Договорные отношения в сфере туризма

Автор: Сергей ОВСЕЙКО, кандидат юридических наук.

Приближается отпускной период. Многие из нас уже определились, как проведут свой отпуск, некоторые уже посетили или собираются в ближайшее время посетить туристические агентства с целью приобретения путевки в далекие и не очень страны. Искренне желаем всем нашим читателям удачных туристических поездок без неприятных приключений и нежелательных сюрпризов. Но заметим, что и здесь быть юридически подкованным человеком — дело совсем не лишнее. На всякий случай.

 

Более свежая информация по данной теме ТУТ.

 

Правоотношения в сфере туризма во многих странах регламентируются достаточно большим количеством документов, и Республика Беларусь не стала здесь исключением. Перечислим основные из них, ранжируя по степени значимости:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь, гл. 39 «Возмездное оказание услуг» (далее — ГК). В п. 2 ст. 733 ГК туристические договоры прямо подве­дены под сферу действия названной главы; в ст. 737 ГК содержится отсылка и к другим статьям ГК, по­священным договорам подряда и бытового подряда, которые также подлежат применению к договорам на оказание туристических услуг;
  • Закон Республики Беларусь от 25.11.1999 № 326-З «О туризме» (далее – Закон о туризме);
  • Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» в редакции Закона от 08.07.2008 № 366-З (далее — Закон о защите прав потребителей);
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.10.2010 № 1431, которым утверждена типовая форма договора на оказание туристических услуг. Сразу подчеркнем юридическую природу типового дого­вора — в отличие, скажем, от примерного договора, условия которого могут изменяться сторо­нами, типовой договор устанавливает обязательные для сторон и не подлежащие пересмотру ими правила (п. 4 ст. 396 ГК).

 

С кем имеем дело

Закон о туризме разделяет туристическую деятельность на  туроператорскую и турагентскую (к слову, ни та, ни другая с этого года уже не лицензируются).

Туроператор осуществляет разработку и продвижение туристического продукта, рассчитанного на массовый потре­бительский спрос, а также его реализацию турагентам и туристам. Он генерирует маршрут в составе комплексных туристических услуг (турпакет, турпутевка); при подготовке и реализации туристического маршрута за­ключает разнообразные договоры с перевозчиками, оте­лями, гостиницами, ресторанами, службами и предпри­ятиями туристическо-экскурсионного обслуживания.

Турагент— посредник между туроператором и потре­бителем, осуществляющий продвижение и реализацию турпродукта и сопутствующих услуг. В международной практике часто в цепочке посредников участвует несколь­ко турагентств (оптовик и агенты, «торгующие» турпродуктом в розницу). Поэтому договорные отношения в сфере туризма включают в себя как правоотношения между турагентствами и потребителями (туристами), так и отношения между туроператорами и турагентами.

Обычно отношения между туроператорами и тура­гентами строятся по одной из трех правовых моде­лей[1]:    

  • как договор поручения, по которому туропе­ратор (доверитель), расположенный за рубежом, по­ручает белорусскому турагенту (поверенному) заклю­чить от имени доверителя договоры с потребителями;
  • как договор комиссии, когда в роли комитента выступает зарубежный туроператор, а в роли комис­сионера — белорусский турагент. Именно эту модель Закон о туризме рассматривает в качестве основной.  С точки зрения валютного законодательства, туристы имеют возмож­ность оплатить стоимость услуг туроператора как не­посредственно за рубежом, так и при заключении договора с турагентством. Расчеты в последнем случае могут осуществляться и в иностранной валюте, но только при условии наличия разрешения Национального банка Республики Беларусь на осуществление субъектом валютных операций расчетов за иностранную валюту;
  • как договор купли-продажи имущественных прав (турпродукта)[2].  В последнем случае  расчеты  могут  осуществляться  только  между туристом и турагентом.

 

Договор на оказание туристических услуг

Отношения между потребителем и турагентством строятся на основании туристического договора. Согласно ст. 17 Закона о туризме к его суще­ственным условиям относятся:

  • стоимость туристических услуг, сроки и порядок их оплаты;
  • сведения об исполнителе, включая данные о специальном разрешении (лицензии) на осуществление туристической деятельности, его месте нахождения (месте жительства индивидуального предпринимателя) и банковские реквизиты;
  • сведения о заказчике в объеме, необходимом для оказания туристических услуг;
  • программа туристического путешествия;
  • права, обязанности и ответственность сторон;
  • условия изменения и расторжения договора оказания туристических услуг, порядок урегулирования возникших споров и возмещения причиненных убытков (вреда);
  • иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Порядок заключения туристического договора имеет ряд особенностей. Как известно, реклама и другие коммерческие предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, обычно не связывают своего автора какими-либо обязательствами (оферта), а рассматриваются лишь как приглашение адресатам делать оферты (п. 1 ст. 407 ГК). Но если письменная информация о туристическом продукте (объявления, рекламные проспек­ты, буклеты и т.п.) содержит все существенные усло­вия договора и оформлена как предложение, то она признается публичной офертой. Это значит, что кон­кретный заказ туриста (или лица, уполномоченного представлять группу туристов), оформленный в пись­менной форме, признается акцептом и в момент получе­ния турфирмой заказа договор между нею и туристом считается заключенным (п. 1 ст. 403 ГК).

Закон о защите прав потребителей (ст. 7–8) содержит перечень обязательных сведений о продукте и исполнителе, которые должны предоставляться заказчику. Согласно ст. 31 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» ненадлежащая рекла­ма влечет ответственность турфирмы не только за материальный, но и за моральный ущерб, причинен­ный туристу.

Ранее действовавшая редакция Закона о туризме рассматривала договор, заключенный путем обмена офертой и ее акцепта, в качестве предварительного. В действующей редакции подобных норм нет. В настоящее время согласно ст. 16 Закона о туризме:

  • реализация тура субъекту туристической деятельности (в частности, туроператором турагенту) осуществляется на основании договора комиссии или иных договоров, не запрещенных законодательством;
  • реализация тура участнику туристической деятельности осуществляется на основании договора оказания туристических услуг.

Поскольку последний является разновидностью договора возмездного оказания услуг, турфирма вправе отказаться от исполнения своих обязательств лишь при условии полного возмещения заказчику убытков (п. 2 ст. 736 ГК). Для туристов действует общее правило, установленное п. 1 назван­ной статьи, предоставляющее им право в любое время отказаться от исполнения договора возмездного оказа­ния услуг при оплате турфирме фактически понесен­ных расходов.

В отличие от ранее действующих редакций Закона о туризме и типового договора на оказание туристических услуг теперешнее законодательство не содержит детальных правил (оснований) изменения и расторжения уже заключенного договора. Типовая форма договора упоминает только об обязанности исполнителя:

- в  случае  отсутствия минимального количества человек информировать заказчика не позднее чем за 10 календарных дней до начала туристического путешествия. В этом случае договор  прекращает  свое действие при условии  возврата  исполнителем  стоимости оплаченных туристических услуг;

- если  во  время  осуществления  туристического путешествия окажется,   что   объем  и  качество  оказываемых  туристических  услуг  не соответствуют  условиям договора и требованиям законодательства, заменить   туристические   услуги,   оказываемые   во  время  осуществления туристического  путешествия, туристическими услугами аналогичного или более высокого  качества  без дополнительных расходов для заказчика, а с согласия заказчика  либо  туриста — туристическими услугами более низкого качества с возмещением заказчику   разницы  между  стоимостью  туристических  услуг, указанных в договоре,  и  стоимостью  фактически оказанных туристических услуг.

 

Помните, что вы потребитель

Согласно ст. 31 Закона о защите прав потребителей при обнаружении отступлений от условий договора, ухудшивших услугу, или иных недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
  • соразмерного уменьшения установленной цены оказанной услуги;
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного оказания услуги, если это возможно;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

При этом удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном оказании услуги не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания оказания услуги.

Кроме того, потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать возврата уплаченной за оказанную услугу денежной суммы, если недостатки оказанной услуги в течение 14 дней (если иной срок не предусмотрен договором) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать возврата уплаченной за оказанную услугу денежной суммы, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или отступления от условий договора, ухудшившие услугу.

Потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги и (или) расторжением договора об оказании услуги и возвратом уплаченной за оказанную услугу денежной суммы, и уплаты неустойки, если отступления от условий договора, ухудшившие услугу, или иные недостатки оказанной услуги в установленный договором срок не были устранены либо являются существенными. Требования, указанные в ст. 31 Закона о защите прав потребителей, подлежат удовлетворению исполнителем, как правило, в течение 7 дней. Причем за нарушение данного срока исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку в размере 1% цены оказания услуги, если договором не предусмотрен более высокий ее размер.

Помимо уплаты неустойки потре­битель вправе требовать возмещения убытков (п. 1 ст. 364 ГК), а при наличии вины турфирмы — и возмеще­ния морального вреда (ст. 18 Закона о защите прав потребителей)[3]. Однако для предъявления иска о возмещении морального вреда согласно сложившейся судебной практике[4] туристу придется доказать нрав­ственные или физические страдания, причиненные дей­ствиями (бездействием), посягающими на принадлежа­щие гражданину нематериальные блага, нарушающие его личные неимущест­венные или имущественные права. К нематериальным благам относятся жизнь, здо­ровье, достоинство личности, деловая репутация, не­прикосновенность частной жизни, личной и семейной тайны и т.п. В исковом заявле­нии о компенсации морального вреда должно быть ука­зано, при каких конкретных обстоятельствах и какими действиями (бездействиями) истцу причинены нравствен­ные или физические страдания, в чем они выражаются.

 

Кто ответит?

В соответствии со ст. 17 Закона о туризме туроператор и турагент несут ответственность перед туристами за неисполнение обязательств, обозначен­ных в договоре, независимо от того, будут ли они исполняться туроператором, турагентом или иным лицом, предоставляющим турпродукт. Например, потребитель, недовольный качеством услуг, оказывае­мых туроператором, вправе предъявить иск как само­му туроператору, расположенному за рубежом, так и отечественному турагенту. Это не всегда соответствует общим правилам гражданского права, согласно кото­рым иск может быть предъявлен только тому лицу, с которым истец состоит в договорных отношениях.

Например, турагент заключил с туроператором дого­вор поручения, и, следовательно, все обязанности по туристическому договору возникают непосредственно у туроператора (п. 1 ст. 861 ГК). Вместе с тем воз­ложение ответственности за действия последнего на турагента характерно для законодательства о защите прав потребителя и отвечает, прежде всего, интересам клиента (в частности, избавляет от необходимости обращаться с исками в иностранные суды). Выбор применимого права в таких случаях подчиняется ст. 1130 ГК, согласно которой к требованию о возмещении ущерба, возникшего у потребителя в связи с покупкой товара или оказанием услуги, по выбору потребителя применяется право страны, где:

1) находится место жительства потребителя;

2) находится место жительства или место нахождения производителя или лица, оказавшего услугу;

3) потребитель приобрел товар или ему была оказана услуга.

Белорусское законодательство, к слову, не устанавливает ни сокращенные сроки давности по искам к турфирмам, ни обязательный досудебный порядок урегулирования претензий. Более того, на требования потребителей о компенсации морального вреда срок исковой давности вообще не распространяется (ст. 209 ГК). В то время как такие сокращенные сроки, а также дополнительные требования в части досудебного порядка установлены в законодательстве ряда стран. Например, в Германии, где ежегодно национальные арбитражи рассматривают до 0,5 млн жалоб туристов на некачественный сервис, действует месячный срок для заявления претензий потребителями и сокращенный 6-месячный срок иско­вой давности. В России установлен 20-дневный срок для заявления претензий к качеству туристических услуг и 10-дневный срок для их удовле­творения.



[1] С учетом того, что в настоящее время число граждан Беларуси, выезжающих в качестве туристов за рубеж, многократно превышает поток иностранных туристов в нашу страну, в дальнейшем будут рассматриваться юридические конст­рукции договоров применительно только к выездному туризму. — Здесь и далее примеч. авт.

[2] Российское законодательство рассматривает туристический договор как разновидность договора розничной купли-продажи.

[3] Наше законодательство не устанавливает предельный размер возмещения, подлежащего выплате турфирмой, но в мировой практике он обычно не превышает 3-кратной стоимости тура.

[4] Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.09.2000 № 7 «О применении судами законода­тельства, регулирующего компенсацию морального вреда».

"Личный юрист", № 4/2011