Создание бизнеса в Беларуси с нуля. «На пальцах» о сложном
Существует ошибочное мнение о том, что в Республике Беларусь тяжело начать свое собственное дело. Одни утверждают, что конкуренция настолько высока, что не имеет смысла даже и пытаться занять свою нишу на рынке. Другие – что, так называемая, государственная бюрократическая машина убивает любую инициативу. И то и другое является мифом, придуманным конкурентами с одной стороны, и ленивыми мечтателями – с другой.
Данная статья будет полезна также и тем менеджерам компаний, бизнес которых зашел в тупик. Час пик легко распознать. В таких ситуациях обычно возникает четкое ощущение наступления того момента, когда необходимо что-то кардинально менять в своей деятельности.
В соответствии со словарем Ожегова, предприниматель – это владелец предприятия, фирмы, а также вообще деятель в экономической, финансовой сфере. Предприимчивый и практичный человек. Посему выдвигаем тезисы: «Дорогу осилит идущий» или, если совсем просто, то – «Хватит ныть».
Выбор вида деятельности
При определенном подходе – это, оказывается, не так уж и сложно. Вспомните все, чем вы лично в своей жизни пробовали заниматься. Чтобы бизнес не стал каторгой, необходимо делать то, к чему лежит ваша душа. Не получится из человека продавец, если он стесняется торговать. Конечно, можно поломать психологию восприятия мира человека, как и всю его последующую жизнь, на всевозможных тренингах. Но стоит ли игра свеч. В современных условиях недобросовестной конкуренции любой торговец стоит перед выбором – честно раскрывать информацию покупателям о товаре, либо что-то недосказать или приукрасить. И не важно, о чем идет речь: о банковском продукте или туалетной бумаге. Принцип построения системы продаж откровенно идентичный. Если вы не готовы идти на сделку с совестью – продажи не для вас.
Не стоит забывать и том, что кроме личных симпатий к тому или иному роду занятий, необходимо еще и наличие определенных навыков, а также профессиональных знаний. В этом деле слишком рискованно строить иллюзии и замки из песка.
Кроме этого, есть предпочтения и у непосредственно государства к тому, какая деятельность будет развиваться на его территории. Традиционно – это производство и создание внутреннего валового продукта. А вот за проведение некоторых посреднических, а проще говоря – спекулятивных торговых операций, до недавнего времени можно было вообще понести достаточно серьезную ответственность.
Название компании
Избитая фраза: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет», – не пустой звук в нашей ситуации. Это, если хотите, краеугольный камень в основании вашего бизнеса. Ни кто не станет воспринимать серьезно компанию с наименованием, например, ООО «Ромашка» если она хочет поставлять оборудование для рудников. С другой стороны, такое название будет весьма удачным для производителя детских площадок. Однако, не стоит нагромождать и усложнять восприятие бренда. Чем проще будет наименование, тем доступней оно будет для контрагента. Опыт таких мировых брендов, как Apple только свидетельствует об этом.
В связи с этим обстоятельством, однозначно рекомендуем потратить время на подбор имени собственного для вашего «детища» и подойти к этому вопросу на перспективу креативно.
Льготные зоны для ведения бизнеса
Если вы намерены заниматься не просто торговлей товарами, а решили организовать собственное производство, стоит подумать о регистрации своего предприятия в зоне с льготными правилами игры. Допустим, вы захотели самостоятельно производить средства для идентификации животных в сельском хозяйстве.
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь от 07.12.1998 № 213-З «О свободных экономических зонах», свободные экономические зоны создаются в целях содействия социально-экономическому развитию Республики Беларусь и отдельных административно-территориальных единиц, привлечения инвестиций в создание и развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях, и (или) в иных целях, определяемых при создании свободной экономической зоны (далее – СЭЗ).
По информации сайта Министерства экономики Республики Беларусь, в настоящее время в Беларуси функционируют шесть свободных экономических зон:
- СЭЗ «Брест» (1996), www.fez.brest.by ,
- СЭЗ «Гомель-Ратон» (1998) www.gomelraton.com,
- СЭЗ «Минск» (1998) www.fezminsk.by,
- СЭЗ «Витебск» (1999), www.fez-vitebsk.com,
- СЭЗ «Могилев» (2002) www.fezmogilev.by,
- СЭЗ «Гродноинвест» (2002), www.grodnoinvest.com
Резидентам СЭЗ предоставляются следующие льготы и преференции:
1) прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства на экспорт или другим резидентам белорусских СЭЗ, освобождается от налога на прибыль в течение 10 лет от даты объявления ими валовой прибыли; в дальнейшем применяется пониженная на 50% ставка налога на прибыль (но не более чем 12%);
2) освобождение от налога на недвижимость:
- в течение трех лет с момента регистрации в СЭЗ по зданиям и сооружениям, возникшим (приобретенным) в этот период;
- по зданиям и сооружениям, расположенным на территории соответствующей СЭЗ, независимо от направления их использования (при условии реализации продукции на экспорт и (или) другим резидентам белорусских СЭЗ);
3) освобождение от уплаты земельного налога за земельные участки:
- на период проектирования и строительства объектов, но не более пяти лет с даты регистрации в качестве резидента СЭЗ;
- с 01.01.2017 по 31.12.2021 независимо от направления их использования (при условии реализации продукции на экспорт и (или) другим резидентам белорусских СЭЗ);
4) освобождение от уплаты арендной платы за земельные участки:
- на период проектирования и строительства объектов, но не более пяти лет с даты регистрации в качестве резидента СЭЗ;
- независимо от направления их использования (при условии реализации продукции на экспорт и (или) другим резидентам белорусских СЭЗ);
5) освобождение от уплаты госпошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым резидентом СЭЗ для реализации инвестиционного проекта на территории СЭЗ, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь;
6) финансирование расходов на создание инженерной и транспортной инфраструктуры, требуемой для реализации инвестиционного проекта резидента СЭЗ, в первоочередном порядке за счет средств, предусматриваемых в Государственной инвестиционной программе и местных бюджетах, в случае реализации резидентом СЭЗ инвестиционного проекта с заявленным объемом инвестиций более 10 млн. евро.
Кроме этого, есть определенные льготы по таможенным платежам.
Информационное продвижение компании
Далее создаем доступную и публичную информацию о компании. В эпоху активного продвижения коммерции в сети Интернет любая компания, нуждающаяся в признании ее потенциальными контрагентами в качестве партнера, должна иметь свой веб-сайт (от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети»).
Хороший сайт стоит дорого. Поэтому целесообразно начать с пока еще бесплатных ресурсов. Можно зарегистрировать свои страницы в социальных сетях, например, «Facebook» или «ВКонтакте». Это позволит в кратчайшие сроки добиться того, что по наименованию компании поисковые системы (например, такие как Google или Яндекс) будут приводить клиентов к вам на страничку.
Тут главное не скупиться на оригинальный контент – еще одно новое модное иностранное слово, обозначающее информационное содержание сайта (тексты, графическая, звуковая информация и др.). Кроме этого, желательно зарегистрироваться на всевозможных электронных торговых площадках Беларуси (pulscen.by, deal.by, flagma.by и др.). Также, не лишним будет разместить несколько статей в периодических специализированных изданиях.
Очень полезным занятием является посещение профессиональных выставок, например, организуемых Республиканским унитарным предприятием «Национальный выставочный центр «БелЭкспо» (с годовым планом проведения мероприятий можно ознакомиться на сайте РУП). На выставках можно завести полезные профессиональные контакты и в свободной обстановке пообщаться со специалистами. Не забудьте изготовить визитки и какой-то презентационный материал о своей компании – так больше шансов, что вас запомнят партнеры. Сходите с официальным визитом в местную администрацию и региональное отделение Белорусской торгово-промышленной палаты – там вам расскажут о возможностях государственной политики в отношении поддержки и развития бизнеса в нашей стране. С помощью БелТПП можно посетить различные экономические форумы и международные мероприятия за границей, провести презентацию своей компании.
Финансирование и оборотные показатели
Для получения финансирования, в том числе кредитования своих бизнес-процессов, вам придется показать активную коммерческую деятельность за конкретный отчетный период. Инвесторы, равно как и кредитно-финансовые учреждения не любят давать деньги в неработающие проекты.
Как этого достичь, не имея начального капитала? Можно подумать о торговых операциях, за которые ленятся браться другие игроки рынка по причине их низкой доходности. Ну, например, если вы все-таки продолжаете идти курсом на получения доли рынка оборота товаров по идентификации животных, обратитесь к своим конкурентам. Предложите им свои услуги в качестве мелкого регионального дилера. Наверняка у них есть в перечне клиентов сельскохозяйственные предприятия с низкой платежеспособностью или удаленные от складских помещений. Переведите свои отношения в плоскость сотрудничества, и ваши будущие соперники с удовольствием передадут проблемных клиентов на ваше обеспечение их собственными товарами с отсрочкой платежа (или на реализацию). Безусловно, что вам придется повозиться с данного рода покупателями. Но так вы получите свою первую оборотную массу, а на ваших балансовых и банковских счетах появятся цифры.
Имея в своем активе обороты по счетам и практический опыт работы, можно смело обращаться за финансированием к ростовщикам. При условии, однако, что у вас есть уже свое собственное понимание, куда вы намерены потратить необходимые средства и, главное, как их возвращать. А для этого вам необходимо составить реалистический бизнес-план, предусматривающий не только получение гипотетической золотой горы денег, но и все сопутствующие с текущей деятельностью расходы. В этом случае, скорее всего, ваша компания сможет получить целевое финансирование на приобретение основных или оборотных средств.
Тендеры и государственные закупки
Теперь, когда у вашей компании есть определенный имидж, информация об организации доступна в сети Интеренет, а баланс имеет определенную историю движения средств, можно начать делать первые шаги в получении крупного контракта на поставку продукции.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» интернет ресурс www.icetrade.by определен, как официальный сайт по госзакупкам для размещения на нем информации о госзакупках и актов законодательства, регулирующих сферу госзакупок. Оператором является информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».
На данной площадке функционирует, информационная система (ИС) «Тендеры», созданная для размещения информации о закупках, осуществляемых предприятиями и организациями за счет собственных средств. Размещение информации о закупках в ИС «Тендеры» регламентировано постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств».
Основная задача ресурса – обеспечение информационной открытости и прозрачности закупок, осуществляемых белорусскими субъектами хозяйствования.
Конечно же, официально размещенная информация о планируемой закупке – это лишь вершина айсберга. А всей этой картине предшествует большая кропотливая работа по подготовке к участию в тендере.
К примеру, вам удалось на специализированной сельскохозяйственной выставке познакомиться с работниками предприятия по выращиванию крупного рогатого скота. Смело связывайтесь с ними и согласовывайте свой визит к ним в хозяйство. На месте необходимо собрать информацию о планируемых тендерах по приобретению средств идентификации животных, основных имеющихся поставщиках и их продукции, а также о ценах, по которым осуществлялись последние поставки.
Если ваше предприятие еще не готово к собственному производству – по аналогичной схеме можно вооружиться данными по иному товару (оборудованию), планируемому к ближайшей закупке в посещаемом хозяйстве. Имея необходимую информацию, начинаете тщательно изучать предложения производителей в сети Интернет. Наверняка найдется новый, еще не популярный, бренд с низкоценовыми товарными позициями. Связывайтесь с администрацией производства и в информационном письме рассказывайте о перспективах для его продукции на белорусском рынке. Цель этого общения должна свестись к получению прав по реализации товаров этого бренда на территории Республики Беларусь на наиболее выгодных для вашей компании позициях.
И главное помните – нет ничего невозможного. Но получению прибыли предшествуют профессионально спланированные мероприятия и творческий подход в реализации проекта.
Смотрите также: