О введении биометрических документов
В целях совершенствования порядка документирования населения Республики Беларусь, повышения степени защиты персональных данных граждан, развития электронных сервисов для населения, совершенствования порядка оказания государственных услуг и административных процедур в условиях формирования электронного правительства и цифровой экономики, системного выстраивания стратегии прогрессивного правового развития государства и общества главой государства был издан Указ Президента Республики Беларусь от 16.03.2021 № 107 «О биометрических документах» (далее — Указ № 107).
Цели правового регулирования Указа № 107
Указ № 107 направлен на достижение следующих целей:
- выполнение мероприятий по внедрению биометрических документов;
- создание системы сбора и обработки биометрических данных, обеспечения защиты информации и применения системы электронных цифровых подписей (далее — ЭЦП);
- создание условий для персонализации, выдачи и контроля биометрических документов, обеспечивающих удостоверение личности гражданина и его идентификацию;
- введение в постоянную эксплуатацию системы сбора, обработки и хранения биометрических и идентификационных данных, персонализации и выдачи биометрических документов;
- принятие соответствующих нормативных правовых актов, обеспечивающих правовое регулирование в сфере оборота электронных документов;
- создание инфраструктуры, необходимой для выпуска и использования биометрических документов (возможности использования гражданами идентификационной карты (далее — ID-карта) для получения электронных, административных, информационных, платежных услуг и доступа к различным ресурсам).
Таким образом, в стране создается единая система идентификации физических лиц, основанная на максимально возможном охвате всех слоев населения, позволяющая объединить различные ведомственные информационные системы и предоставить потребителю возможность получения электронных, административных, информационных услуг на всей территории Республики Беларусь на основе единых правил («Электронное Правительство»).
Сфера правового регулирования Указа № 107
Выполнение предусмотренных Указом № 107 мероприятий позволит ввести в действие документы, удостоверяющие личность, и документы нового поколения для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь — биометрические документы, содержащие электронные носители информации о владельце, определить сроки действия документов, удостоверяющих личность граждан, и документов для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь, выданных ранее, установить общий порядок выдачи, использования, обмена, признания недействительными, изъятия, хранения, уничтожения биометрических документов.
При этом паспорт гражданина Республики Беларусь, действующий на момент принятия Указа № 107, останется документом, удостоверяющим личность гражданина Республики Беларусь и служащим одновременно документом для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь, с возможностью его получения и последующего обмена после даты введения биометрических документов по желанию заявителя.
Иные документы, удостоверяющие личность, и документы для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь будут подлежать постепенной замене на биометрические, но до окончания срока своего действия будут равнозначны в использовании с биометрическими документами, удостоверяющими личность гражданина, и биометрическими документами для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь до приведения законодательства в соответствие с положениями Указа № 107.
Биометрические документы как объекты госпошлины
В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» в случае, если при осуществлении административных процедур взимается плата в виде сбора (пошлины) (далее — госпошлина), ее размер указывается в перечнях административных процедур с учетом установленных налоговым законодательством ставок таких платежей.
Пунктом 1.8 ст. 284 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) предусмотрено, что объектами обложения госпошлиной признаются выдача (обмен), удостоверение документов, необходимых для выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь, выдача (обмен) или продление срока действия документов, связанных с пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, рассмотрение вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь. Пунктом 25 приложения 21 к НК за выдачу (обмен) паспорта гражданина Республики Беларусь определена ставка госпошлины в размере одной базовой величины.
В связи с этим Указом № 107 установлены такие объекты госпошлины (консульского сбора), как выдача (обмен) биометрических документов, оформление выезда для постоянного проживания (оформление постоянного проживания) за пределами Республики Беларусь, а также соответствующие ставки.
Учитывая, что ID-карта является социальным проектом, а также в целях формирования в бюджете источника для финансирования расходов по погашению и обслуживанию кредита, предоставленного ОАО «Банк развития Республики Беларусь» для реализации проекта по введению биометрических документов, введен дифференцированный подход для установления размера госпошлины.
Так, при выдаче (обмене) ID-карты гражданам Республики Беларусь, не достигшим 14-летнего возраста, а также лицам, находящимся на полном государственном обеспечении, предоставлено освобождение от госпошлины.
Также предусмотрено не повышать госпошлину за выдачу ID-карты и оставить ее в размере действующей госпошлины за выдачу паспорта — одной базовой величины — для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста, и инвалидов I и II групп.
Для остальных граждан установлена госпошлина в размере 1,5 базовой величины.
За выдачу (обмен) биометрического паспорта для:
- лиц, находящихся на полном государственном обеспечении, предусмотрено освобождение от госпошлины;
- лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста, инвалидов I и II групп, граждан Республики Беларусь, не достигших 14-летнего возраста, — пошлина в размере 1,5 базовой величины;
- остальных граждан — госпошлина в размере 2 базовых величин.
В свою очередь, консульский сбор установлен в следующих размерах за:
- выдачу (обмен) ID-карты гражданина Республики Беларусь — 25 EUR;
- выдачу (обмен) биометрического паспорта гражданина Республики Беларусь — 100 EUR;
- выдачу (обмен) биометрического паспорта гражданина Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь, не достигшим 14-летнего возраста, — 40 EUR;
- оформление постоянного проживания за пределами Республики Беларусь — 175 EUR;
- постановку на консульский учет гражданина Республики Беларусь, оформившего постоянное проживание за пределами Республики Беларусь, — 10 EUR.
Установление размеров указанных ставок для загранучреждений в большем размере, чем в Республике Беларусь, обусловлено необходимостью компенсации расходов государства и связано в первую очередь с территориальной удаленностью белорусских загранучреждений и потребностью обеспечения корректной работы оборудования для сбора биометрических данных.
Формирование сферы правового регулирования биометрических документов
В целях формирования правового поля для обеспечения внедрения биометрических документов и их использования Указ № 107 предусматривает корректировку следующих Указов Президента Республики Беларусь от:
- 03.06.2008 № 294 «О документировании населения Республики Беларусь» (далее — Указ № 294);
- 07.09.2007 № 413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания»;
- 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан»;
- 17.12.2007 № 643 «Об упрощении порядка выезда из Республики Беларусь» (далее — Указ № 643).
Так, внесенные Указом № 107 изменения в Указ № 294 дополняют данный нормативный правовой акт положениями о биометрических документах, удостоверяющих личность, и биометрических документах для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь. Предусматривается разделение биометрических документов на удостоверяющие личность и предназначенные для выезда за границу.
При разработке концепции создания государственной системы изготовления, оформления, выдачи и контроля биометрических документов учтен опыт развитых зарубежных стран и заложен подход, направленный на создание в республике двухдокументарной системы: ID-карта будет являться документом, удостоверяющим личность внутри страны и пропуском в информационную среду, биометрический паспорт — документом, удостоверяющим личность и гражданство владельца при пересечении границ государств и пребывании за границей.
Биометрический паспорт отличается от обычного тем, что в него встроена специальная микросхема (в виде электронного чипа), содержащая фотографию владельца, а также его данные: фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер паспорта, дату его выдачи и окончания срока действия, а также иные, установленные законодательством дополнительные сведения о владельце. Международной организацией гражданской авиации (ICAO) предусматривается возможность хранения в микросхеме специальной биометрической информации, к которой относятся специфические характеристики (цифровая фотография, отпечатки пальцев), присущие конкретному человеку и используемые для его идентификации.
На пунктах пограничного контроля установлено оборудование, позволяющее считывать данные с микрочипа, встроенного в паспорт, и сравнивать их с данными, полученными непосредственно в пункте пропуска, что значительно сокращает время ввода данных в пограничную систему о лице, пересекающем границу, а также принятия решения о пропуске через Государственную границу Республики Беларусь.
В настоящее время в международной практике используются следующие биометрические параметры:
- лицевая биометрия, предусматривающая нанесение изображения владельца в паспорт с использованием цифровой фотографии высокого качества (первичный биометрический признак);
- отпечатки пальцев или сканирование радужной оболочки глаза (вторичный биометрический признак).
Также с учетом опыта Российской Федерации для граждан предусматривается возможность получения двух биометрических паспортов. Это позволит, например, совмещать необходимые поездки и оформление новой визы, использование (сохранение) открытых виз при условии, что в паспорте закончились свободные страницы, одновременно оформить визы в несколько стран, даст возможность наносить визиты в конфликтующие государства, которые при отметках о посещении враждующей страны отказывают в пересечении своих государственных границ.
ID-карта в первую очередь будет являться документом, удостоверяющим личность, с расширенным функционалом. ID-карту будут выдавать на возмездной основе, срок действия которой установлен в 10 лет.
ID-карта представляет собой пластиковую смарт-карту с интегральной микросхемой, содержащей электронное средство биометрической идентификации и криптографический токен аутентификации — информацию о держателе карты в текстовом, машиносчитываемом и электронном видах, включая его фотографию, имя, идентификационный номер, образец подписи, биометрическую информацию, записанные в электронном чипе. Она функциональна, удобна, практична и долговечна, обладает значительными уровнями защиты как от подделки, так и несанкционированного доступа к личной информации.
Таким образом,
выдаваемая владельцу ID-карта представляет собой полноценный документ, удостоверяющий личность, с возможностью совершения юридически значимых действий за счет использования личной ЭЦП.
На ID-карте будут находиться группы данных о гражданине в соответствии с профилем криптографического токена аутентификации, разработанным в рамках опытно-конструкторской работы «Разработка криптографического токена аутентификации на идентификационной карте». С помощью прикладного программного обеспечения, находящегося на ID-карте, будет возможна выработка ЭЦП. Для прохождения процедуры идентификации необходимо будет ввести секретный цифровой код (PIN 1), для выработки ЭЦП — PIN 2.
ID-карта позволит получать гражданину различные услуги и совершать юридически значимые действия в электронном виде, а государственным органам и иным организациям — осуществлять административные процедуры в автоматизированном режиме.
Порядок получения электронной услуги с помощью ID-карты
Основными компонентами взаимодействия с ID-картой будут считыватель, Единая система идентификации физических и юридических лиц (далее — ЕС ИФЮЛ), посредством которой будет осуществляться аутентификация с использованием ID-карты, и клиентская программа.
Предполагается два сценария получения электронной услуги с помощью ID-карты.
В первом сценарии гражданин приобретает считыватель ID-карт и устанавливает клиентскую программу на свой персональный компьютер, необходимую для взаимодействия считывателя с ID-картой и подписания электронных документов. Далее заходит на единый портал электронных услуг и проходит процедуру авторизации. Клиентская программа попросит пользователя ввести PIN 1 (6 цифр) для прохождения процедуры аутентификации с помощью ЕС ИФЮЛ. Все необходимые коды для прохождения процедуры аутентификации и использования ЭЦП будут выдаваться при получении ID-карты. После аутентификации гражданину будет доступен личный кабинет, где он сможет увидеть результат осуществления административной процедуры. При необходимости подписания документа ЭЦП клиентская программа попросит ввести PIN 2 (7 цифр).
Второй сценарий реализуется при отсутствии возможности или желания получить электронную услугу дома. Для этого необходимо прийти в организацию, предоставляющую услугу (либо место, где будет расположен терминал, функционально похожий на инфокиоск). В организации должен быть считыватель для взаимодействия с ID-картой, а на автоматизированном рабочем месте должна быть установлена клиентская программа. Ведомственная информационная система должна быть интегрирована с ОАИС и ЕС ИФЮЛ. При запросе сотрудника (оператора) государственной организации на идентификацию гражданин будет должен ввести необходимый PIN 1 либо PIN 2 для подписания ЭЦП.
Владельцам дипломатических и служебных паспортов граждан Республики Беларусь
Для дипломатических и служебных паспортов граждан Республики Беларусь предполагается постепенный переход на соответствующие биометрические документы.
Все документы, удостоверяющие личность, а также документы для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь, выдаваемые в Республике Беларусь иностранцам, постепенно будут заменяться биометрическими.
За счет того что при персонализации ID-карты учитываются требования Международной организации гражданской авиации (ICAO) к машиносчитываемым документам, в перспективе допускается возможность ее использования в качестве документа для выезда за границу при условии заключения соответствующих международных договоров. Наиболее перспективным является заключение соответствующего международного договора в рамках Евразийского экономического союза.
Порядок внесения в ID-карту фамилии несовершеннолетнего гражданина
В случае отсутствия фамилии в документе о рождении, выданном компетентным органом иностранного государства, будет возможно вносить ее в ID-карту несовершеннолетнего гражданина на основании заявления произвольной формы его законных представителей (единственного законного представителя). Аналогичный порядок действует при отсутствии отчества в документе о рождении ребенка.
С каждым годом все больше детей, граждан страны, рождается за ее пределами, в том числе в Китае, Иране, странах Персидского залива (ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др.). В этих странах в свидетельстве о рождении детей отсутствуют фамилии как самих новорожденных, так и их родителей. Законным представителям несовершеннолетних по приезду в Республику Беларусь приходится обращаться в органы опеки и попечительства и (или) суд, что занимает продолжительное время. Отсутствие фамилии в свидетельстве о рождении гражданина Республики Беларусь законодательно не предусмотрено. Предоставление законодательной возможности с согласия родителей вносить фамилию ребенка в документы, удостоверяющие личность, позволяет разрешить сложившую ситуацию в максимально короткий срок без дополнительных обращений в государственные органы. Предусмотрен аналогичный порядок присвоения отчества детям, родившимся за пределами Республики Беларусь.
Соответствующей функцией принятия решения при присвоении фамилии наделены сотрудники подразделений по гражданству и миграции, которые всесторонне и объективно смогут оценить сложившуюся ситуацию, убедиться в достоверности личности законных представителей, проверить необходимые сведения по имеющимся информационным учетам, в случае надобности связаться с должностными лицами загранучреждений Республики Беларусь для изучения представленной информации.
При этом принятие данного решения не ограничено рамками отдельной административной процедуры, так как для его вынесения может возникнуть необходимость направления запросов и (или) истребования дополнительных документов в рамках осуществления проверочных мероприятий. Принятие решения будет оформляться заключением и храниться без ограничения срока. При осуществлении нотариальных и иных процедур будет дана возможность обратиться к заключению для разрешения возникших спорных вопросов.
О выезде из Республики Беларусь
В Положение о банке данных о гражданах Республики Беларусь, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено, утвержденное Указом № 643, внесены изменения:
- в целях приведения терминологии в соответствие в рамках введения биометрических документов;
- в связи с принятием нового Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, ст. 8.15 которого предусмотрена возможность применения судьей в целях обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа за совершение административного правонарушения против порядка управления временного ограничения права лица на выезд из Республики Беларусь.
В качестве основания для отказа в выдаче биометрического документа для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь предусматривается наличие решения о временном ограничении права на выезд из Республики Беларусь. Данное основание введено впервые.
Выезд на постоянное проживание за пределы Республики Беларусь
Для упрощения порядка выезда граждан Республики Беларусь на постоянное проживание за пределы Республики Беларусь сложная многоступенчатая процедура выдачи специального паспорта для постоянного проживания за границей заменена процедурой оформления выезда для постоянного проживания (оформления постоянного проживания) за пределами Республики Беларусь. При наличии действительного паспорта гражданина Республики Беларусь или действительного биометрического паспорта не потребуется получение нового биометрического паспорта.
Обращения граждан по данному вопросу будут завершаться выдачей уведомления о принятом решении органом внутренних дел или загранучреждением Республики Беларусь. Снятие с регистрационного учета по месту жительства будет производиться в течение трех (пяти) дней в зависимости от органа, принявшего решение. Корректировка процедуры обусловлена изменениями, произошедшими в законодательстве о воинской обязанности, необходимостью обеспечения и защиты интересов иных категорий белорусских граждан, переезжающих на постоянное место жительство за границу, в части беспрепятственной продажи имущества, а также обеспечения принципа свободы передвижения.
Некоторые выводы
Таким образом, издание Указа № 107 направлено на:
- повышение степени защиты документа от подделки и облегчение процедур прохождения пограничного контроля (сведение к минимуму вероятности совершения ошибки контролером и сокращение времени идентификации);
- повышение доверия к владельцу документа;
- облегчение поездок граждан, в том числе на безвизовой основе;
- повышение эффективности выполнения административных процедур;
- предоставление гражданам удобного и универсального инструмента для получения социальных услуг и доступа к государственным информационным ресурсам;
- создание национального сертифицирующего полномочного органа с правом подписи.
Кроме того, введение высокозащищенных биометрических документов даст мощный толчок в развитии инфраструктуры «Электронного Правительства» и электронных услуг за счет использования личной ЭЦП владельца ID-карты, а также будет способствовать укреплению национальной безопасности страны и улучшению имиджа Республики Беларусь на международной арене, сближению позиций Беларуси и Евросоюза в принятии соглашений об упрощении визового режима.
Основные положения Указа № 107 вступили в силу 01.09.2021.