление электроэнергии примерно в 2 раза ниже, чем в декабре, то есть потребление энергии зависит от продолжительности светового дня, от времени года (работают циркуляционные насосы или нет) и других факторов, но от количества зарегистрированных никогда не зависит.

В многоквартирных жилых домах имеются общедомовые приборы учета электроэнергии, поверенные и поставленные на коммерческий учет, которые и фиксируют величину потребленной электроэнергии. Ежемесячно, в первые 3 рабочих дня месяца, ответственное лицо ТС, ЖСПК, КУП ЖКХ района, райжилкомхоза в небольшом городе подает показания приборов учета в местный филиал Энергосбыт. И до 10 числа этого месяца организация обязана оплатить счет от Энергосбыта по фактическим показаниям, которые зависят от вышеперечисленных факторов и стоимости 1 кВт.ч.

Но этих денег у организаций еще нет – собственники квартир оплатят только 25 числа месяца. И это полбеды: сумма, которую получат ТС, КУП ЖКХ и другие, никогда не будет совпадать с суммой, которую необходимо оплатить Энергосбыту. Она будет или больше (что очень редко), или меньше, что как раз и происходит, так как расчет «по зарегистрированным» с экономикой и логикой не связан вообще. И, что самое интересное, в самом невыгодном положении находятся именно государственные организации. ТС и ЖСПК имеют законодательно закрепленную возможность принимать решения об источнике погашения убытков, которые (это самое важное) возникли не по их вине, а по вине схемы расчетов «по зарегистрированным». И эта возможность – взносы, закрепляемые и утверждаемые решением общего собрания членов этих некоммерческих организаций. А государственные организации вынуждены накапливать долги.

Точно так же происходит по целому ряду статей затрат по содержанию общего имущества! Например, техническое обслуживание лифта. Счет от организации, имеющей лицензию на техобслуживание лифта, зависит от размера и типа кабины, срока службы лифта, периодичности осмотров, количества поломок и замененных запчастей… Но от количества зарегистрированных – никоим образом. Не говоря уже о том, за что содержать лифты, убирать места общего пользования, оплачивать электроэнергию, когда в новостройке 90 % новоселов – не зарегистрированные люди?

Следуя логике профильного министерства, мы должны на не доначисленные суммы не оказывать услуги по освещению мест общего пользования, электроэнергии потребляемой на работу инженерных систем дома, что приведет к остановке лифтов, отключению электроэнергии, некачественному обслуживанию жилых многоквартирных домов, что в дальнейшем приведет к росту недовольства и жалоб.

Нам просто непонятно, почему сегодня техническое обслуживание ЗПУ (замочно-переговорное устройство) стало дополнительной ЖКУ. Ведь при строительстве жилого дома все оборудование входило в общую стоимость квадратного метра. Почему одни должны платить за техническое обслуживание, а другие «просто удобно пристроились». Люди, которые покупают или строят квартиру в многоквартирном жилом доме, должны понимать, что им придется жить по общеустановленным правилам и, наверно, правильнее прислушаться к большинству, чем подстраиваться под нескольких «постоянно ищущих бесплатных акций». Почему, когда человек покупает автомобиль, он понимает, какие, в зависимости от марки купленного автомобиля, будут и затраты на его дальнейшую эксплуатацию.

Где здесь социальная справедливость? Граждане, у которых по несколько квартир, умышленно прописываются по одному, чтобы не оплачивать 100 % ЖКУ. Получается, что наше законодательство помогает богатеть более обеспеченным людям, а страдают многодетные и большие семьи, у которых нет возможности приобрести вторую квартиру. Как пример, в свои большие квартиры регистрируют пожилых одиноко проживающих родителей, эти люди даже не проживают фактически в этих квартирах, но получат безналичные жилищные субсидии, опять же – где справедливость? К сожалению, действующее законодательство и менталитет наших собственников не мотивирует платить за обслуживание домофона, зная, что они все равно будут жить и пользоваться им. Однако, если не подписал договор на дополнительную ЖКУ, это значит, что собственник все равно может: «обязать председателя обеспечить ему беспрепятственный доступ в подъезд»… «хотел коврик, но денег жалко, все равно купят те, что хотят, а я буду по нему ходить, не перепрыгивать же»… «не хотел оплачивать систему видеонаблюдения, но когда у меня случится что-нибудь, я ведь вызову милицию, и председателя обяжут предоставить видео»…

Если наш гражданин понимает, что есть возможность не оплачивать услугу, потому что он ее все равно получит, то – «зачем тратить больше», изображая порядочность?

Могу привести пример на конкретных «жировках». В одном случае многодетная семья проживает в квартире на 2-м этаже площадью 78 м кв. – начислено ЖКУ 44,14 (сорок четыре руб., четырнадцать коп.). Лифтом люди практически не пользуются. Во втором примере квартира, расположенная на 10-м этаже, где фактически проживают 8 взрослых и 2-е детей, но формально зарегистрирован 1 человек. По расчетам согласно действующему законодательству видим, что начисления ЖКУ составили 29,68 (двадцать девять руб., 68 коп.), на 30 % меньше.

Почему многодетная семья, которая и так уже заплатила за все услуги, должна субсидировать чужих детей до 7 лет, покрывая убытки в размере соразмерно занимаемой площади в общем имуществе?! Для чего и кого все это придумано? Опять мы вынуждены обрекать наших собственников на дополнительные расходы. Законодательно запрещено вносить строки по возмещению убытков в основное извещение, что влечет за собой увеличение затрат на изготовление второй квитанции, оплаты комиссии в гораздо большем размере, затраты на ключ (с ежемесячной абонентской платой) для выгрузки в ЕРИП. Замкнутый круг получается.
Вот и объединились мы все для того чтобы попробовать разобраться. Попробовать еще раз напомнить нашему профильному министерству, что в многоквартирном жилом доме не должны прислушиваться к меньшему количеству, мы должны действовать в интересах большинства, собственно, как и на всех выборах – все решения принимаются большинством. И что плохого в том, что 90 % собственников хотят жить лучше? Ведь никто не мешает остальным 10 % купить квартиру в частном доме, или в доме, обслуживаемом государственными предприятиями.

Почему бы в ЖК не внести пункт с требованием: в домах, где выбрана форма управления товарищество собственников или организация застройщиков, любой гражданин, прежде чем приобрести квартиру в таком доме, обязан ознакомиться с Уставом и правилами проживания и оплаты ЖКУ, установленными на общих собраниях, как делают это во многих европейских странах?

Счет за ЖКУ платежом красен

В Беларуси население в 2017 году возмещало 69,7 % затрат по всему комплексу жилищно-коммунальных услуг, остальное – субсидировало государство, сообщили в МАРТ (Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь). Годом ранее этот показатель составлял 60,7 %.

В 2018 году, как планируется, белорусы будут возмещать 76,3 % затрат за оказанные ЖКУ. Планируемый уровень возмещения населением этих затрат рассчитывается на очередной финансовый год без учета льгот, которые предоставляют отдельным категориям населения. К примеру, на 2017 год этот показатель прогнозировался на уровне 69,2 %, а после перерасчета фактический уровень возмещения составил 69,7 %.

По проекту официального прогноза в 2019 году уровень возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг вырастет до 82,9 %. Предполагается, что уровень возмещения населением затрат на оказание услуг, связанных с теплоснабжением, вырастет с 42,5 % в 2018 году до 44,7 % в 2019 году.

Ранее в МАРТ прогнозировали, что с учетом отопления на конец 2017 года уровень возмещения населением комплекса коммунальных услуг вырастет до 74,8 %. Однако индексация, запланированная на 1 декабря прошлого года, не была проведена, во многом за счет этого уровень возмещения за ЖКУ оказался ниже планируемого.

В десятку самых дорогих товаров и услуг по итогам прошлого года вошли многие услуги ЖКХ. В целом коммунальные платежи выросли на 16,5 %.

На субсидирование жилищно-коммунальных услуг в этом году намерены потратить 549,9 млн руб. На безналичные жилищные субсидии будет выделено 11,2 млн руб. (рост в 2,2 раза к 2017 году).

Дмитрий КУЛИК, "Жыццё Палесся"