Порядок передачи дел для рассмотрения в третейском суде

Автор: Сергей БЕЛЯВСКИЙ, судья хозяйственного суда Гродненской области, заместитель председателя Гродненского областного отделения Союза юристов.

Согласно Закону Республики Беларусь от 18.07.2011 № 301-З «О третейских судах» (далее — Закон) третейским судом является организация, не входящая в судебную систему Республики Беларусь, создаваемая для разрешения споров в виде постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образуемого по соглашению сторон для разрешения конкретного спора.

Третейское разбирательство является альтернативной формой разрешения дел, подведомственных суду, в том числе и хозяйственному.

В Законе создана база для эффективного функционирования третейских судов в нашей стране. Следствием этого явилось создание в течение этого года третейских судов в большинстве областей республики, а в некоторых создано уже и по несколько судов, в том числе специализированных.

Однако, несмотря на все успехи в организации третейского разбирательства, сам процесс активной передачи споров на рассмотрение в третейские суды в настоящее время так и не начался. Представляется, что основная проблема может крыться в незнании компетенции третейских судов потенциальными сторонами споров, порядка передачи дел на рассмотрение в них, а также боязнью всего нового. Так, например, институт примирения (медиация) также в начале своего становления долго принимался субъектами отечественной экономики с опасениями и настороженностью, но теперь используется повсеместно, и все отмечают только положительные его моменты.

Вместе с тем стоит напомнить, что правовой институт третейских судей уходит своими корнями в прошлые века, когда согласно древним памятникам истории и права споры между гражданами разрешались старейшинами, мудрыми людьми, «старцами», радниками и т.п.

Компетенция

Анализ ст. 10 Закона показывает, что сторонами третейского разбирательства могут быть физические и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты Республики Беларусь. При этом уточняется, что физические лица для целей заключения третейского соглашения должны обладать полной дееспособностью. В то же время государственные органы, в том числе органы местного самоуправления, не могут быть субъектами третейского соглашения. Также важно знать, что в случае перемены сторон в обязательстве по договору, содержащему третейскую оговорку, указанная оговорка не распространяется на новую сторону обязательства.

Полномочия представителя стороны на заключение третейского соглашения должны быть специально оговорены в доверенности.

К компетенции третейских судов отнесены все споры, возникающие между сторонами, заключившими третейское соглашение, за исключением споров, стороной которых является учредитель постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, либо юридическое лицо, обособленным подразделением (подразделением) которого является такой третейский суд, а также споров, непосредственно затрагивающих права и законные интересы третьих лиц, не являющихся сторонами третейского соглашения, и споров, которые не могут быть предметом третейского разбирательства в соответствии с законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранного государства, если применение законодательства иностранного государства предусмотрено третейским соглашением или иным договором между сторонами.

Таким образом, к компетенции третейских судов могут быть отнесены практически любые споры гражданского частноправового характера, в том числе возникшие из внешнеторговых и иных видов частноправовых отношений вне зависимости от места нахождения или места жительства сторон спора.

Если сравнивать компетенцию третейских судов с компетенцией Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате (МАС при БелТПП), то компетенция последнего значительно уже. В силу ст. 4 Закона Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде» в международный арбитражный суд могут передаваться гражданско-правовые споры между любыми субъектами права, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если местонахождение или местожительство хотя бы одного из них находится за границей Республики Беларусь, а также иные споры экономического характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение международного арбитражного суда и если это не запрещено законодательством Республики Беларусь. Сравнивая компетенцию МАС при БелТПП с компетенцией третейских судов, отдельные авторы называют компетенцию последних с известной долей относительности (свойственной третейским судам) — «абсолютной».

Третейское соглашение

Для передачи дела для рассмотрения в третейский суд сторонам достаточно заключить так называемое «третейское соглашение» — соглашение сторон о передаче спора на разрешение конкретного третейского суда, указанного в соглашении сторон. Третейское соглашение может заключаться в письменной форме в двух видах:

  • в виде самостоятельного соглашения сторон о передаче на разрешение соответствующего третейского суда всех или отдельных споров, которые возникли или могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения;
  • в виде третейской оговорки — отдельного положения, содержащегося в договоре.

При этом его заключение может произойти путем:

  • подписания сторонами отдельного документа;
  • обмена сторонами сообщениями с использованием почтовой связи или иных видов связи, обеспечивающих письменное фиксирование волеизъявления сторон;
  • указанием в исковом заявлении, поступившем к стороне предложения разрешить спор в третейском суде и в ответе на него в котором вторая сторона не возразит против этого.

Ссылка в договоре на документ, содержащий третейскую оговорку, является третейским соглашением при условии, что этот договор заключен в письменной форме, а содержание ссылки делает такую оговорку частью заключенного договора.

Третейское соглашение должно содержать положение о том, что все или отдельные споры, которые возникли или могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения, подлежат разрешению в третейском суде, а также наименование конкретного постоянно действующего третейского суда, которому спор будет передан для разрешения, либо порядок образования и деятельности третейского суда для разрешения конкретного спора.

По соглашению сторон в третейское соглашение могут быть внесены изменения и (или) дополнения, а также третейское соглашение может быть прекращено. Однако односторонний отказ от третейского соглашения не допускается.

В то же время несоблюдение требований к форме и содержанию третейского соглашения влечет его недействительность. В случае если суд сочтет третейское соглашение недействительным, поданный иск будет подлежать рассмотрению в суде, независимо от заявления ответчиком ходатайства о передаче спора на разрешение третейского суда.

Процессуальный порядок

В соответствии со ст. 40 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) по письменному соглашению сторон спор, возникающий из гражданских правоотношений и подведомственный хозяйственному суду, до принятия им решения может быть передан сторонами на рассмотрение международного арбитражного (третейского) суда. Аналогичная норма содержится и в ст. 6 и 39 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ГПК). Согласно данным нормам отказ от права на обращение в суд недействителен. Однако при взаимном согласии заинтересованных лиц их спор о защите нарушенного или оспариваемого права в установленных законом случаях может быть передан ими на рассмотрение третейского суда. В случаях, предусмотренных актами законодательства или международными договорами Республики Беларусь, спор по соглашению сторон может быть передан на разрешение третейского суда. О передаче спора на рассмотрение третейского суда выносится определение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном ХПК и ГПК.

Несмотря на наличие третейского соглашения, истец вправе подать иск в хозяйственный суд согласно подсудности. Однако ст. 151 ХПК предоставляет в этом случае ответчику право заявить ходатайство о передаче дела на рассмотрение третейского суда. При этом в подготовительном заседании суду следует в соответствии со ст. 262 ГПК и 170 ХПК разъяснить ответчику его право возразить против рассмотрения дела в суде (хозяйственном суде) и возможность передачи дела для рассмотрения в третейский суд.

Согласно ст. 151 ХПК хозяйственный суд должен оставить исковое заявление без рассмотрения, если имеется соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда, международного арбитражного (третейского) суда и возможность обращения в третейский суд, международный арбитражный (третейский) суд не утрачена, а также если ответчик, возражающий против рассмотрения дела в хозяйственном суде, не позднее своего первого заявления по существу спора заявит ходатайство о передаче спора на разрешение третейского суда, международного арбитражного (третейского) суда. В этом случае хозяйственный суд выносит определение о передаче спора на рассмотрение международного арбитражного (третейского) суда, третейского суда и оставляет исковое заявление без рассмотрения на основании абзаца третьего ст. 151 ХПК (постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции»).

Если же ответчик не заявит подобного ходатайства в указанный срок либо в случае совершения ответчиком процессуальных действий, свидетельствующих о его согласии на рассмотрение дела в общеисковом порядке в хозяйственном суде (например, представляет хозяйственному суду отзыв по существу заявленных требований, заявляет ходатайства об истребовании доказательств или иные ходатайства процессуального характера и т.д.), он утрачивает право требовать передачи дела на рассмотрение третейского суда. В ГПК подобной нормы нет. Однако представляется, что алгоритм действий суда должен быть аналогичным.

После обращения в третейский суд, рассмотрение дела в суде (хозяйственном суде) уже будет невозможно. В соответствии со ст. 163 ХПК это является основанием для возвращения поданного иска хозяйственным судом. ГПК в этом отношении более радикален. Согласно ст. 245 ГПК судья сразу отказывает в возбуждении дела в связи с отсутствием у заявителя права на обращение в суд, если исковое заявление о возбуждении дела подано заинтересованным лицом, заключившим с ответчиком договор о передаче данного спора на разрешение третейского суда. Если же это обстоятельство выяснится на стадии рассмотрения дела — производство по нему в соответствии со ст. 164 ГПК подлежит прекращению.

Если же решение третейским судом уже было принято — в принятии иска хозяйственный суд отказывает, а производство по принятому иску прекращает на основании ст. 164 и 149 ХПК соответственно.

Суды общей юрисдикции в такой ситуации в соответствии со ст. 245 ГПК отказывают в возбуждении дела, а производство по возбужденным делам в соответствии со ст. 164 ГПК прекращают.

В заключение отметим, что разрешение споров в третейских судах, безусловно, должно представлять больший интерес для сторон в силу своей экономической выгодности (сборы в третейских судах ниже ставок госпошлины в судах Республики Беларусь), рассмотрение дел конфиденциально и оперативно, а решения окончательны и обжалованию не подлежат.

Для передачи дела в третейский суд достаточно указания в иске такого предложения, адресованного другой стороне, и получения от нее согласия на это.