Добавить свой вопрос
Вернуться к списку вопросов
Имя
Валентина
Вопрос:

Старый председатель дома уволился со скандалом, не оставив никаких документов (приказы, протоколы) теперь в рамках проверки ОБЭП требуют востановить документы за ее период, причем предписание направили новому председателю. Насколько это правомерно? Где описаны периоды ответственности руководителя организации?

Ответ:

Порядок проведения проверок субъектов хозяйствования в Республике Беларусь урегулирован Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510).

Все проверки можно разделить на плановые (включаются в координационный план контрольной (надзорной) деятельности проверки в отношении проверяемых субъектов) и внеплановые (проводятся без включения в координационный план). Одним из оснований проведения внеплановой проверки является необходимость проверки восстановленных проверяемым субъектом документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, представленных в налоговый орган в течение сроков, определенных налоговым законодательством (абз. 8 п. 9.2 Указа № 510).

Указ № 510 и иные нормативные правовые акты Республики Беларусь не содержат норм, устанавливающих запрет на проведение проверок субъектов хозяйствования в период восстановления ими документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением. Поэтому в случае выявления в ходе проверки отсутствия каких-либо документов, связанных с налогообложением, организация, а также ее должностные лица могут быть привлечены к административной и (или) уголовной ответственности.

В случае если уничтожение должностным лицом документов привело к неисполнению организацией своих налоговых обязательств, то организация может быть привлечена к административной ответственности по ст. 13.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) за невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины), санкция которой зависит от размере причиненного ущерба (от 1 до 10 базовых величин). Кроме того, организация в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством (по причине уничтожения бухгалтерской документации) должна будет уплатить пени в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК).

Административная ответственность должностных лиц организации предусмотрена за следующие неправомерные действия:

1) нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка ведения бухгалтерского учета (учета предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и отчетности — предупреждение или наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин (ч. 1 ст. 12.1 КоАП);

2) уничтожение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем бухгалтерских документов (документов предпринимательской деятельности, документов учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, до истечения установленных сроков их хранения либо их сокрытие — наложение штрафа в размере от 10 до 100 базовых величин (ч. 2 ст. 12.1 КоАП);

3) необеспечение сохранности должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем бухгалтерских документов (документов предпринимательской деятельности, документов учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, повлекшее их утрату, — наложение штрафа в размере от 4 до 35 базовых величин (ч. 3 ст. 12.1 КоАП);

4) непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, — предупреждение или наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин (ст. 23.16 КоАП).

Также следует помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З) руководитель организации обязан:

  • организовать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а также создать необходимые для этого условия;
  • обеспечить неукоснительное выполнение работниками организации требований главного бухгалтера, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, в части соблюдения порядка оформления и представления документов и сведений, необходимых для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, и иных требований по вопросам, находящимся в их компетенции.

Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляют главный бухгалтер организации (п. 1 ст. 8 Закона № 57-З).

Таким образом, субъектом правонарушений по ст. 12.1 и ст. 23.16 КоАП может быть как руководитель организации, так и ее главный бухгалтер.

Для привлечения должностного лица к ответственности по ст. 23.16 КоАП необходимо, чтобы обязанность представить запрашиваемые документы была предусмотрена законом. В частности, такая обязанность установлена п. 88 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510, и ст. 75 НК.

За умышленное уничтожение официальных документов бывший председатель может быть привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 377 Уголовного кодекса Республики Беларусь (хищение, уничтожение, повреждение либо сокрытие официальных документов, штампов, печатей, совершенные из корыстных или иных личных побуждений, наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок).

На основании изложенного, для предотвращения (минимизации) возможных негативных для организации последствий советуем:

1) сообщить о факте уничтожения документов в налоговые органы с указанием сроков восстановления;

2) максимально полно восстановить все документы;

3) обратиться в правоохранительные органы с заявлением о совершении бывшим председателем неправомерных действий, выразившихся в умышленном уничтожении документации.

Алексей ПАВЛОВСКИЙ, юрист

Вернуться к списку вопросов