Если жаловаться — то по правилам

Автор: Валентина ПОДГРУША, заслуженный юрист Республики Беларусь.

В нашем государстве работе с обращениями граждан уделяется огромное внимание. Об этом свидетельствуют и данные мониторинга этой работы, ставшего уже доброй традицией, и постоянное совершенствование законодательства. На решение указанных вопросов направлен и новый Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон).

Данный нормативный документ определяет:

  • основы правового регулирования обращений граждан и юридических лиц в государственные органы и иные организации;
  • понятийный аппарат;
  • сферу его действия;
  • права и обязанности заявителей и гарантии их прав;
  • порядок организации личного приема граждан;
  • порядок подачи письменных обращений;
  • сроки рассмотрения обращений;
  • требования к письменным ответам на обращения;
  • особенности рассмотрения отдельных видов обращений (повторных, коллективных, анонимных, электронных) и др.

В отдельной главе Закона сосредоточены нормы, касающиеся ответственности за нарушение законодательства при подаче и рассмотрении обращений, контроля и надзора за соблюдением порядка рассмотрения обращений.

Действие Закона, как это предусмотрено в его ст. 2, распространяется на обращения граждан и юридических лиц, в том числе поступившие от юридических лиц, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения. Действие Закона не распространяется также на переписку государственных органов при выполнении ими функций, возложенных на них нормативными правовыми актами.

В связи с этим представляется оправданным рассмотреть отдельные положения Закона, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Республики Беларусь, сформулированных и изложенных в решении от 07.07.2011 № Р-618/2011 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц», принятого по результатам проверки указанного Закона на предмет его конституционности в порядке обязательного предварительного контроля.

Как отметил Конституционный Суд в своем решении, положениями Закона определяется порядок реализации конституционного права граждан на обращения в государственные органы, закрепленного в ст. 40 Конституции Республики Беларусь (далее — Конституция).При этом развиваются положения Основного Закона страны путем:

  • расширения сферы применения права на обращение;
  • предоставления права как гражданам, в том числе ИП, так и юридическим лицам подавать обращения не только в государственные органы, но и в иные организации, граждан — к ИП;
  • определения форм обращения и их содержания;
  • уточнения порядка рассмотрения письменных обращений, в которых обжалуются судебные постановления, повторных обращений заявителей, поступающих от граждан благодарностей.

Тем самым в Законе устанавливается более полный механизм реализации ст. 40 Конституции.

 

Право на обращение

Как предусмотрено в ст. 3 Закона, граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений, а также к индивидуальным предпринимателям путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.

Юридические лица Республики Беларусь, ИП имеют право на обращение в организации путем подачи письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений), электронных или устных обращений.

Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, представительства иностранных организаций пользуются правом на обращение наравне с гражданами Республики Беларусь и юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами Республики Беларусь.

Право на обращение реализуется заявителями добровольно. Осуществление заявителями их права на обращение не должно нарушать права, свободы и (или) законные интересы других лиц.

При реализации права на обращение граждане и юридические лица вправе воспользоваться институтом представительства.

Так, в соответствии со ст. 4 Закона граждане реализуют право на обращение лично либо через своих представителей. Личное участие граждан при подаче и рассмотрении обращений не лишает их права иметь представителей, равно как и участие представителей не лишает граждан права на личное участие при подаче и рассмотрении обращений. Письменные и электронные обращения от имени недееспособных граждан подаются их законными представителями. Устные обращения недееспособных граждан излагаются на личном приеме их законными представителями.

Юридические лица реализуют право на обращение через свои органы или своих представителей.

Статьей 5 Закона установлено, что должностные лица и иные работники организаций, ИП и их работники не имеют права разглашать сведения о личной жизни граждан без их согласия, а также сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну, ставшие им известными в связи с рассмотрением обращений. Оценивая эти положения, Конституционный Суд пришел к выводу о том, что установленный запрет согласуется с требованиями ст. 28 Конституции, закрепляющей право каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь.

 

Личный прием

Подробным образом изложены в ст. 6 Закона правила личного приема граждан, их представителей, представителей юридических лиц.

Гарантией личного приема выступает то обстоятельство, что должностные лица организаций, проводящие личный прием, не вправе отказать в таком приеме при обращении по вопросам, относящимся к компетенции этих организаций, за исключением случаев, когда заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо когда переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена.

В силу требований п. 3 ст. 6 Закона руководители организаций и уполномоченные ими должностные лица обязаны проводить личный прием не реже 1 раза в месяц в установленные дни и часы. Информация о времени и месте проведения личного приема, а при наличии предварительной записи на личный прием — о порядке его осуществления размещается в организациях в общедоступных местах (на информационных стендах, табло и (или) иным способом). График личного приема и порядок предварительной записи на личный прием устанавливаются руководителем организации.

При временном отсутствии в день личного приема руководителя организации прием проводит лицо, исполняющее его обязанности. При временном отсутствии в день личного приема иного должностного лица, проводящего личный прием, руководитель организации обязан обеспечить своевременное и надлежащее выполнение функций временно отсутствующего должностного лица другим должностным лицом организации. Если на день личного приема приходится государственный праздник или праздничный день, объявленный Президентом Республики Беларусь нерабочим, день личного приема переносится на следующий за ним рабочий день.

Личный прием может проводиться не только по месту нахождения государственного органа, иной организации — по решению руководителя организации могут быть организованы выездной личный прием, а также предварительная запись на такой прием.

 

 

Права и обязанности заявителей

Заявителям важно знать свои права, закрепленные в ст. 7 Закона. Среди них:

  • право на подачу обращения;
  • право на ознакомление с непосредственно относящимися к рассмотрению обращения материалами;
  • право на предоставление дополнительных документов и (или) сведений;
  • право на отзыв своего обращения и др.

По сравнению с действующим Законом Республики Беларусь от 06.06.1996 № 407 XIII «Об обращениях граждан»[1], новый Закон содержит указание на такое право заявителя, как право представлять дополнительные документы и (или) сведения либо обращаться с просьбой об их истребовании в случае, если истребование таких документов и (или) сведений не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в них не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Уточнено также право заявителя в части возможности обжалования не только ответов на обращения, но и решений об оставлении обращений без рассмотрения по существу.

Приведенный в указанной статье перечень прав заявителей не является исчерпывающим, о чем свидетельствует формулировка нормы о праве заявителей «осуществлять иные права, предусмотренные данным Законом и иными актами законодательства».

Новеллой законодательного регулирования следует признать закрепление на законодательном уровне обязанностей заявителей. Согласно ст. 8 Закона заявители обязаны:

  • соблюдать требования данного Закона;
  • вежливо относиться к работникам организаций, ИП и их работникам, не допускать употребления нецензурных либо оскорбительных слов или выражений;
  • своевременно информировать организации, ИП об изменении своего места жительства (места пребывания) или места нахождения в период рассмотрения обращения;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом и другими законодательными актами.

Как и в части прав, перечень приведенных в Законе обязанностей не является исчерпывающим, поскольку законодательными актами могут быть определены и иные обязанности заявителей.

Конституционный Суд в своем решении отметил в частности, что порядок реализации конституционного права каждого на обращение, устанавливающий не только права, но и обязанности заявителей, направлен на обеспечение надлежащей реализации этого права, исключение случаев злоупотребления правом и тем самым на создание условий для осуществления и защиты прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц, которые являются заявителями, а также прав и законных интересов государственных органов, иных организаций, прав, свобод ИП, рассматривающих обращения.

 

Подача и рассмотрение обращений

В Законе подробно регламентированы вопросы, касающиеся порядка подачи и рассмотрения обращений.

По общему правилу обращения подаются заявителями в письменной или электронной форме, а также излагаются в устной форме. Письменные обращения подаются нарочным (курьером), по почте, в ходе личного приема, путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений. Устные обращения излагаются в ходе личного приема (п. 1 ст. 10).

Обращения подаются в организации, ИП, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях.

Организации при поступлении к ним письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к их компетенции, в течение 5 дней направляют обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляют заявителей в тот же срок либо в тот же срок в порядке, установленном Законом, оставляют обращения без рассмотрения по существу и уведомляют об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях. Письменные обращения, в которых обжалуются судебные постановления, не позднее 5 дней возвращаются заявителям с разъяснением им порядка обжалования судебных постановлений.

Обращает на себя внимание то, что приведенный в Законе подход несколько расходится с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц», которым предусмотрено, что такие обращения во всех случаях должны направляться для рассмотрения по компетенции.

Если решение вопросов, изложенных в ходе личного приема, не относится к компетенции организации, в которой проводится личный прием, соответствующие должностные лица не рассматривают обращение по существу, а разъясняют, в какую организацию следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращении. Если для решения вопроса, изложенного в устном обращении и относящегося к компетенции организации, в которой проводится личный прием, требуются дополнительное изучение и проверка, обращение излагается заявителем в письменной форме и подлежит рассмотрению в порядке, установленном Законом для письменных обращений.

Обращения в соответствии с п. 5 ст. 10 Закона, содержащие информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении либо ином правонарушении, не позднее 5 дней направляются организациями, в которые они поступили, в соответствующие правоохранительные или другие государственные органы.

 

Сроки подачи обращений

Важно отметить дифференциацию законодательных подходов к решению вопросов о сроках подачи обращений в зависимости от их видов.

Если срок подачи заявлений и предложений не ограничивается (п. 1 ст. 11), то жалобы могут быть поданы заявителями в течение 3 лет со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав, свобод и (или) законных интересов. В случае если указанный срок пропущен по уважительной причине (тяжелое заболевание, инвалидность, длительная командировка и др.), наличие которой подтверждено соответствующими документами, представленными заявителем, этот срок подлежит восстановлению по решению руководителя организации или ИП, и жалоба рассматривается в порядке, установленном Законом.

Конституционный Суд признал, что установление срока для подачи жалобы направлено на обеспечение стабильности и определенности правоотношений, своевременного, в разумные сроки и объективного восстановления нарушенных прав, исключение существования незащищенного права в течение неоправданно длительного периода. Установление срока для подачи жалобы, учитывая наличие права на обращение, согласуется с ч. 4 ст. 23 Конституции, устанавливающей условия возможного ограничения прав и свобод личности: только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Указанное ограничение не искажает сущности конституционного права на обращение, не приводит к утрате его реального содержания. Такое ограничение является средством правовой защиты прав и свобод других лиц и соразмерно защищаемым Конституцией целям и ценностям.

 

Окончание см. здесь.



[1] Утрачивает силу после вступления нового Закона. – Примеч. ред.

"Личный юрист", № 11/2011