Обязательна ли для всех единая форма жировки, или Почему Минжилкомхоз противоречит сам себе?

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист вкл. .

В последнее время к нам в редакцию стали поступать вопросы от председателей ТС и ЖПК относительно формы и содержания квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг, так называемых в народе жировок. Появилось мнение, будто все организации, в том числе и товарищества собственников, жилищные кооперативы должны строго применять утвержденную форму квитанции, не имея при этом права менять что-либо в этой форме либо добавлять в нее что-то свое.

Так, например, многие, если не все, ТС и ЖПК в извещение на оплату жилищно-коммунальных услуг включали членские и иные взносы, пока кто-то там не пожаловался в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь. А оттуда сказали: «Вы что?!. Нельзя! Это же утвержденная форма!».

Верить таким слухам было сложно, но, признаться честно, мы сразу и сами на них повелись. Однако недавно появилось и стало известным широкой публике письмо Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 24.03.2014 № 06-19/84 «О разъяснении». Письмо адресовано облисполкомам и Минскому горисполкому для доведения до сведений председателей ТС и ЖСПК. Бедным председателям, у которых уже и так голова идет кругом от чиновничьих разъяснений, доводят до сведения, в частности, следующее:

«В адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь поступают многочисленные обращения от граждан, проживающих в не обслуживаемых организациями жилищно-коммунального хозяйства жилых домах (жилищно-строительных потребительских кооперативах, товариществах собственников и др.), по вопросам оказания и оплаты ими основных и дополнительных жилищно-коммунальных услуг, включения в извещение об оплате жилищно-коммунальных услуг дополнительных взносов, порядка возмещения части расходов из бюджета и других.

При рассмотрении обращений заявителей выявляются факты нарушения действующего законодательства как по оплате основных, так и дополнительных жилищно-коммунальных услуг, а именно с жильцов домов, проживающих в не обслуживаемом организациями ЖКХ жилищном фонде, взимается плата за дополнительные услуги без заключения договора на оказание этих услуг, в извещение о размере платы за жилищно-коммунальные услуги включаются затраты по оплате труда обслуживающего персонала, прочие затраты, которые должны включаться в себестоимость технического обслуживания жилищного фонда, дополнительные, целевые взносы и другие нарушения.

В целях исключения повторных обращений граждан, проживающих в не обслуживаемом организациями ЖКХ жилищном фонде, необходимо довести до сведения и неукоснительного исполнения председателями правлений товариществ собственников (организаций застройщиков) следующую информацию.

<…>

2. По вопросу внесения платы за жилищно-коммунальные услуги сообщаем, что форма извещения о размере платы за жилищно-коммунальные услуги утверждена приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 12 августа 2013 г. № 90 и является единой для всех организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги»…

 

 

Очевидно, последнее процитированное нами предложение о якобы единой для всех форме извещения о размере платы за ЖКУ и породило страсти вокруг формы жировки. Но чтобы разобраться в сути, давайте посмотрим документ, на который ссылается Министерство.

Итак, речь идет о приказе того же Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 12.08.2013 № 90 «Об утверждении формы извещения о размере платы за жилищно-коммунальные услуги» (далее – приказ № 90). Пунктом 1 этого документа действительно утверждена прилагаемая к нему форма извещения о размере платы за жилищно-коммунальные услуги. А пункт 2 приказа № 90 говорит следующее: рекомендовать организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда и не входящим в систему Министерства жилищно-коммунального хозяйства, использовать в работе форму извещения о размере платы за жилищно-коммунальные услуги, утвержденную настоящим приказом.

Таким образом, в приказе № 90 товариществам собственников и жилищным кооперативам лишь рекомендовано применять утвержденную форму жировки. Почему вдруг впоследствии чиновникам этого Министерства взбрело в голову утверждать, что это какая-то «единая» и единственно применимая форма извещения о размере платы за ЖКУ, нам сказать сложно. Мы на такие случаи имеем только одно объяснение: чиновнику, как говорят в народе, «по барабану», ему дали задание написать и обосновать, он, не вникая в суть проблемы, написал, обосновал и положил на стол начальнику, считая при этом, что задание выполнил и свой оклад дневной отработал, а уже как вы будете это все разгребать, и какие это может иметь последствия в будущем, его абсолютно не интересует.

А последствия в данном случае, конечно, печальные, потому что все председатели находятся в настоящее время в состоянии апатии: и без того работать сложно, так эту работу еще и усложняют с каждым днем. Ведь каждому должно быть понятно, что в ТС и ЖПК кроме расходов, предусмотренных утвержденной формой, имеются и другие, в частности те же членские и иные взносы, обязанность уплаты которых прямо закреплена Жилищным кодексом Республики Беларусь. Наверное, было это понятно и Минжилкомхозу на момент издания приказа № 90, поэтому речь в этом документе шла всего лишь о рекомендации применения формы. А потом как-то это чиновникам перестало быть понятно...

И что теперь прикажете делать ТС и ЖПК, выписывать несколько квитанций: одну - исключительно на оплату основных ЖКУ по форме, утвержденной Минжилкомхоз, вторую - на членские взносы, а еще третью - на оплату труда персонала? А как же все эти разговоры об "одном окне", упрощении административных процедур? Дебюрократизация, флагом которой еще несколько лет назад так усердно размахивали на каждом углу, уже отшагала по стране?

Мы, конечно, понимаем, что леса у нас много, бумажная промышленность работает исправно, да и вообще обеспечение народного хозяйства бумагой – это уже компетенция других министерств. Но все-таки… И, главное, зачем? В чем смысл? Председатели просто уже разводят руками, не понимая, что от них хотят и чего добиваются.

Конечно, утверждение о том, что в извещение об оплате жилищно-коммунальных услуг ТС и ЖПК не могут включаться те же членские и иные взносы либо расходы по оплате труда персонала, выглядит более чем странно, такое утверждение лишено всякой логики. Как, впрочем, и правовых оснований. Если отталкиваться от приказа № 90, то ТС и ЖПК абсолютно вправе хоть придумывать свои формы извещения, хоть переделывать утвержденную Министерством форму. С каких это пор рекомендация стала обязательной к исполнению?

Кстати, у процитированного нами пункта 2 разъяснений есть интересное продолжение, которое тоже положительных эмоций в адрес автора ну никак не вызывает. Цитируем:

"В соответствии с Инструкцией по планированию, учету производственных затрат и калькулированию себестоимости отдельных жилищно-коммунальных услуг, утвержденной постановлением Минжилкомхоза от 14 июня 2011 г. № 14 (далее – Инструкция № 14), организации ЖКХ, осуществляющие обслуживание жилищного фонда, производят начисление и сбор целевых поступлений средств за коммунальные и другие виды услуг, оказываемых их поставщиками населению в соответствии с договорными отношениями, между поставщиками услуг и организациями ЖКХ. К таким видам услуг относятся основные коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение (канализация), отопление, подогрев воды, вывоз и обезвреживание ТБО, пользование лифтами, газоснабжение), а также дополнительные услуги (пользование коллективными антеннами и системами спутникового телевидения, установка и обслуживание замочно-переговорных устройств входных дверей в жилые дома (ЗПУ) и систем видеонаблюдения, услуги вахтера и другие)."

А вот оригинал этой нормы, как он есть в упомянутой Инструкции, пункт 196:

"Наряду с осуществлением основных видов деятельности по техническому обслуживанию жилищного фонда, сдаче в аренду встроенных (пристроенных) нежилых помещений жилых домов, работ по техническому обслуживанию внутридомовых инженерных систем, оказанию дополнительных платных услуг населению организации ЖКХ, осуществляющие обслуживание жилищного фонда, производят начисление и сбор целевых поступлений средств за коммунальные и другие виды услуг, оказываемых их поставщиками населению в соответствии с договорными отношениями, между поставщиками услуг и организациями ЖКХ.

К таким видам услуг относятся:
  • водоснабжение;
  • водоотведение (канализация);
  • отопление;
  • подогрев воды;
  • вывоз и обезвреживание ТБО;
  • пользование лифтами;
  • газоснабжение;
  • пользование коллективными антеннами и системами спутникового телевидения;
  • обслуживание замочно-переговорных устройств входных дверей в жилые дома;
  • и другие."

И где здесь говорится о разспределении жилищно-коммунальных услуг на основные и дополнительные? Наверное, и ребенку будет понятно, что речь в данном пункте совсем о другом. Не просто искажение сути нормы, так еще и вахтер у них в разъяснениях откуда-то взялся как дополнительная жилищно-коммунальная услуга, в то время, когда нету слова "вахтер" в Инструкции совсем!

Нельзя пройти мимо и спутниковых антенн. "Разъясняя" таким образом законодательство и отнеся коллективные и спутниковые антенны к дополнительным жилищнно-коммунальным услугам, чиновники фактически предоставляют право людям отказываться от них. Но ведь столько боролись за то, чтобы каждый, кому захотелось, не прыгал по крышам, чтобы эти торчащие индивидуальные антенны не портили вид наших многоэтажек! Люди уже почти поняли, во всяком случае привыкли. Давайте теперь опять все поутыкаем этими рогатинами. Ну, вот и что это, если не безответственность?

Может быть более правильным и современным был бы следующий подход: проголосовало общее собрание за то, что ТС или ЖПК подключается к кабельному телевидению - значит кабельное телевидение, проголосовало за коллективную или спутниковую антенну - значит так тому и быть, и никаких индивидуальных антенн?!. Бережем нашу крышу и не портим эстетический вид нашего дома! Увы, следуя логике Минжилкомхоза, тому не бывать...

Для полноты картины процитируем и остальные два абзаца пункта 2 разъяснений:

"На основании Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» тарифы на теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение для нужд населения устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь, а тарифы на водоснабжение, водоотведение (канализация), пользование лифтом, техническое обслуживание, капитальный ремонт жилого дома, вывоз, обезвреживание и переработку твердых коммунальных отходов – облисполкомами и Минским горисполкомом.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9 октября 2013 г. № 461 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 14 октября 2010 г. № 538» организации застройщиков и товарищества собственников обязаны применять при осуществлении расчетов за основные жилищно-коммунальные услуги тарифы для населения, установленные в соответствии с законодательством. Таким образом, все организации, осуществляющие обслуживание жилых домов, независимо от форм собственности, с 12 октября 2013 года должны взимать плату с участников совместного домовладения по единым тарифам для населения."

А теперь поднимитесь выше, посмотрите самое начало пункта 2 и попытайтесь понять, что именно хотели раъяснить в этом пункте: о форме извещения или о чем-то вообще другом?.. Не удивительно, что у председателей голова пухнет от этого всего, взрыв мозга, что называется...

А у меня лично чем дальше, тем больше складывается впечатление, что враги внедрили в наше Минжилкомхоз коварного агента, которому поставлена задача уничтожить в нашей стране институт совместного домовладения (ТС, ЖПК) как таковой. И пока с поставленной задачей "засланный казачек" удачно справляется, во всяком случае, первоочередная задача - деморализация рядов - выполнена: люди уже вообще ничего не могут понять, что от них хотят и куда все катится...

 

Продолжение темы см. здесь.

Онлайн консультация врача Хотите задать вопрос врачу?