Переустройство и перепланировка: согласование работ и проекта по новым правилам
Порядок и условия переустройства и перепланировки жилых помещений претерпел значительные изменения с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 09.03.2015 № 180 (далее – постановление № 180). Данным нормативным актом внесены изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384 «О некоторых вопросах переустройства и перепланировки, установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций, а также реконструкции жилых домов» (далее – постановление № 384).
Продолжение. Начало темы см. здесь.
Согласование и проект
В соответствии с пунктом 6 Положения переустройство и (или) перепланировка производятся после получения согласования (разрешения) районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе (далее – местный исполнительный и распорядительный орган) по месту нахождения жилого и (или) нежилого помещений. В свою очередь, новой редакцией пункта 7 Положения установлено, что согласование (разрешение) местного исполнительного и распорядительного органа, а также разработка проектной документации (далее – проект) требуется для проведения следующих работ по переустройству и (или) перепланировке:
- замена или перенос систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления;
- устройство гидро-, паро-, тепло– и звукоизоляции;
- изменения в несущих конструкциях.
- В то же время, только согласование (разрешение) местного исполнительного и распорядительного органа без разработки проекта требуется для проведения следующих работ по переустройству и (или) перепланировке:
- изменение площади, количества жилых комнат и подсобных помещений в квартире за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;
- изменение площади и количества помещений в изолированных нежилых помещениях за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;
- устройство, увеличение проемов в ненесущих стенах и перегородках.
Не вдаваясь в мелкие подробности, отметим лишь, что эти два перечня (с проектом и без) тоже значительно сократились.
Пунктом 12 Положения установлено, что для получения согласования (разрешения) на переустройство и (или) перепланировку гражданин, который инициирует переустройство и (или) перепланировку, подает в местный исполнительный и распорядительный орган заявление и представляет документы, перечисленные в подпункте 1.1.21 пункта 1.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200. К таковым документам отнесены:
- заявление;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- письменное согласие совершеннолетних граждан, имеющих право владения и пользования помещением, переустройство и (или) перепланировка которого инициируется, и участников общей долевой собственности (в случае, если помещение находится в общей долевой собственности двух или более лиц), а в случае временного отсутствия таких граждан и участников – удостоверенное нотариально их письменное согласие;
- технический паспорт и документ, подтверждающий право собственности на помещение, – для собственника помещения;
- план-схема или перечень (описание) работ по переустройству и (или) перепланировке помещения, составленный в произвольной форме.
В свою очередь, установлено, что для получения согласования (разрешения) на переустройство и (или) перепланировку юридическое лицо, ИП, которые инициируют переустройство и (или) перепланировку, подают в местный исполнительный и распорядительный орган заявление и представляют документы, указанные в подпункте 8.1.8 пункта 8.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156. Здесь тоже ничего не изменилось, в данный список, как и прежде, входят:
- заявление;
- копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- технический паспорт и документ, подтверждающий право собственности, право хозяйственного ведения или оперативного управления на помещение, – для собственника, обладателя права хозяйственного ведения или оперативного управления на помещение;
- план-схема или перечень (описание) работ по переустройству и (или) перепланировке помещения, составленный в произвольной форме;
- письменное согласие собственника на переустройство и (или) перепланировку помещения – если помещение предоставлено по договору аренды, безвозмездного пользования;
- письменное согласие совершеннолетних граждан, имеющих право владения и пользования помещением, переустройство и (или) перепланировка которого инициируются, и участников общей долевой собственности (в случае, если помещение находится в общей долевой собственности двух или более лиц), а в случае временного отсутствия таких граждан и участников – удостоверенное нотариально их письменное согласие;
- письменное согласие организации застройщиков в жилых домах этой организации – для члена организации застройщиков, не являющегося собственником помещения.
Положением о перепланировке определено, что при рассмотрении местным исполнительным и распорядительным органом заявления инициатор в согласованное с ним время обязан предоставить доступ в жилое и (или) нежилое помещения представителям организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, и местного исполнительного и распорядительного органа. По результатам осмотра жилого и (или) нежилого помещений составляется акт технического осмотра жилого и (или) нежилого помещений, в котором приводятся сведения о соответствии существующей планировки техническому паспорту на жилое и (или) нежилое помещения, а также техническом состоянии конструкций и инженерного оборудования этих помещений. Акт технического осмотра жилого и (или) нежилого помещений составляется в произвольной форме, подписывается инициатором и уполномоченным должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, и утверждается представителем местного исполнительного и распорядительного органа.
На основании документов, представленных инициатором, и актов технического осмотра жилого и (или) нежилого помещений местный исполнительный и распорядительный орган не позднее одного месяца со дня подачи заявления принимает решение о согласовании (разрешении) переустройства и (или) перепланировки либо об отказе в согласовании (разрешении) переустройства и (или) перепланировки с указанием мотива отказа и сообщает об этом инициатору. В согласовании (разрешении) должны быть указаны:
- инициатор;
- виды работ по переустройству и (или) перепланировке;
- дата окончания и приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке;
- условия хранения строительных материалов и порядок вывоза их отходов;
- иные требования, предусмотренные техническими нормативными правовыми актами, с учетом конкретного переустройства и (или) перепланировки.
Согласно пункту 15 Положения основаниями для отказа в согласовании (разрешении) переустройства и (или) перепланировки являются:
- представление инициатором документов, в которых содержатся недостоверные сведения;
- запрещение переустройства и (или) перепланировки в соответствии с пунктом 4 Положения;
- возникновение угрозы обрушения конструкций жилого и (или) нежилого помещений в результате их переустройства и (или) перепланировки.
Отказ в согласовании (разрешении) переустройства и (или) перепланировки может быть обжалован инициатором в вышестоящий орган и (или) в суд.
Продолжение темы см. здесь.