В Законе Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З "Об обращениях граждан и юридических лиц" (статья 26) говорится, что за нарушение порядка рассмотрения обращений организации, их должностные лица, индивидуальные предприниматели и их работники несут ответственность в соответствии с законодательными актами. В каких законодательных актах прописана данная ответственность, предусмотрена ли в них компенсация морального вреда?
Спасибо, что обратились к нам!
Ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц предусмотрена статьей 9.13 Кодекса Республики беларусь об административных правонарушениях. Согласно указанной норме отказ в приеме обращения гражданина или юридического лица, либо нарушение установленных сроков рассмотрения такого обращения, либо неинформирование заявителя о решении, принятом по результатам рассмотрения обращения, либо неправомерный отказ заявителю в ознакомлении с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращения, либо непринятие в пределах своей компетенции мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителя влекут наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.
Что касается взыскания причиненного морального вреда, то этот вопрос решается посредством подачи в суд гражданского иска. Моральный вред - это физические и нравственные страдания, причиненные незаконными или нарушающими ваши права действиями. То есть, чтобы обращаться в суд с иском о компенсации причиненного морального вреда, нужно чтобы:
1) компетентным органом было установлено, что своими незаконнными действиями кто-то нарушил ваше право;
2) было подтверждение того, что в результате этого нарушения вы претерпели какие-то физические и нравственные страдания.
Александр ГОРБАЧ, юрист