О границе эксплуатационной ответственности между организацией ВКХ и потребителем

Автор: Максим ПРОКОФЬЕВ, юрисконсульт УП «Минскводоканал», журнал "Юридический мир", № 12/2018 - .

Порядок определения границ эксплуатационной ответственности организаций водопроводно-канализационного хозяйства (далее — организация ВКХ) и потребителей, требования по обеспечению сохранности централизованных систем водоснабжения, водоотведения (канализации) урегулированы Правилами пользования централизованными системами водоснабжения, водоотведения (канализации) в населенных пунктах, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 788 (далее — Правила).

 

Всоответствии с абз. 6 п. 4 Правил граница эксплуатационной ответственности — это линия раздела систем водоснабжения, водоотведения (канализации) по признаку ответственности за их эксплуатацию. Несмотря на достаточно емкое и понятное определение границы эксплуатационной ответственности на практике зачастую возникают проблемы с ее определением и документальным отражением в отношениях между организацией ВКХ и потребителями. В связи с этим в данной статье будут рассмотрены порядок установления границы эксплуатационной ответственности, ее документальное отражение, обязанности сторон и последствия их неисполнения.

 

Договор — акт — граница

В соответствии с абз. 19 п. 4 Правил потребитель — это физическое лицо, пользующееся услугами водоснабжения, водоотведения (канализации) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и имеющее с организациями ВКХ (абонентом) заключенный договор на оказание данных услуг.

В силу положений п. 10 и 13 Правил отношения между организацией ВКХ и потребителем, права, обязанности и ответственность сторон регулируются в соответствии с Правилами, иными актами законодательства и договором, заключенным между организацией ВКХ и потребителем. Договор с потребителем заключается в письменной форме в двух экземплярах по типовым формам, утвержденным в установленном законодательством порядке. Форма типового договора на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению (канализации) квартиры, одноквартирного, блокированного жилого дома утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 № 99 (далее — типовой договор).

Согласно ч. 1 п. 17 Правил к договору с абонентом (потребителем), за исключением договора на оказание услуги по водоснабжению из водоразборной колонки и договора на оказание услуги по водоснабжению в многоквартирных жилых домах, квартир в блокированных жилых домах, прилагается подписанный обеими сторонами акт разграничения ответственности, устанавливающий границы эксплуатационной ответственности, между абонентом (потребителем) и организацией ВКХ, который должен содержать технические требования организации ВКХ к абоненту (потребителю) по эксплуатации и содержанию систем водоснабжения, водоотведения (канализации), находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, а для абонентов — также схему расположения сетей водоснабжения, водоотведения (канализации) и указание контрольного колодца (колодцев) для отбора проб сточных вод.

Как видно из содержания приведенной правовой нормы, граница эксплуатационной ответственности отражается в акте, который является приложением к заключенному между организацией ВКХ и потребителем договору. При этом составление акта разграничения ответственности и отнесение его в качестве приложения к договору является обязательным, за исключением договоров на:

  • оказание услуги по водоснабжению из водоразборной колонки;
  • оказание услуги по водоснабжению в многоквартирных жилых домах;
  • оказание услуги по водоснабжению квартир в блокированных жилых домах.

Вместе с тем, несмотря на наличие поименованных исключений, содержащихся в п. 17 Правил, положения данной нормы, исходя из ее буквального толкования и цели, которая преследовалась законодателем при установлении данного правила, не содержат явно выраженного запрета на составление акта разграничения ответственности даже в случаях, когда это формально не требуется. В связи с этим стороны договора на оказание услуг по водоснабжению, названного в качестве исключения в рассматриваемой норме права, по соглашению между собой вправе составить акт и приложить его к договору.

Так, например, действительно отсутствует необходимость определять границу эксплуатационной ответственности и составлять акт разграничения к договору на оказание услуги по водоснабжению из водоразборной колонки, поскольку водоразборная колонка и инженерные сети к ней находятся в зоне ответственности организации ВКХ. При этом отказывать потребителю — собственнику квартиры в блокированном жилом доме в составлении акта разграничения ответственности оснований нет.

Пример 1

Гражданин обратился в организацию ВКХ за заключением договора об оказании услуг по водоснабжению и водоотведению квартиры в блокированном доме. К заявлению о заключении договора приложил копию свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации права собственности на указанную квартиру.

Гражданин пояснил, что собственником блокированного дома ранее принято решение о разделении дома на две квартиры и продаже одной из них. Дополнительно он просил определить границу эксплуатационной ответственности и отразить ее в акте разграничения.

В указанном случае, принимая во внимание, что потребитель — более слабая сторона в отношениях по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению (канализации), у организации ВКХ основания для отказа в составлении акта отсутствуют, поскольку явно выраженный запрет на его составление п. 17 Правил не содержит.

 

Один договор — один акт

Оценивая буквальный смысл рассматриваемой нормы, придаваемый ей правоприменительной практикой, следует отметить, что акт разграничения ответственности, являясь приложением к договору, согласовывается исключительно сторонами договора (исполнителем и потребителем). Данный документ содержит информацию о границе эксплуатационной ответственности исполнителя (организации ВКХ) и конкретного потребителя, то есть в нем отражена линия раздела систем водоснабжения и/или водоотведения (канализации), в рамках которой стороны договора несут бремя содержания инженерных сетейдля целей надлежащего водоснабжения и водоотведения (канализации). Такой подход согласуется с п. 10 типового договора, согласно которому исполнитель не несет ответственности за режим подачи воды потребителю в случае неисправности водопроводных сетей и устройств, не находящихся на балансе исполнителя.

Возможность включения в акт разграничения ответственности информации о иных лицах, не являющихся стороной договора, Правилами не предусмотрена.

Пример 2

Граждане И., А. и Б. обратились в организацию ВКХ с заявлением о включении информации о них как о долевых собственниках блокированного жилого дома в договор на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, заключенный между организацией ВКХ и гражданином И., путем составления нового акта разграничения ответственности. В обоснование своих требований заявители приложили копии свидетельств (удостоверений) о государственной регистрации права собственности в размере ¼ у каждого.

Организация ВКХ, со ссылкой на ч. 2 ст. 15 Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», указала, что, в случае если потребители владеют жилым помещением (одноквартирным жилым домом) на праве общей собственности, договор на оказание жилищно-коммунальных услуг заключается со всеми собственниками либо с одним из них по соглашению между ними.

То есть нормативное регулирование предусматривает два способа заключения договора на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению (канализации): со всеми собственниками по отдельности или с одним по соглашению между ними. В связи с этим для составления акта разграничения ответственности (единого или отдельного для каждого собственника) заявителям необходимо заключить договор на водоснабжение и водоотведение (канализацию) с организацией ВКХ, составление акта разграничения ответственности без договора Правилами не предусмотрено.

По аналогичным основаниям акт разграничения ответственности не является документом, оказывающим влияние на вещные права на инженерные сети, и его наличие или отсутствие не может рассматриваться в качестве доказательства в рамках имущественных споров между потребителями.

 

Установление границы

В силу ч. 2 и 3 п. 17 Правил границы эксплуатационной ответственности устанавливаются на основании проектной и исполнительной документации на системы водоснабжения, водоотведения (канализации) и сведений об их принадлежности. В случае отсутствия проектной и (или) исполнительной документации на системы водоснабжения, водоотведения (канализации) граница эксплуатационной ответственности устанавливается по соглашению сторон, в том числе по границе принадлежащих организации ВКХ на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании водохозяйственных сооружений и устройств.

Из приведенных выше норм в их системной взаимосвязи следует, что законодатель предусмотрел два варианта установления границы эксплуатационной ответственности:

  • на основании проектной и исполнительной документации на системы водоснабжения, водоотведения (канализации) и сведений об их принадлежности;
  • по соглашению сторон при отсутствии указанной выше документации.

При этом приоритетное значение придается установлению границы эксплуатационной ответственности на основании проектной и исполнительной документации, отсутствие которой восполняется соглашением сторон.

В свою очередь, соглашение между организацией ВКХ и потребителем об установлении границы эксплуатационной ответственности (в данном случае под соглашением понимается не документ, а информация, изложенная в акте) должно соответствовать ч. 4 п. 17 Правил, согласно которой сооружения (колодец, арматура и др.), расположенные непосредственно на системах водоснабжения, водоотведения (канализации), принадлежащих организации ВКХ на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании, входят в границы эксплуатационной ответственности организации ВКХ.

 

Меры ответственности

В соответствии с п. 74 Правил организации ВКХ абоненты (субабоненты) и потребители обязаны обеспечивать сохранность водохозяйственных сооружений и устройств, расположенных в границах их эксплуатационной ответственности.

Согласно п. 68 Правил организация ВКХ в пределах границ эксплуатационной ответственности несет ответственность за:

  • ущерб, причиненный абоненту, потребителю вследствие неоказания по вине организации ВКХ услуг водоснабжения, водоотведения (канализации) либо их оказания с недостатками;
  • качество подаваемой абоненту, потребителю питьевой воды; беспрепятственное отведение сточных вод абонента, потребителя согласно положениям, предусмотренным в договоре.

В силу абз. 5 и 6 п. 69 Правил потребитель несет ответственность в том числе за целостность и сохранность пломб на приборах учета, задвижке обводного трубопровода, пожарных гидрантах и других водопроводных устройствах, находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, и комплектность, сохранность, работоспособность и исправное техническое состояние всех находящихся в границах его эксплуатационной ответственности отключающих устройств, предотвращающих подтопление подвальных помещений при авариях на сетях водоснабжения, водоотведения (канализации).

В случае установления факта неудовлетворительного технического состояния водохозяйственных сооружений и устройств, находящихся в границах эксплуатационной ответственности потребителя, что может повлечь за собой нарушение режима работы или аварийную ситуацию на централизованных системах водоснабжения, водоотведения (канализации), или невыполнения потребителем требований организации ВКХ по устранению такого факта в течение 15 дней после предъявления организацией ВКХ соответствующего требования организация ВКХ имеет право, если иное не установлено законодательными актами, письменно уведомив не позднее чем за три дня потребителя, ограничить или прекратить полностью подачу ему питьевой воды и (или) отведение сточных вод (п. 60.1 Правил).

Кроме того, при невыполнении потребителем предписаний организации ВКХ по устранению утечек воды на сетях, сооружениях и устройствах потребителя, а также по ликвидации неконтролируемых стоков в систему централизованного водоотведения (канализации) в границах эксплуатационной ответственности потребителя в установленный ею срок изменяется порядок определения объема потребленной воды и услуги водоотведения (канализации):

  • израсходованной воды по пропускной способности водопроводного ввода (подключения) при скорости движения воды в нем 2 м/с и действии его полным сечением в течение 24 часов в сутки;
  • принятых сточных вод по фактическому потреблению услуги водоснабжения на основании данных приборов учета или норм (нормативов) потребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами, а в случае пользования водой из трубчатых колодцев — по пропускной способности подключения к системе водоотведения (канализации) исходя из коэффициента наполнения подключения, равного 0,3, скорости движения сточных вод, равной 0,7 м/с, и действия подключения в течение 24 часов в сутки (п. 53.4 и 52 Правил).

Таким образом, Правилами установлен действенный механизм, стимулирующий потребителей обеспечивать сохранность водохозяйственных сооружений и устройств, расположенных в границах их эксплуатационной ответственности, выражающийся в возможности у организации ВКХ прекратить или ограничить отпуск воды и прием сточных вод от них, а также изменить порядок расчета оказанных услуг с фактического потребления на основании показаний приборов учета расхода воды на расчетный способ при определении размера платы.