Переустройство и перепланировка по новым правилам
Порядок и условия переустройства и перепланировки жилых помещений претерпели значительные изменения с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 09.03.2015 № 180 (далее – постановление № 180). Данным нормативным актом внесены изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384 «О некоторых вопросах переустройства и перепланировки, установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций, а также реконструкции жилых домов» (далее – постановление № 384).
В результате принятия постановления № 180 произошли следующие концептуальные изменения в законодательстве, регулирующем данную сферу:
- внесены изменения и дополнения в единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее – перечень административных процедур);
- название постановления № 384 изложено в новой редакции: «О некоторых вопросах переустройства и перепланировки, установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций, реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории»;
- само постановление № 384 дополнено некоторыми пунктами;
- претерпело значительные изменения Положение об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденное постановлением № 384 (далее – Положение о перепланировке, Положение);
- в новой редакции изложено Положение об условиях и порядке установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций, утвержденное постановлением № 384;
- Положение о порядке реконструкции многоквартирных, блокированных и одноквартирных жилых домов, утвержденное постановлением № 384, также получило новое название – «Положение о порядке реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории» – и претерпело значительные изменения и дополнения.
Данная статья будет касаться только непосредственно вопросов переустройства и перепланировки. К темам установки спутниковых антенн и реконструкции жилых и нежилых помещений мы обратимся в последующих материалах.
На нет и суда нет
В первую очередь, обращает на себя внимание тот факт, что с самого Положения о перепланировке законодатель вывел то, что переустройством и перепланировкой не является. Ранее, например, Положение содержало пункт 9, в котором были перечислены виды работ, которые не являются работами по переустройству и (или) перепланировке и выполняются по согласованию с организациями, и пункт 10, где приводился перечень видов работ, которые не являются работами по переустройству и (или) перепланировке, для выполнения которых не требуются согласование (разрешение) местного исполнительного и распорядительного органа и разработка проекта. Теперь все упрощено. Указанные пункты исключены из Положения о перепланировке.
Вместе с тем, само постановление № 384 дополнено пунктом 11, которым установлено, что, например, ремонтно-строительные работы по остеклению балконов и лоджий в многоквартирных жилых домах не являются работами по переустройству и (или) перепланировке, а также реконструкции и выполняются с учетом вариантов остекления балконов и лоджий, утвержденных структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы. Эти варианты (с указанием цвета, материалов и конфигурации) размещаются в доступных для ознакомления местах и в глобальной компьютерной сети Интернет на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов.
Таким образом, если вы задумали производить указанные выше работы, то ищете в сети Интернет сайт своего исполкома и внимательно вникаете в «рамки дозволенного». Впрочем, сегодня мало кто занимается такими работами самостоятельно, на это есть фирмы и ипэшники, оказывающие такие услуги, которые все сделают за вас. Полагаем, подстроиться под новые правила им не составит большого труда. К слову, здесь же предписано, что при проведении организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, работ по ремонту фасада жилого дома, балконов и лоджий гражданин, юрлицо или ИП, по инициативе которых выполнялось остекление балконов и лоджий, при необходимости обязаны обеспечить демонтаж элементов остекления на время проведения ремонтных работ.
Установлено также, чторемонтно-строительные работы по замене в многоквартирных жилых домах заполнений оконных и дверных проемов, остеклению балконов и лоджий, выходящих на главные улицы и площади,перечень которых определяется местным исполнительным и распорядительным органом, также не являются работами по переустройству и (или) перепланировке, а также реконструкции и выполняются с сохранением конфигурации и цвета существующих заполнений оконных и дверных проемов, остекления балконов и лоджий.
В свою очередь, ремонтно-строительные работы по замене заполнений оконных и дверных проемов, остеклению балконов и лоджий в жилых домах, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, осуществляются после получения разрешения Министерства культуры на выполнение работ на материальных историко-культурных ценностях и (или) в зонах охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей.
Что является переустройством и перепланировкой?
Согласно новой редакции пункта 1 Положения о перепланировке, этим документом определяются условия и порядок переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме (ранее выделенное нами уточнение отсутствовало).
Понятийный аппарат Положения не претерпел каких-либо изменений, в нем остались те же термины и их определения:
- инициатор переустройства и (или) перепланировки (далее – инициатор) – гражданин (собственник жилого и (или) нежилого помещений частного жилищного фонда, наниматель жилого помещения государственного жилищного фонда), гражданин, являющийся членом организации застройщиков (далее – гражданин), а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые инициируют переустройство и (или) перепланировку;
- перепланировка – изменение планировочных решений жилого и (или) нежилого помещений в процессе выполнения ремонтно-строительных работ;
- переустройство – изменение инженерных систем (демонтаж, установка, замена или перенос инженерных сетей, электрического, санитарно-технического или иного оборудования) в жилом и (или) нежилом помещениях и (или) конструктивных элементов в процессе выполнения ремонтно-строительных работ.
А теперь самое главное: пунктом 3 Положения к работам по переустройству и (или) перепланировке отнесены:
- замена или перенос систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления;
- устройство гидро-, паро-, тепло– и звукоизоляции;
- изменения в несущих конструкциях;
- изменение площади, количества жилых комнат и подсобных помещений в квартире за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;
- изменение площади и количества помещений в изолированных нежилых помещениях за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;
- устройство, увеличение проемов в ненесущих стенах и перегородках.
Таким образом, перечень работ, относящихся к переустройству и перепланировке, сократился на два пункта, из него исключены перенос полотенцесушителя, и изменение конструкции пола, сократились и видоизменились и некоторые оставшиеся пункты этого перечня. Отдельно подчеркивается, что иные работы не являются работами по переустройству и (или) перепланировке.
Как и прежде, согласно пункту 4 Положения запрещаются переустройство и (или) перепланировка:
- с нарушением строительных, противопожарных, санитарно-эпидемиологических требований, законодательства об охране историко-культурного наследия, архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
- приводящие к снижению несущей способности грунтов оснований фундаментов, конструкций фундаментов, колонн, стен, балок, перекрытий, опор, кровель, а также нарушению гидро-, паро-, тепло– и звукоизоляции, био– и огнестойкости несущих и ограждающих конструкций;
- влекущие за собой нарушение режима работы систем дымо– и газоудаления, а также нарушение и ухудшение параметров работы инженерно-технического оборудования дома или отдельных помещений;
- вентиляционных шахт и каналов;
- балконов и лоджий в отапливаемые помещения;
- связанные с устройством жилых помещений без естественного освещения, а также с установкой перегородок, попадающих в оконные проемы;
- связанные с установкой дополнительного оборудования центрального отопления, горячего водоснабжения и электротехнического оборудования, если это повлечет превышение проектных расчетных инженерных нагрузок на одно помещение;
- с изменением архитектурного и цветового решения фасада жилого дома;
- ведущие к снижению эксплуатационной пригодности конструкций жилого дома;
- если жилой дом в установленном порядке признан не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и не подлежит восстановлению.
Согласно новой редакции пункта 5 Положения переустройство и (или) перепланировка жилых помещений, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, осуществляются в установленном настоящим Положением порядке после получения разрешения Министерства культуры на выполнение работ на материальных историко-культурных ценностях и (или) в зонах охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей.
Продолжение темы см. здесь.