ТС и ЖПК: очередной раунд в борьбе за выживание

Автор: Александр ГОРБАЧ.

В очередную перипетию попали многострадальные отечественные товарищества собственников и жилищные кооперативы. На этот раз причиной их невзгод стал Указ Президента от 29.08.2016 № 322 «О предоставлении гражданам безналичных жилищных субсидий». О конфликте интересов, неожиданно возникших в жилищно-коммунальной сфере Беларуси с принятием вышеупомянутого документа, говорили на пресс-конференции в Минском столичном союзе предпринимателей и работодателей 8 ноября.

 

Все дело в том, что Указ № 322 обязал председателей правления ТС и ЖПК вне зависимости от того, имеются ли среди членов их организаций граждане, претендующие на получение безналичной жилищной субсидии, обеспечить начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями с использованием единой общереспубликанской информационной системы по учету, расчету и начислению платы за ЖКУ и платы за пользование жилым помещением, в том числе через уполномоченные местными исполнительными и распорядительными органами организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за ЖКУ и платы за пользование жилым помещением. В качестве последних будут выступать Расчетно-кассовые центры (РКЦ).  Такой нормой был дополнен Указ Президента от 14.10.2010 № 538 «О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков».

В принципе, как следует из самого текста этой нормы, ее реализация возможна двумя способами:

1) Путем использования АИС «Расчет-ЖКУ» непосредственно самими этими организациями по управлению общим имуществом, а это значит, что надлежит обеспечить товариществам и кооперативам доступ к АИС «Раксчет-ЖКУ» (удаленное использование программного продукта) на основании прямого двухстороннего договора с ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация «ЕРИП»;

2) Путем использования АИС «Расчет-ЖКУ» через уполномоченные местными исполкомами организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за ЖКУ и платы за пользование жилыми помещениями (расчетно-кассовые центры, РКЦ). В этом случае доступ к АИС «Расчет-ЖКУ» будет обеспечен для товариществ и кооперативов посредством трехстороннего договора с ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация «ЕРИП» и РКЦ.

Использование второй схемы возлагает на ТС и ЖПК дополнительные расходы в виде комиссионного вознаграждения РКЦ – от 3 до 7% от оборота всех денежных средств. К примеру, если до того, работая напрямую с ЕРИП, товарищества и кооперативы уплачивали от 1,1 до 2% комиссии, а при работе через агрегатора общая комиссия могла достигать 3%, то теперь при заключении трехстороннего договора общая сумма комиссии будет составлять до 8,5%. Естественно, эти расходы лягут на плечи собственников квартир в виде членских или дополнительных взносов.

Гораздо дешевле для ТС и ЖПК было бы использование первой схемы, но местные исполнительные и распорядительные органы буквально под угрозой административной ответственности и увольнения требуют использовать именно второй вариант, лоббируя, таким образом, интересы РКЦ. А в этой связи нельзя не отметить, что председатель правления ТС или ЖПК – это человек, напрямую зависимый от исполкома или администрации района, которые не только осуществляют координацию деятельности этих организаций, но и согласовывают кандидатуру председателя перед тем, как его будут избирать собственники.

Эти «перегибы на местах» и послужили причиной возникновения конфликта, в котором, к слову говоря, задействованы не только ТС и ЖПК, но и значительный сегмент IT-компаний, занимающихся разработкой и сопровождением программных продуктов для сферы ЖКХ. Из-за Указа № 322 последние теряют клиентов в лице тех же товариществ, на «окучивание» которых ушли годы. Поэтому к решению вопроса подключились и бизнес-союзы, забив во все колокола. Еще в конце октября Республиканской конфедерацией предпринимательства было направлено письмо по данной проблеме сразу пяти адресатам: руководителю Администрации Президента А.Н. Косинцу, Заместителю Премьер-министра А.Н. Калинину, руководителю рабочей группы по изучению проблемных вопросов в жилищно-коммунальном хозяйстве С.С. Якобсону, Министру ЖКХ А.А. Терехову и первому заместителю Министра экономики А.М. Заборовскому. После этого состоялось специальное совещание в Правительстве, и вопрос даже был вынесен на рассмотрение президиум Совмина.

Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин оценил это как позитивный сдвиг в сторону решения возникшего конфликта, тем более, по имеющейся у него информации «с мест», некоторые исполкомы уже пошли в отступную. В то же время присутствовавший на пресс-конференции исполнительный директор Ассоциации собственников недвижимости Сергей Бычков в оценках происходящего не столь оптимистичен. Его ассоциация предлагает отложить реализацию злополучной нормы Указа № 322 хотя бы до нового года, создать рабочую группу из представителей власти, разработчиков системы АИС «Расчет-ЖКУ», ассоциаций собственников с целью разработки шагов безболезненного перехода к АИС и снятия всех проблемных моментов.

В этой связи нам еще раз вспоминается, как в 2013 году власти «выплеснули вместе с водой ребенка», упразднив такой способ управления общим имуществом как организация, управляющая общим имуществом. Если бы это тогда не было сделано, товариществ собственников и жилищных кооперативов к сегодняшнему дню в нашей стране было бы значительно меньше, а в идеале желательно, чтобы их вообще не было. Многоквартирные дома могли бы не создавать ТС – достаточно было бы заключения договора управления общим имуществом со специализированной организацией. Реализация Указа № 322 через такие организации была бы сегодня значительно проще, чем через ТС, которые и без того несут дополнительные расходы в виде оплаты труда председателя и бухгалтера, а также некоторые другие. Теперь же им придется вести вообще две бухгалтерии: одну – исключительно по оплате жилищно-коммунальных услуг через АИС «Расчет-ЖКУ», вторую – по иным операциям, которые, хочешь-не хочешь, присутствуют у любого юридического лица.

Судя, однако, по имеющейся реакции органов власти на созданную ими же проблему, там еще нет ни понимания этой проблемы, ни видения путей ее решения.