Порядок предоставления бюджетных ассигнований на финансирование расходов по ЖКУ

Автор: Алексей ПАВЛОВСКИЙ, юрист вкл. .

Совместным постановлением Министерства финансов, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и Министерства экономики Республики Беларусь от 31.12.2013 № 95/17/101 была утверждена Инструкция о порядке планирования финансирования расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, за счет бюджетных ассигнований в части жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, проживающему в жилищном фонде, не обслуживаемом организациями жилищно-коммунального хозяйства системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

Документ был принят на основании подпункта 1.11 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 05.12.2013 № 550 «О некоторых вопросах регулирования тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги и внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь», как видим по дате принятия, еще в конце прошлого года. Однако официальное его опубликование состоялось только 14 августа 2014 года, а регистрация в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 8 августа 2014 года. Это значит, что именно с этой даты - 8 августа 2014 года - данное постановление вступило в силу.

 

Сфера применения

Согласно пункту 1 Инструкции этот документ определяет порядок планирования финансирования расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, за счет бюджетных ассигнований в части жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, проживающему в жилищном фонде, не обслуживаемом организациями жилищно-коммунального хозяйства системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь. При этом поясняется, что не обслуживаемый организациями жилищно-коммунального хозяйства жилищный фонд – это жилищный фонд, на техническое обслуживание которого не заключены договоры с организациями жилищно-коммунального хозяйства системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь (частный жилищный фонд, находящийся в собственности граждан, а также жилищный фонд организаций различных форм собственности, включая дома организаций застройщиков и товариществ собственников). Подчеркивается также, что действие Инструкции не распространяется на жилищный фонд бюджетных организаций.

В свою очередь, под коммунальными услугами в Инструкции понимается горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз, обезвреживание и переработка твердых коммунальных отходов.

Установлено, что при планировании и распределении бюджетных ассигнований по не обслуживаемому жилищному фонду организациями жилищно-коммунального хозяйства системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь обеспечивается раздельный учет объемов коммунальных услуг, предоставляемых населению, в натуральном выражении.

 

Порядок планирования бюджетных ассигнований

Согласно пункту 5 Инструкции при составлении проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год Министерством финансов Республики Беларусь совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь определяются расчетные нормативы на убытки по не обслуживаемому организациями ЖКХ жилищному фонду (далее – расчетные нормативы на убытки), используемые для составления расчетных показателей бюджетов областей и г. Минска на очередной финансовый год. Расчетные нормативы на убытки определяются в рублях на очередной финансовый год:

  • по техническому обслуживанию – в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений с применением повышающего коэффициента по общежитиям;
  • по коммунальным услугам, за исключением теплоснабжения, – в расчете на одного проживающего гражданина;
  • по теплоснабжению – в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений.

Расчетные нормативы на убытки подлежат установлению в одинаковом размере для всех областей и г. Минска по всем указанным жилищно-коммунальным услугам, кроме услуг по теплоснабжению. Эти нормативы доводятся главным финансовым управлениям областных и Минского городского исполнительных комитетов одновременно с расчетными показателями бюджетов областей, г. Минска на очередной финансовый год.

В свою очередь, при составлении проектов областного бюджета, бюджета г. Минска на очередной финансовый год главные финансовые управления областных, Минского городского исполнительных комитетов определяют расчетные нормативы на убытки, используемые для составления расчетных показателей бюджетов районов (городов областного подчинения), бюджетных смет расходов местных администраций районов в городах, включенных в бюджет г. Минска, и учитывают в расчетных показателях нижестоящих бюджетов необходимые средства в соответствии с данными нормативами.

Решениями районных, городских (городов областного подчинения), Минского городского исполнительных комитетов устанавливаются нормативы на убытки по не обслуживаемому организациями ЖКХ жилищному фонду (далее – нормативные убытки). Местные исполнительные и распорядительные органы могут устанавливать дифференцированные размеры нормативных убытков в зависимости от вида жилищно-коммунальных услуг по определенным группам не обслуживаемого организациями ЖКХ жилищного фонда, в том числе с учетом сроков эксплуатации и технического состояния жилых домов или жилых помещений, а также для отдельных организаций. По каждому виду жилищно-коммунальных услуг нормативные убытки могут быть дифференцированы по районам (городам областного подчинения). Нормативные убытки могут устанавливаться в расчете на единицу потребляемых коммунальных услуг (1 куб. метр воды, стоков, твердых коммунальных отходов, 1 Гкал тепловой энергии).

Установлено, что бюджетные ассигнования предусматриваются организациям за счет средств бюджетов районов (городов областного подчинения), бюджетных смет местных администраций районов в г. Минске:

  • по месту нахождения организации – балансодержателя не обслуживаемого организациями ЖКХ жилищного фонда (далее – организация-балансодержатель) – организации-балансодержателю с применением нормативных убытков, установленных на территории местонахождения жилищного фонда;
  • по месту нахождения организации – поставщика коммунальных услуг (далее – организация-поставщик) – организации-поставщику в соответствии с годовой сметой доходов и расходов при отпуске коммунальных услуг по тарифам, установленным для населения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Согласно пункту 9 Инструкции бюджетные ассигнования на техническое обслуживание перечисляются на текущие (расчетные) банковские счета организаций-балансодержателей либо специализированных организаций, осуществляющих обслуживание жилищного фонда (далее – специализированные организации). Бюджетные ассигнования на коммунальные услуги перечисляются на текущие (расчетные) банковские счета:

  • организаций-поставщиков – при предоставлении коммунальных услуг по тарифам, установленным для населения в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • организаций-балансодержателей либо специализированных организаций – при условии отпуска им коммунальных услуг по тарифам, установленным для юридических лиц в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При найме управляющего недвижимым имуществом совместного домовладения и открытии счета для ведения расчетных и кассовых операций по техническому обслуживанию недвижимого имущества совместного домовладения бюджетные ассигнования могут перечисляться на эти счета.

Бюджетные ассигнования отражаются в расходах соответствующих местных бюджетов в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь. Бюджетные ассигнования распределяются на:

  • возмещение организациям части расходов, связанных с осуществлением технического обслуживания жилых домов, общежитий;
  • возмещение организациям части расходов, связанных с предоставлением коммунальных услуг населению;
  • возмещение части расходов организациям всех форм собственности по предоставлению коммунальных услуг по тарифам, установленным для населения в соответствии с законодательством Республики Беларусь, за исключением республиканских унитарных предприятий электроэнергетики государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» в части предоставления ими услуг по снабжению населения электрической и тепловой энергией;
  • возмещение организациям – балансодержателям не обслуживаемого организациями ЖКХ жилищного фонда, в жилых домах, общежитиях которого отсутствуют инженерные системы рециркуляции горячей воды, расходов, связанных с предоставлением в соответствии с законодательством Республики Беларусь 10-процентной скидки за подогрев воды.

Согласно Инструкции организациям возмещаются фактические убытки в текущем финансовом периоде за оказанные жилищно-коммунальные услуги, но не выше нормативных убытков. Фактические убытки, указанные в части первой настоящего пункта, определяются как разница между фактическими затратами и начисленными доходами по оплате населением жилищно-коммунальных услуг по тарифам, установленным для населения в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и прочими собственными доходами (за минусом всех обязательных налогов, сборов и отчислений). Прочими собственными доходами являются суммы начисленной арендной платы за сдаваемые в аренду юридическим лицам жилые помещения и (или) нежилые помещения в жилых домах, а также в административных зданиях, если в них расположены жилые помещения, суммы перекрестного субсидирования по коммунальным услугам (если это имеет место), средства по договорам с организациями на участие в расходах по содержанию жилищного фонда, пеня, комиссионное вознаграждение за сбор жилищно-коммунальных платежей, проценты банка за размещение временно свободных средств на депозитных и других счетах (кроме процентов, поступающих на счет, предназначенный для аккумулирования отчислений на капитальный ремонт), доходы от предоставления услуги населению по проживанию в гостиничных номерах и комнатах за минусом расходов на содержание таких помещений и предоставление коммунальных услуг лицам, проживающим в них.

Установлено, что переходящая задолженность может приниматься к финансированию в очередном финансовом году в пределах средств, ежегодно утверждаемых в бюджете на очередной финансовый год, и определяться как разность между фактическими убытками (в пределах нормативных убытков) за предыдущий финансовый год и фактически перечисленной суммой бюджетных ассигнований. При определении размера бюджетных ассигнований к расчету принимается размер средней заработной платы не выше фактически сложившегося в аналогичном периоде размера средней заработной платы работников коммунальной организации (структурного подразделения), осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, на территории которой находится организация – балансодержатель не обслуживаемого организациями ЖКХ жилищного фонда. Возмещение организациям – балансодержателям жилищного фонда, в жилых домах, общежитиях которого отсутствуют инженерные системы рециркуляции горячей воды, расходов, связанных с предоставлением в соответствии с законодательством Республики Беларусь 10-процентной скидки, производится по отдельному расчету.

 

Порядок получения бюджетных ассигнований

В соответствии с пунктом 14 Инструкции для получения бюджетных ассигнований организации-балансодержатели, специализированные организации ежемесячно до 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляют в местные исполнительные и распорядительные органы по месту своего нахождения расчет потребности в получении бюджетных ассигнований, выделяемых на возмещение части затрат, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг населению, проживающему в не обслуживаемом организациями ЖКХ жилищном фонде, по форме согласно приложению 1 в двух экземплярах (нарастающим итогом с начала года). Организации-балансодержатели, специализированные организации, получавшие в течение финансового года в соответствии с настоящей Инструкцией бюджетные ассигнования, до 25 января года, следующего за отчетным, представляют в местные исполнительные и распорядительные органы годовой расчет потребности в получении бюджетных ассигнований (с постатейной расшифровкой доходов и расходов). При оказании коммунальных услуг по тарифам, установленным для населения в соответствии с законодательством Республики Беларусь, фактические убытки у организаций-балансодержателей должны отсутствовать.

Для получения бюджетных ассигнований организации-поставщики ежемесячно до 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляют в местные исполнительные и распорядительные органы расчет потребности в получении бюджетных ассигнований, выделяемых на возмещение части затрат, связанных с предоставлением коммунальных услуг населению, проживающему в не обслуживаемом организациями ЖКХ жилищном фонде, по форме согласно приложению 2 в двух экземплярах (нарастающим итогом с начала года). Организации-поставщики представляют для утверждения годовую смету доходов и расходов по предоставлению указанных услуг (с ежемесячной разбивкой) до 25 января года, следующего за отчетным, в местные исполнительные и распорядительные органы по месту своего нахождения (за исключением республиканских унитарных предприятий электроэнергетики государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» в части предоставления ими услуг по снабжению населения электрической и тепловой энергией, коммунального унитарного производственного предприятия «Минскводоканал» и коммунального унитарного производственного предприятия по эксплуатации и ремонту коммунальных тепловых сетей и котельных «Минсккоммунтеплосеть»). Годовая смета доходов и расходов может уточняться в течение финансового года. При расчете размера бюджетных ассигнований, подлежащих перечислению, по крышным котельным, находящимся в жилых домах, общежитиях, организации-балансодержателю необходимо обеспечить учет объемов тепловой энергии, вырабатываемой этими котельными и реализуемой юридическим лицам, и исключить затраты по предоставлению услуг теплоснабжения юридическим лицам.

Установлено, что при исчислении подлежащих перечислению бюджетных ассигнований организации – балансодержателю общежития необходимо учитывать следующие особенности:

  •  затраты по жилищно-коммунальным услугам по встроенным (пристроенным к общежитию) нежилым помещениям, не являющимся вспомогательными, для исчисления потребности в бюджетных ассигнованиях не учитываются. К данным помещениям относятся помещения столовых, спортивных и актовых залов и другие помещения, не связанные с предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг. Организация – балансодержатель общежития обеспечивает выделение объемов жилищно-коммунальных услуг в натуральном выражении по данным помещениям в общем их объеме по общежитию в целом и исключает затраты по их предоставлению при определении сумм бюджетных ассигнований;
  • расходы по жилищно-коммунальным услугам, предоставляемым арендаторам комнат (блоков) и временно проживающим (приезжим) лицам, временно пустующим комнатам (блокам) в общежитии, площадям, отведенным под гостиничные номера, не подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований;
  • общая площадь жилых помещений, учитываемая при расчете сумм бюджетных ассигнований, исчисляется как суммарная площадь жилых комнат и подсобных помещений, находящихся внутри блока (комнат), за исключением следующих площадей: сдаваемых в аренду, отведенных под гостиничные места, занимаемых временно проживающими (приезжими) лицами, временно пустующих комнат. По услугам холодного и горячего водоснабжения, водоотведения (канализации) из расходов по общежитию исключается доля (при отсутствии отдельного прибора учета – расчетная) потребления данных услуг арендаторами и временно проживающими (приезжими) лицами;
  • не подлежат включению в расходы по техническому обслуживанию общежитий общепроизводственные и общехозяйственные расходы организаций – балансодержателей общежитий, кроме случаев выполнения работ (услуг) рабочими основного производства для нужд общежития. При определении доли общепроизводственных расходов, относящихся к работам (услугам), выполняемым для общежитий, исключаются затраты, которые не связаны с производством этих работ (услуг).

Организация – балансодержатель общежития, специализированная организация, обслуживающая данное общежитие, независимо от того, проживают в данном общежитии работники данной организации-балансодержателя либо иных организаций по договору найма, для расчетов размеров бюджетных ассигнований учитывают общую площадь жилых помещений и расходы по жилищно-коммунальным услугам для всех граждан, проживающих в общежитии по договорам найма.

Бюджетные ассигнования на капитальный ремонт согласно пункту 19 Инструкции предусматриваются в соответствии с перспективными программами и текущими графиками, утверждаемыми районными, городскими исполнительными комитетами, местными администрациями районов в городах. Необходимость выделения бюджетных ассигнований на капитальный ремонт определяется местными исполнительными и распорядительными органами с учетом наличия средств, финансового положения организаций и технического состояния жилых домов или жилых помещений. Бюджетные ассигнования на капитальный ремонт выделяются при условии обязательного и полного перечисления организациями ежемесячных отчислений на капитальный ремонт на счета местных исполнительных и распорядительных органов либо по их поручению – на счета соответствующих организаций жилищно-коммунального хозяйства системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь в течение не менее 10 лет до момента обращения за получением бюджетных ассигнований.

Еще раз напомним, что постановление № 95/17/101 вступило в силу 8 августа 2014 года.

Онлайн консультация врача Хотите задать вопрос врачу?