О проведении воспитательной работы во внеучебное время
Инструкция о проведении воспитательной работы педагогическими работниками во внеучебное время с обучающимися (далее — Инструкция) утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.09.2022 № 332 (далее — постановление № 332).
Цели, задачи и основные составляющие воспитания
Вопросы воспитания в системе образования регламентированы ст. 17 Кодекса республики Беларусь об образовании (далее — КоО). Согласно указанной норме целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. В свою очередь, задачами воспитания являются:
- формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
- подготовка к самостоятельной жизни, профессиональному самоопределению, выбору профессии и труду;
- формирование нравственной, эстетической культуры и культуры в области охраны окружающей среды и природопользования;
- формирование физической культуры, овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
- формирование культуры семейных отношений;
- создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности обучающегося.
Там же определено, что воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.
Основными требованиями к воспитанию являются:
- соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания;
- системность и единство педагогических требований;
- преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности.
В свою очередь, основными составляющими воспитания являются:
- идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся знаний основ государственной идеологии, привитие подрастающему поколению общечеловеческих, гуманистических ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
- гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;
- духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающихся к общечеловеческим и гуманистическим ценностям, формирование нравственной культуры;
- эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;
- воспитание психологической культуры, направленное на развитие, саморазвитие и самореализацию личности обучающихся;
- воспитание физической культуры, физическое совершенствование;
- формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни, осознания значимости здоровья как ценности и важности его сохранения;
- семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей, осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в соответствии с традиционными ценностями белорусского общества;
- трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимися труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;
- воспитание, направленное на формирование у обучающихся бережного отношения к окружающей среде и природопользованию;
- воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающихся безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности;
- воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающихся ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время;
- поликультурное воспитание, направленное на формирование у обучающихся толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий;
- экономическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся экономической культуры личности.
Согласно п. 6 ст. 17 КоО воспитание осуществляется на учебных занятиях, занятиях и в процессе воспитательной работы во внеучебное время. Здесь же определено, что
воспитательная работа во внеучебное время — это целенаправленная, систематическая и планируемая деятельность педагогических работников, в том числе профессорско-преподавательского состава, направленная на формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к историко-культурному наследию и традициям белорусского народа, создание условий для самоопределения, социализации и самореализации личности обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Порядок проведения педагогическими работниками воспитательной работы во внеучебное время с обучающимися, осваивающими содержание образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательных программ профессионально-технического образования, образовательных программ среднего специального образования, образовательных программ высшего образования, определяется Министерством образования.
В исполнение указанной нормы и принято постановление № 332.
Порядок проведения воспитательной работы
В п. 1 Инструкции указывается, что она определяет порядок проведения педагогическими работниками воспитательной работы во внеучебное время с обучающимися, осваивающими содержание образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательных программ профессионально-технического образования, среднего специального образования, высшего образования, за исключением проведения воспитательной работы с обучающимися при получении образования по специальностям для Вооруженных Сил Республики Беларусь, транспортных войск, внутренних войск Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности, органов пограничной службы, Службы безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. Отметим, что согласно п. 7 ст. 17 КоО цели, задачи, содержание и порядок проведения воспитательной работы с обучающимися при получении образования по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций устанавливаются актами законодательства.
В п. 3 Инструкции установлено, что воспитательная работа во внеучебное время с обучающимися проводится педагогическими работниками, в том числе выполняющими функции классного руководителя в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, куратора учебной группы в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования, среднего специального образования, высшего образования.
Воспитательная работа проводится на основании программно-планирующей документации воспитания. Педагогические работники, выполняющие функции классного руководителя и куратора учебной группы, назначаются из числа учителей, преподавателей на учебный год приказом руководителя учреждения образования. В своей работе классный руководитель и куратор учебной группы руководствуются КоО, Инструкцией, иными актами законодательства, а также уставом учреждения образования. Классный руководитель и куратор учебной группы взаимодействуют с педагогическими и медицинскими работниками учреждения образования, руководителем по военно-патриотическому воспитанию, организационными структурами молодежных и иных общественных объединений, а также с законными представителями несовершеннолетних обучающихся.
Согласно п. 8 Инструкции воспитательная работа во внеучебное время с обучающимися, осваивающими содержание образовательных программ общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, организуется в режиме шестидневной недели, которая включает в себя пятидневную учебную неделю и шестой школьный день, кроме организации образовательного процесса для учащихся в училищах олимпийского резерва. В шестой школьный день проводятся мероприятия по реализации основных направлений воспитания, в том числе спортивно-массовые, туристические мероприятия, экскурсии.
Классный руководитель, куратор учебной группы планируют воспитательную работу на основе анализа качества воспитания в классе, учебной группе, а также с учетом специфики и особенностей класса и учебной группы. Планирование включает разработку плана воспитательной работы в классе на полугодие, плана воспитательной и идеологической работы в учебной группе на учебный год. Содержание работы классного руководителя и куратора учебной группы отражается соответственно в классном журнале и журнале куратора учебной группы (п. 9 Инструкции).
Пунктом 10 Инструкции установлено, что классный руководитель, куратор учебной группы:
- содействуют адаптации обучающихся в учреждении образования, созданию благоприятного психологического климата и формированию сплоченного классного коллектива, коллектива учебной группы;
- совместно с законными представителями несовершеннолетних обучающихся участвуют в планировании их отдыха и оздоровления в период каникул;
- проводят классные, кураторские часы, в ходе которых организуют рассмотрение вопросов поддержания дисциплины, соблюдения правил внутреннего распорядка для обучающихся, результатов учебной деятельности обучающихся, их участия в жизни класса, учебной группы, а также информационные часы, единые уроки, посвященные памятным событиям, государственным праздникам и знаменательным датам;
- способствуют созданию условий для успешной учебной деятельности обучающихся, в том числе осваивающих содержание образовательных программ в соответствии с индивидуальным учебным планом, на дому, взаимодействуют по данному направлению с законными представителями несовершеннолетних обучающихся;
- проводят работу по профилактике противоправного поведения, формированию правовой культуры обучающихся, реализации принципа инклюзии в образовании, принимают участие в реализации плана мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, плана защиты прав и законных интересов ребенка, проведении индивидуальной профилактической работы;
- в порядке, предусмотренном законодательством, изучают особенности семейного воспитания несовершеннолетних обучающихся, способствуют выявлению неблагоприятной для детей обстановки в семьях;
- осуществляют подготовку обучающихся к самостоятельной жизни, профессиональному самоопределению, выбору профессии и труду;
- оказывают поддержку органам ученического и студенческого самоуправления, организационным структурам общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация», общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи»;
- содействуют воспитанию культуры быта и досуга, обучающихся;
- обеспечивают овладение обучающимися ценностями и навыками здорового образа жизни, охрану их жизни и здоровья во время проведения воспитательной работы;
- выполняют иные функции, предусмотренные актами законодательства.
Постановление № 332 вступило в силу 6 октября 2022 г.