Деятельность ТС и ЖПК: очередная попытка совершенствования

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист вкл. .

Накануне Нового года Президент Республики Беларусь подписал Указ от 31.12.2015 № 536 (далее – Указ № 536, Указ), которым вносятся значительные изменения и дополнения в Указ Главы государства от 14.10.2010 № 538 «О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков» (далее – Указ № 538).

 

Как указано в преамбуле этого документа, принят он в целях совершенствования управления общим имуществом жилых домов, упорядочения деятельности товариществ собственников (ТС) и организаций застройщиков (ЖПК). При этом вводится новый термин, согласно Указу № 536 управление общим имуществом – это деятельность, направленная на обеспечение сохранности и содержания общего имущества в надлежащем техническом и санитарном состоянии, решение вопросов владения и пользования этим имуществом и иных вопросов в соответствии с законодательством.

Что касается такого термина как «общее имущество», то он для целей Указа используется в значении, определенном в п. 33 ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее – ЖК) – это помещения, расположенные за пределами квартир и (или) нежилых помещений и предназначенные для обслуживания двух и более жилых и (или) нежилых помещений в жилом доме, ином капитальном строении (здании, сооружении), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, обслуживающее два и более жилых и (или) нежилых помещения и находящееся внутри или за пределами жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения), групповые приборы учета расхода воды, тепловой и электрической энергии, газа, а также объекты, расположенные на придомовой территории и предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения).

 

Способы управления общим имуществом

Определено, что управление общим имуществом может осуществляться одним из следующих способов:

  • непосредственно участниками совместного домовладения, если в собственности у нескольких участников находится не более десяти объектов недвижимого имущества (раньше было – не более пяти);
  • товариществом собственников или организацией застройщиков;
  • уполномоченным лицом по управлению общим имуществом, назначаемым местным исполнительным и распорядительным органом (далее – исполком).

Как и раньше, указывается, что для решения вопросов, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, ТС и ЖПК могут в установленном порядке привлекаться организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги.

Таким образом, что касается самих способов управления общим имуществом, то, как видим, изменения произошли небольшие, фактически то же самое было определено еще Указом Президента Республики Беларусь от 09.10.2013 № 461 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 14 октября 2010 г. № 538» (далее – Указ № 461). Разница лишь в том, что теперь в домах, которые включают до 10 квартир, можно будет не создавать ТС, но напомним, что в соответствии со ст. 173 ЖК в этом случае должен заключаться договор о совместном домовладении, типовая форма которого утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2013 № 155.

 

Выбор без выбора

Теперь в  Указе № 538 появится норма, согласно которой решение по вопросу выбора способа управления общим имуществом считается принятым, если за него проголосовали более двух третей участников совместного домовладения от общего количества всех участников.

Ранее данный вопрос был урегулирован ст. 177 ЖК. В частности, было установлено, что общее собрание участников совместного домовладения по выбору способа управления общим имуществом считается правомочным, если на нем присутствуют более двух третей участников совместного домовладения, обладающих более чем двумя третями голосов от общего количества голосов всех участников. При этом было установлено, что каждый участник на общем собрании обладает количеством голосов пропорционально размеру его доли в праве общей собственности на общее имущество. А решение о выборе способа управления общим имуществом могло приниматься большинством голосов присутствующих на собрании.

Однако напомним, что ЖК изначально допускал еще один способ управления общим имуществом – организацией, управляющей общим имуществом. Таким образом, участники совместного домовладения в многоквартирном жилом доме действительно ранее имели выбор: либо создавать ТС, либо в соответствии со ст. 176 ЖК заключать договор с организацией, управляющей общим имуществом.

Но такой способ управления общим имуществом был упразднен еще Указом № 461, и после того у участников совместного домовладения, если их больше пяти (теперь будет больше десяти), уже не осталось никакого другого выбора, кроме  как создать ТС. Потому что уполномоченное лицо по управлению общим имуществом назначается исполкомом по инициативе самого исполкома, такая инициатива от участников совместного домовладения исходить не может (об этом будет чуть ниже).

Очевидно, что законодатель, несколько раз меняя нормы, регулирующие управление общим имуществом, уже сам запутался, и разработчики Указа № 536 допустили наличие в этом нормативном акте такой вот абсолютно бессмысленной нормы. Поскольку в свете действующего законодательства говорить о выборе способа управления общим имуществом вообще не приходится. Выбора нет.

 

Принятие решений по общему имуществу

Порядок управления общим имуществом ранее был установлен ст. 180 ЖК. В частности, было определено, что при управлении общим имуществом организацией, управляющей общим имуществом, или уполномоченным лицом, организацией застройщиков или ТС к исключительной компетенции общего собрания участников совместного домовладения относятся решения:

  • об отчуждении общего имущества – с согласия двух третей от общего количества участников совместного домовладения;
  • об увеличении размера общего имущества в процессе реконструкции объекта недвижимого имущества путем надстройки и (или) пристройки либо о передаче надстроенного и (или) пристроенного объекта недвижимого имущества во владение и пользование одному или нескольким участникам совместного домовладения либо иным лицам в случае, если это не нарушает прав и законных интересов участников совместного домовладения, – с согласия простого большинства от общего количества участников совместного домовладения, а в случае уменьшения размера общего имущества – с согласия всех участников совместного домовладения.

Иные решения общего собрания участников совместного домовладения согласно статье 180 ЖК могли приниматься с согласия простого большинства от общего количества участников совместного домовладения.

Данный порядок претерпел значительные изменения, при этом абсолютно непонятные.

Указом № 536 определено, что решения по вопросам, касающимся управления общим имуществом, отчуждения либо передачи общего имущества во владение и пользование одному или нескольким членам ТС или ЖПК, иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы членов ТС или ЖПК и собственников объектов недвижимого имущества, не являющихся членами ЖПК, считаются принятыми, если на общем собрании членов ТС или ЖПК либо при голосовании, проведенном в предусмотренном законодательством порядке путем письменного опроса, за них проголосовали более двух третей членов ТС или ЖПК и собственников объектов недвижимого имущества, не являющихся членами ЖПК, от их общего количества.

Во-первых, заметим, что поскольку мы уже выяснили, что вопрос об управлении общим имуществом законодатель предрешил, не оставив участникам совместного домовладения выбора в способе управления общим имуществом, то приведенная выше громоздкая конструкция могла бы быть несколько короче. Во-вторых, очевидно в данной норме более правильным было бы вести речь об отчуждении либо передаче во владение и пользование части общего имущества, но никак не об отчуждении общего имущества как такового, поскольку без него невозможно нормальное функционирование жилых помещений.

В то же время, определено, что по вопросу уменьшения размера общего имущества в процессе реконструкции объекта недвижимого имущества путем надстройки и (или) пристройки решение считается принятым, если на общем собрании членов ТС или ЖПК либо при голосовании, проведенном в предусмотренном законодательством порядке путем письменного опроса, за него проголосовали единогласно все члены ТС или ЖПК и собственники объектов недвижимого имущества, не являющиеся членами ЖПК.

Данная норма выглядит вообще странно.

Во-первых, очень сложно представить, каким образом уменьшается размер общего имущества в процессе реконструкции путем надстройки или пристройки. По всякой логике приставки над- и при- к слову стройка, как ни крути, имеют прибавочное значение, то есть, в процессе надстройки и пристройки общее имущество должно увеличиваться. Так, например, согласно п. 2.56 Инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий, утвержденной постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 24.03.2015 № 11, пристройка – это часть строения, расположенная вне первоначального контура его капитальных наружных стен, как правило, являющаяся вспомогательной по отношению к строению и имеющая с ним либо иной пристройкой одну (или более) общую капитальную стену. Каким образом, что-то пристраивая, можно что-то уменьшить, остается загадкой.  

Во-вторых, если обратимся к норме ст. 180 ЖК, то в ней шла речь об увеличении размера общего имущества в процессе реконструкции объекта недвижимого имущества путем надстройки и (или) пристройки. То есть, все выглядело вполне логично. В то же время, в Указе № 356 о порядке принятия решения об увеличении размера общего имущества вообще ничего не говорится. Очевидно, что и здесь разработчики Указа № 356 что-то напутали, перевернули норму ЖК с ног на голову.

Ну, и в-третьих, выглядит странно то, что для принятия решения об отчуждении общего имущества установлен порог ниже, чем для принятия решения о его уменьшении. Хотя повторимся, что решение об отчуждении никак не может быть принято по отношению ко всему общему имуществу, а только лишь к какой-то его части. В качестве примера можно привести продажу части неиспользуемого подвального помещения. Другие примеры, исходя из приведенного выше определения общего имущества, даже сложно представить. Таким образом, между понятиями «отчуждение части общего имущества» и «уменьшение общего имущества» следует поставить знак равенства.

В связи с этим, полагаем, что приведенные нормы Указа № 536 о порядке принятия решений при определении судьбы общего имущества вообще не жизнеспособны, поскольку они не регулируют ровным счетом ничего.

Как нам представляется, если уже взялись за наведение порядка в принятии решений о судьбе общего имущества участников совместного домовладения, то было бы правильнее определить, что:

  • решение об уменьшении общего имущества может быть принято только единогласно всеми участниками совместного домовладения;
  • решение о передаче общего имущество во владение и пользование (например, по договору аренды) – двумя третями голосов от их общего количества;
  • решение об увеличении общего имущества – простым большинством.

Все. Больше здесь выдумывать ничего не надо было.

 

Ликвидация и реорганизация  

Еще более неудачной выглядит норма Указа № 536 о том, что решение по вопросу реорганизации и ликвидации ТС или ЖПК, назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора), а также утверждения передаточного акта или разделительного баланса, промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов считается принятым, если на общем собрании членов ТС или ЖПК либо при голосовании, проведенном в предусмотренном законодательством порядке путем письменного опроса, за него проголосовали единогласно все члены ТС или ЖПК.

Во-первых, ликвидация ТС по решению участников совместного домовладения в силу действующего законодательства невозможна. Статьей 218 ЖК установлено, что ТС может быть реорганизовано или ликвидировано по решению общего собрания его членов при условии выбора этим собранием иного способа управления общим имуществом, за исключением случаев гибели или уничтожения недвижимого имущества. А поскольку, как мы уже говорили выше, никакого выбора в способе управления общим имуществом у участников совместного домовладения нет, то они не могут принять решение о ликвидации ТС. Иными словами, если у 11-и собственников имеется общее имущество, то должно быть ТС, и никуда от этого не денешься. К счастью, дома у нас взрываются не часто, поэтому на вопросах гибели или уничтожения имущества останавливаться не будем.

Во-вторых, так и остался неразрешенным вопрос с реорганизацией путем разделения так называемых «многодомных» ТС. До принятия действующего ЖК вроде как ничего не запрещало объединять в одно ТС несколько домов, хотя элементарной логике это противоречило, поскольку у владельцев квартир, находящихся в разных домах, не может быть общей собственности, следовательно, не может быть и отношений совместного домовладения.

Да и не только с логикой там были проблемы – с законом тоже не все вязалось, поэтому были даже судебные решения в пользу того, что у жителей разных домов, входящих в одно ТС, нет общего имущества. У таких «многодомных» ТС, кстати, вообще возникали проблемы с определением размера общего имущества и доли в праве общей собственности на общее имущество каждого участника совместного домовладения. Именно эти проблемы и вызывали судебные споры.

Более того, некоторые застройщики умудрились включить дома, возведенные ими в разных районах города, в одно ТС! От этого очень сильно страдают люди, вчерашние дольщики, а сегодняшние участники совместного домовладения, не понимающие, чем и с кем они совместно владеют. Попытки решить такие проблемы через суд, насколько нам известно, заканчивались ничем. Главная проблема – нет механизма разъединения таких «монстров».

Мы уже писали о том, что эту проблему мог разрешить указ Главы государства, но Указ № 536, к сожалению, таковым не стал. Например, если из четырнадцати домов, входящих в ТС, один дом захотел отъединиться и создать собственное ТС, остальные тринадцать при установленном порядке принятия решения (единогласно всеми членами ТС) могут «зарубить»  такую инициативу, что называется, на корню. То есть, ситуация, когда собственники квартир в отдельном доме не могут стать хозяевами реально принадлежащего им общего имущества, остается неразрешенной.

  

Решения по иным вопросам

Указом № 536 определено, что решения по иным вопросам, отнесенным законодательством к исключительной компетенции общего собрания членов ТС или ЖПК, считаются принятыми, если на общем собрании, на котором присутствуют члены ТС или ЖПК, обладающие более чем половиной голосов от их общего количества, либо при голосовании, проведенном в предусмотренном законодательством порядке путем письменного опроса, за их принятие проголосовали члены ТС или ЖПК, обладающие не менее чем половиной голосов от их общего количества.

Также установлено, что решения по вопросам, отнесенным законодательством к компетенции собрания уполномоченных, считаются принятыми, если на собрании уполномоченных, на котором присутствуют уполномоченные, обладающие более чем двумя третями голосов от их общего количества, за их принятие проголосовали уполномоченные, обладающие не менее чем половиной голосов от их общего количества.

 

Уполномоченное лицо по управлению общим имуществом

Указом № 536 установлено, что уполномоченным лицом по управлению общим имуществом является государственный заказчик в сфере ЖКХ. При этом определено, что для целей Указа под госзаказчиком в сфере ЖКХ понимается юрлицо, создаваемое по решению облисполкома или Минского горисполкома в целях организации работ по обеспечению потребителей ЖКУ основными и дополнительными ЖКУ на основании договоров, за исключением услуг горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (канализации), газо-, электро- и теплоснабжения, определения исполнителей по содержанию (эксплуатации) объектов внешнего благоустройства, расположенных в пределах административно-территориальных единиц, и для осуществления иных функций, определенных законодательством.

Согласно Указу № 536 исполкомы назначают уполномоченное лицо по управлению общим имуществом в следующих случаях:

1) если до ввода в эксплуатацию жилого дома, строительство которого осуществлялось путем долевого строительства на основании договоров создания объектов долевого строительства и (или) с использованием жилищных облигаций, гражданами, участвующими в его строительстве, которым будет принадлежать право собственности на объекты имущества в нем, не принято в установленном законодательством порядке решение о создании ТС, – по истечении одного месяца со дня приемки жилого дома в эксплуатацию (было 15 дней);

2) если в жилом доме, построенном организациями в целях продажи объектов недвижимого имущества в нем, участниками совместного домовладения не принято в установленном законодательством порядке решение о выборе одного из способов управления общим имуществом, – по истечении одного месяца со дня возникновения совместного домовладения (было 15 дней);

3) если кандидатура председателя правления ТС или ЖПК, срок действия полномочий которого истек, не переизбрана в установленном законодательством порядке;

4) если в совместном домовладении не обеспечиваются сохранность и эксплуатация общего имущества в соответствии с требованиями актов законодательства, в том числе ТНПА, надлежащая работа органов управления ТС или ЖПК или истек срок полномочий этих органов управления, а меры по их избранию не дают положительных результатов, а также в случаях невыполнения председателем правления требования о необходимости прохождения согласования, отказа исполкома в согласовании и (или) неоднократного (два и более раза в течение одного календарного года) нарушения председателем установленных законодательством обязанностей, – в течение одного месяца со дня выявления указанных фактов.

Последние два пункта (3,4) являются новшеством, отметим, что вполне оправданным, поскольку перечисленные в них ситуации действительно ранее не были урегулированы законодательством, и возникали определенные, как минимум процедурные, сложности при их разрешении. Также отметим, что относительно этих двух пунктов Указом определено, что в случае возникновения подобных ситуаций полномочия председателя правления прекращаются со дня назначения местным исполнительным и распорядительным органом уполномоченного лица по управлению общим имуществом. Непонятно, правда, что происходит с самим правлением.

Определено также, что в случаях, предусмотренных в первых двух пунктах (1,2), уполномоченное лицо по управлению общим имуществом является единственным органом управления до принятия участниками совместного домовладения в установленном порядке решения о выборе способа управления общим имуществом.

Установлено, что уполномоченное лицо по управлению общим имуществом в течение одного месяца со дня принятия местным исполнительным и распорядительным органом решения о назначении уполномоченного лица по управлению общим имуществом в случаях, предусмотренных в пунктах 3 и 4, вносит на рассмотрение общего собрания (собрания уполномоченных) членов ТС или ЖПК по предложению исполкома кандидатуру (кандидатуры) на должность председателя.

В случае, если на общем собрании (собрании уполномоченных) членов ТС или ЖПК не принято решение об избрании председателя правления либо общее собрание (собрание уполномоченных) членов ТС или ЖПК не состоялось, управление общим имуществом осуществляется уполномоченным лицом по управлению общим имуществом до принятия общим собранием (собранием уполномоченных) членов ТС или ЖПК решения об избрании председателя.

Таким образом, как видим, уполномоченное лицо по управлению общим имуществом – это своего рода антикризисный управляющий, назначаемый исполкомом в случаях, когда возникает угроза общему имуществу участников совместного домовладения, а по сути – угроза какой-то части жилищного фонда. Такой государственный подход представляется вполне оправданным.

Остается еще установить материальный стимул для участников совместного домовладения – рыночный тариф на услуги уполномоченного лица, чтобы получше смотрели за своим общим имуществом и были сговорчивее на собственных собраниях. Когда владельцы квартир получат «жировки» с внушительной цифрой в графе «Услуги по управлению общим имуществом», полагаем, что им сразу же захочется принимать более активное участие в жизни своего ТС. Должно же наше вечно бедное ЖКХ хоть на чем (на ком) зарабатывать.

 

Председатель правления

Указом № 536 определено, что председателем правления может быть гражданин, имеющий среднее специальное или высшее техническое, экономическое или юридическое образование и освоивший содержание образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов и иных видов обучающих курсов) по вопросам управления общим имуществом, кандидатура которого согласована местным исполнительным и распорядительным органом (далее – исполком) в порядке, установленном этим органом. Установлено, что исполком может отказать в согласовании кандидатуры на должность председателя в случаях, если:

  • не представлены документы, перечень которых устанавливается исполкомом;
  • из представленных документов установлено, что кандидат не соответствует указанным выше требованиям;
  • кандидат ранее совершил умышленное преступление, судимость за которое не снята и не погашена.

Согласование кандидатуры председателя правления осуществляется путем принятия соответствующего решения исполкомом в течение 15 рабочих дней со дня представления документов, перечень которых устанавливается исполкомом. При этом кандидатура, согласованная исполкомом, должна быть представлена для избрания на должность председателя общему собранию (собранию уполномоченных) членов ТС или ЖПК в течение 1 месяца со дня ее согласования.

Последняя норма нам представляется лишней, однако в целом, как видим, ничего страшного в предъявлении требований к кандидатам в председатели и в порядке их согласования не произошло.

Указ № 536 также определяет, что в случае выявления фактов осуществления полномочий председателя правления гражданином, кандидатура которого не согласована исполкомом в установленном порядке, исполком в 5-дневный срок со дня установления данного факта направляет такому председателю предписание о необходимости прохождения согласования в 3-месячный срок со дня получения этого предписания. Невыполнение требования, изложенного в предписании, либо отказ исполкома в согласовании будет основанием для досрочного прекращения полномочий председателя и назначения исполкомом  уполномоченного лица по управлению общим имуществом в указанном выше порядке.

Также определено, что председатель правления в случае, если по его кандидатуре исполком в установленном порядке принял решение об отказе в согласовании, а также в случае, если исполкомом принято решение о назначении уполномоченного лица по управлению общим имуществом, не имеет права осуществлять полномочия, в том числе финансовые операции по текущему (расчетному) банковскому счету ТС или ЖПК, от своего имени и (или) от имени ТС или ЖПК со дня получения им уведомления о принятии соответствующего решения либо передачи ему под роспись копии данного решения. При этом уведомление о принятии соответствующего решения направляется председателю заказным письмом с обратным уведомлением не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.

Указом № 536 определено, что председатель правления дополнительно к обязанностям, установленным ЖК, обязан обеспечивать:

  • надлежащее управление общим имуществом;
  • заключение участниками совместного домовладения договоров на оказание услуг по техобслуживанию, текущему ремонту, капремонту, санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома, обращению с твердыми коммунальными отходами, техобслуживанию лифтов по типовым формам, утвержденным Правительством, а также применение при осуществлении расчетов за основные ЖКУ тарифов, установленных в соответствии с законодательством;
  • предоставление дополнительных ЖКУ на основании отдельного договора на оказание дополнительной ЖКУ;
  • надлежащие эксплуатацию объектов недвижимого имущества и обслуживание придомовой территории (в случае наличия огражденной придомовой территории, предоставленной для строительства и (или) обслуживания многоквартирного жилого дома), в том числе путем заключения на конкурсной основе соответствующих договоров;
  • принятие мер по устранению повреждений вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома в результате актов вандального характера, а также по устранению надписей и (или) изображений непристойного характера и приведению вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома в соответствие с обязательными для соблюдения требованиями ТНПА, в том числе посредством проведения текущего ремонта;
  • информирование ежегодно до 31 марта года, следующего за отчетным, членов ТС или ЖПК о финансово-хозяйственной деятельности ТС или ЖПК;
  • представление по требованию исполкома информации о финансово-хозяйственной деятельности ТС или ЖПК, выполняемых работах (оказываемых услугах) по эксплуатации общего имущества.

Также определено, что председатель правления в случае, если срок действия его полномочий истек и его кандидатура на должность председателя не переизбрана на общем собрании членов ТС или ЖПК либо при голосовании, проведенном в предусмотренном законодательством порядке путем письменного опроса, а также в случаях отказа исполкома в согласовании либо принятия исполкомом решения о назначении уполномоченного лица по управлению общим имуществом в течение одного месяца со дня прекращения полномочий обязан передать по акту назначенному уполномоченному лицу по управлению общим имуществом либо вновь избранному председателю печать и документы ТС или ЖПК.

 

Заключительные положения

Указом № 536 определено, что оказание содействия ТС и ЖПК путем предоставления консультационной и методологической помощи по вопросам управления общим имуществом осуществляют государственные учреждения ЖКХ областей, г. Минска, а также ассоциации ТС и ЖПК в порядке и на условиях, определенных данными организациями.

Также говорится, что  ТС и ЖПК по решению общего собрания их членов (собрания уполномоченных) вправе размещать денежные средства, полученные от внесения платы за капремонт, во вклады (депозиты) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях с последующим направлением их на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем жилого дома. Подобная норма была введена в Указ № 538 еще Указом № 461.

Совету Министров Республики Беларусь предписывается в 6-месячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с Указом № 536 и принять иные меры по его реализации. Заметим, что аналогичное поручение давалось Правительству и Указом № 461 больше двух лет назад, однако по сей день наш ЖК не претерпел никаких таких изменений и все это время упорно противоречил указам Главы государства.

Правда, на этот раз, похоже, все выглядит более реально, поскольку План подготовки законопроектов на 2016 год, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 530, содержит, в том числе, законопроект о внесении изменений и дополнений в ЖК.

Однако, как мы убедились в результате проведенного выше анализа, многие нормы Указа № 536 далеко несовершенны, а поэтому переносить их в ЖК никак нельзя. Было бы правильнее сразу внести соответствующие изменения в Указ № 538, исправив ошибки Указа № 536, а потом уже браться за ЖК. К тому же, как мы выяснили, остаются неурегулированными многие проблемы совместного домовладения, в ом числе та же проблема реорганизации «многодомных» ТС.

Хотелось бы хоть в скользь, но напомнить еще одну проблему: действующим законодательством практически никак не урегулированы вопросы совместного домовладения в старых домах, где большая часть квартир приватизированы, а некоторая часть по-прежнему остается в коммунальной собственности. В таких домах тоже имеется общее имущество, а значит, фактически имеют место отношения совместного домовладения. Между тем, государственный заказчик в лице организаций ЖКХ управляет этим общим имуществом, как ему вздумается, но главное без никаких законных на то оснований, просто, что называется, по накатанной, по инерции. А в результате очень сильно страдают интересы собственников, которые, фактически, не являются хозяевами общего имущества, юридически им принадлежащего. Указом № 536 никак не попытались решить эту проблему. 

Исполкомам поручается в шестимесячный срок:

  • провести мероприятия по выявлению фактов осуществления полномочий председателями правлений ТС и ЖПК, кандидатуры которых не согласованы в установленном порядке, и принять меры, предусмотренные законодательством;
  • принять иные меры по реализации Указа № 536.

 

Когда браться за уставы?

Анализируемым нормативным актом определено, что ТС и ЖПК, созданные до вступления в силу Указа № 536, обязаны привести свои уставы в соответствие с этим Указом в течение одного года со дня его вступления в силу. До приведения в соответствие с Указом № 536 уставы ТС и ЖПК действуют в части, не противоречащей этому Указу.

Однако в п. 7 Указа № 536 говорится, что он вступает в силу в следующем порядке:

  • пункты 2–4 и настоящий пункт – после официального опубликования данного Указа;
  • иные положения – через 6 месяцев после официального опубликования Указа.

Официальное опубликование было 12 января 2016 г.

Основные положения Указа № 536, которыми вносятся изменения в Указ № 538, содержатся в п. 1 этого нормативного акта. Они вступают в силу 13 июля 2016 г.  Значит ли это, что именно с этой даты для ТС и ЖПК начнет течь годичный срок, данный им для приведение в соответствие с Указом № 536 своих уставов? Или этот годичный срок для них начался с 13 января 2016 г.?  

Мы не рискнем делать какие-то предположения, об этом лучше спросить у тех, кому этим нормативным актом предписывается оказывать ТС и ЖПК содействие «путем предоставления консультационной и методологической помощи» (см. выше), а лучше сразу у МЖКХ.  

В заключение отметим, что согласно п. 6 Указа № 536 он применяется к отношениям, возникшим после его вступления в силу. По отношениям, возникшим до вступления в силу Указа № 536, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его вступления в силу.

Онлайн консультация врача Хотите задать вопрос врачу?